Особенности компоновки школьных карт
Компоновка школьных карт полушарий дает возможность получить целостное представление о всех материках (за исключением Антарктиды). Однако из-за разрывов полушарий нельзя получить целостного представления о трех из четырех океанов.
При компоновке карт СССР (в конической проекции) остается неизображенным Северный полюс, недостаточно показаны прилежащие территории.
Компоновка школьных мировых карт обеспечивает достаточно удачное для восприятия размещение материков и территорий СССР, но на них отрезаны рамками значительные приполярные участки земного шара, с разрывом показан Тихий океан. Поэтому изображению Арктики, Антарктиды и океанов посвящают отдельные школьные карты.
Чтобы устранить отмеченные неизбежные недостатки школьных карт и получить правильное представление о размещении, размерах и очертаниях материков и стран, необходимо также привлекать глобус, использовать его совместно с картами.
КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ КАРТ
Школьные карты могут подразделяться по таким же признакам, как и все географические карты,— по охвату территории, по масштабу, по содержанию, по назначению
1. По масштабу школьные карты делятся на три основные группы.
● большинство школьных карт — мелкомасштабные;
● средних масштабах (преимущественно 1:600 000) издаются учебные карты отдельных, входящих в состав союзных республик областей, краев и АССР и небольших зарубежных государств;
● в крупных масштабах — учебные топографические карты и другие плановые изображения небольших по площади участков территорий.
2. По содержанию школьные карты обычно делятся на
общегеографические | тематические |
На общегеографических картах указывается лишь название изображенной территории и их принадлежность по назначению (учебная карта). | Как и на всех тематических картах, конкретная тематика содержания учебных тематических карт обычно дается в самом их названии. |
Среди школьных карт с общегеографическим содержанием следует выделить
- карты материков,
- стенные
- и карты в атласе, на которых дана надпись «Комплексная карта».
(В связи с тем что на остальных общегеографических картах не указывается их тематический признак, подобные карты нередко относят к группе тематических. В действительности же понятие комплексная карта не имеет отношения к классификации по содержанию, оно выражает тип карты по другому признаку — по характеру передачи действительности и при пользовании комплексными картами материков необходимо учесть, что по содержанию они фактически являются общегеографическими (а не тематическими).
Топографические картысоставляют особую группу среди школьных общегеографических карт. В комплексе с топографическими планами и картами в школе применяются и аэрофотоснимки местности.
Например: комплекс учебных топографических карт «Снов» в четырех масштабах (1:10 000, 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000).
Очень важным требованием является также согласованности школьных стенных и настольных карт по содержанию. Это прежде всего вопрос о соотношении полноты содержания стенных карт и однотипных карт в атласах.
3. По назначению классификация школьных карт имеет разноплановый характер, что объясняется многообразием задач, выполняемых в ходе учебно-воспитательного процесса.
3.а. К числу основных классификаций школьных карт по назначению относится их подразделение в зависимости от уровня подготовки и возраста учащихся.
По этой классификации выделяют карты
- для начальной школы,
- для средних
- старших классов.
Они отличаются по подробности содержания и характеру оформления.
3.б. Другим важным направлением различий карт по назначению является
их подразделение по выполняемым ими функциям в учебной работе.
Здесь выделяются две основные группы: стенные и настольные.
□ Стенные— это карты, предназначенные для одновременного использования всеми учащимися в классе. В соответствии с таким использованием эти карты изготавливаются с учетом восприятия их содержания с расстояния нескольких метров. Поэтому они отличаются большими размерами и более крупными обозначениями основных объектов по сравнению с настольными картами.
Карты-транспаранты К картам с той же функцией можно условно отнести и временные изображения на классной доске (экране), подобные изображения называются картами-транспарантами ,которые получаются путем увеличения карт, изготовленных на прозрачной пленке с помощью кодоскопа. Сюда можно также отнести временные изображения, получаемые с настольных карт через эпидиаскоп и карт-слайдов (через диапроектор).
□ Настольные карты предназначены для индивидуальной работы учащихся в классе и дома. В связи с этим при их использовании у каждого учащегося должен быть свой отдельный экземпляр такой карты.