Особенности содержания и структуры школьных атласов, их анализа и оценки учителем географии
Учебный атлас как картографическое произведение создается по тем же правилам и обладает теми же свойствами, что и атласы в целом.
□ Первые учебные атласы появились в XVIII в. и содержали небольшое число карт, отображающих в основном географические особенности территорий.
☼ В 1737 г. Географическим департаментом Академии наук России был издан небольшой (27 страниц) учебный атлас с картами частей света и государств.
☼ В 1793 г. вышел большой Новый атлас при горном училище, содержащий 58 двухстраничных карт, однако территория России отображалась лишь на 2из них.
☼ В 1794 г. был издан Учебный атлас Российской империи .
Впоследствии популярными были атласы Э.Петри и Ю.М.Шокальского.
☼ Современные атласы, особенно вузовские, близки по уровню к научно-справочным.
☼ Первые школьно-краеведческие атласы появились в 30-е годы XIX в. (атлас Московской области).
☼ В 60-е годы, когда были подведены итоги теоретических разработок в области атласного картографирования, работы по созданию ШКА заметно активизировались.
За период с 1962 по 1992 г. было выпущено около 50 ШКА, в том числе 6 атласов бывших союзных республик. Большую роль в их подготовке сыграли областные и республиканские вузы (были переизданы атласы Эстонской ССР, Киевской и Тамбовской областей).
Школьные атласы как картографические произведения обладают теми же общими свойствами, которые присущи атласам вообще, но с учетом требований, вытекающих из специфики их назначения.
Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.
В настоящее время все школьные курсы географии обеспечены стабильными географическими атласами, которые наряду с учебниками являются обязательными пособиями по соответствующим темам географии. Кроме школьных поклассных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклассной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Географический атлас «Мир и человек»).
Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).
Улучшение качества ШКА неизбежно приведет к тому, что отношение к данному виду картографического произведения как к иллюстрации курса "География своей области" заменится его использованием в качестве самостоятельного и полноценного источника географических знаний. Измененный и усовершенствованный атлас послужит основой для разработки других краеведческих картографических произведений, например настенных карт.
Школьный краеведческий атлас должен содержать (Соломко А.В.): — вводный раздел, в котором необходимо указать координаты наиболее крупных центров, а также крайних географических точек территории; продолжительность самого длинного и короткого дней, основные астрономические даты;
- специальный раздел со сведениями о способах ориентирования на местности, местных особенностях и приметах;
- методический раздел со сведениями о приемах работы с картами, а также с аэрокосмическими снимками (желательно дополнить картами-транспарантами и чистыми географическими основами для выполнения заданий, типичными примерами заданий);
- справочный текст, сопровождаемый цветными фотографиями, иллюстрациями, графиками, диаграммами и прочими построениями;
- карты, подчеркивающие своеобразие территории (особенности природных условий, памятники природы и культуры, преобладающие ремесла и т.д.), а также раскрывающие региональные проблемы;
- туристские схемы населенных пунктов с описанием достопримечательностей .
В настоящее время содержание большинства атласов заметно устарело и нуждается в переработке. При этом необходимо более полное его согласование с содержанием школьных программ, использование новых приемов в компоновке и составлении отдельных карт, широкое применение материалов аэрокосмических съемок,улучшение качества печати.
В структуре отдельных школьных атласов предусматриваются специальные методические вводные разделы — по изучению особенностей карт, помещаемых в атласе, и приемов работы с ними.
Это прежде всего относится к помещенным в нем материалам, облегчающим в совокупности усвоение учащимися картографического изображения земной поверхности, ее характерных объектов и типов местности (на основе сопоставления их картографических и реально воспринимаемых изображений). Для правильного восприятия действительного вида Земли в мелком масштабе весьма ценны космические снимки ее участков, а также общего вида Земли из космоса.
В школьных атласах могут быть предусмотрены дополнительные справочные сведения, которые обычно принято помещать в особом — справочном разделе в конце атласа.
Именно так выделены сведения о важнейших реках, крупнейших озерах и островах, о самых высоких горных вершинах и наибольших глубинах океанов. Также может быть предусмотрено и задание по сопоставлению выделенных объектов.
Также надо иметь в виду, что
- в школьных атласах, имеется в наличии общей легенды , о чем иногда учащиеся «забывают», полагая, что все знаки пояснены в легенде самой карты. по ассоциации со стенными картами и в учебнике.
- в школьных атласах преимущественно для старших классов, определенные справочные данные могут помещаться и на самих картах в виде элементов дополнительной характеристики (пояснений, таблиц, диаграмм и т. п.).
Основным содержанием школьных атласов, естественно, являются сами карты, причем в большинстве атласов они занимают преобладающее количество страниц.
***Карты в школьных атласах согласованы по математической основе, содержанию и оформлению, могут группироваться в определенные разделы в соответствии со структурой атласа.
Учитель географии, хорошо знающий особенности школьных атласов и умеющий их анализировать, сможет успешно привлекать к работе с ними учащихся, прививать интерес к более полному использованию возможностей этих источников географических знаний.
Чтобы полнее использовать возможности школьных атласов, учитель географии должен уметь анализировать их как целостные картографические произведения, давать оценкукачества их содержания.