Особенности компоновки школьных карт

Компоновка школьных карт полушарий дает возможность полу­чить целостное представление о всех материках (за исключением Антарктиды). Однако из-за разрывов полушарий нельзя получить целостного представления о трех из четырех океанов.

При компоновке карт СССР (в конической проекции) остается неизображенным Северный полюс, недостаточно показаны приле­жащие территории.

Компоновка школьных мировых карт обеспечивает достаточно удачное для восприятия размещение материков и территорий СССР, но на них отрезаны рамками значительные приполярные участки земного шара, с разрывом показан Тихий океан. Поэтому изобра­жению Арктики, Антарктиды и океанов посвящают отдельные школь­ные карты.

Чтобы устранить отмеченные неизбежные недостатки школьных карт и получить правильное представление о размещении, размерах и очертаниях материков и стран, необходимо также привле­кать глобус, использовать его совместно с картами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ КАРТ

Школьные карты могут подразделяться по таким же признакам, как и все географические карты,— по охвату территории, по масш­табу, по содержанию, по назначению

1. По масштабу школьные карты делятся на три основные группы.

● большинство школьных карт — мелко­масштабные;

● средних масштабах (преимущественно 1:600 000) издаются учебные карты отдельных, входящих в состав союзных республик областей, краев и АССР и небольших зарубежных го­сударств;

● в крупных масштабах — учебные топографические карты и другие плановые изображения небольших по площади участков территорий.

2. По содержанию школьные карты обычно делятся на

об­щегеографические тематические
На общегеографических кар­тах указывается лишь название изображенной территории и их принадлежность по назначению (учебная карта). Как и на всех тематических кар­тах, конкретная тематика содержания учебных тематических карт обычно дается в самом их названии.

Среди школьных карт с общегеографическим содержанием сле­дует выделить

- карты материков,

- стенные

- и карты в атласе, на кото­рых дана надпись «Комплексная карта».

(В связи с тем что на осталь­ных общегеографических картах не указывается их тематический признак, подобные карты нередко относят к группе тематических. В действительности же понятие комплексная карта не имеет отно­шения к классификации по содержанию, оно выражает тип карты по другому признаку — по характеру передачи действительности и при пользовании комплексными картами ма­териков необходимо учесть, что по содержанию они фактически являются общегеографическими (а не тематическими).

Топографические картысо­ставляют особую группу среди школьных общегеографических карт. В комплексе с топографическими планами и картами в школе применяются и аэрофотоснимки мест­ности.

Например: комплекс учебных топографических карт «Снов» в четырех масштабах (1:10 000, 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000).

Очень важным требованием является также согласованности школьных стенных и настольных карт по содержанию. Это прежде всего вопрос о соотношении полноты содержания стенных карт и однотипных карт в атласах.

3. По назначению классификация школьных карт имеет раз­ноплановый характер, что объясняется многообразием задач, выпол­няемых в ходе учебно-воспитательного процесса.

3.а. К числу основных классификаций школьных карт по назначению относится их подразделение в зависимости от уровня подготов­ки и возраста учащихся.

По этой классификации выделяют карты

- для начальной школы,

- для средних

- старших классов.

Они отличаются по подробности содержания и характеру оформления.

3.б. Другим важным направлением различий карт по назначению является

их подразделение по выполняемым ими функциям в учеб­ной работе.

Здесь выделяются две основные группы: стенные и настольные.

□ Стенные— это карты, предназначенные для одновременного использования всеми учащимися в классе. В соответствии с таким использованием эти карты изготавливаются с учетом восприятия их содержания с расстояния нескольких метров. Поэтому они отли­чаются большими размерами и более крупными обозначениями основных объектов по сравнению с настольными картами.

Карты-транспаранты К картам с той же функцией можно условно отнести и временные изображения на классной доске (экране), подобные изображения называются картами-транспарантами ,которые получаются путем увеличения карт, изготовленных на прозрачной пленке с помощью кодоскопа. Сюда можно также отнести временные изображения, получаемые с на­стольных карт через эпидиаскоп и карт-слайдов (через диапроектор).

□ Настольные карты предназначены для индивидуальной работы учащихся в классе и дома. В связи с этим при их использова­нии у каждого учащегося должен быть свой отдельный экземпляр такой карты.

Наши рекомендации