Визуальный анализ. Описание по картам.
Следует различать понятия «анализ карты» и «визуальный анализ»:
«анализ карты» ведет к познанию свойств самой карты,
«визуальный анализ» — к выявлению особенностей картографируемого явления.
Визуальный анализ и описание по картам — приемы, издавна применявшиеся при работе с картой и не потерявшие свое значение и сегодня, несмотря на значительное развитие точных и объективных способов картографического метода исследования.
Это один из самых разработанных в методическом отношении прием. Его цель - выявление на карте закономерностей и особенностей распространения явлений, установление их взаимосвязей.
Прежде чем выполнить описание, необходимо сделать анализ карты или серии карт и убедиться, пригодны ли они для решения поставленной задачи. Затем нужно изучить легенду карты, установив принципы классификации изображаемых явлений и способы их изображения. Порядок визуального анализа — от общего к частному, когда необходимо выявить сперва основные, определяющие характеристики описываемой территории или изучаемого явления, а затем остановиться на деталях и частностях, подтверждающих выделенные основные черты.
Визуальный анализ и описания имеют очевидные преимущества перед другими приемами - Оба они передают зрительно общий, непосредственно ощущаемый картографический образ изучаемой действительности, что позволяет делать обобщающие, комплексные выводы которые при других приемах ускользнули бы от внимания исследователя. Большинство же математизированных приемов анализа хотя и дают более детальную и углубленную характеристику, но, как правило, лишь одной какой-либо черты исследуемого явления.
В географии выделяют общие (комплексные) и поэлементные описания. При их составлении следует придерживаться определенного плана.
Так, в комплексной характеристике территории сначала отражают природные условия, а затем социально-экономические. В свою очередь природные условия и социально-экономическую ситуацию описывают, придерживаясь последовательности, принятой в географии (географическое положение, рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, гидрография, климат, почвы, растительность, животный мир, ландшафтные районы, охрана природы и рациональное природопользование, население, экономика, социальная сфера).
При выполнении работы необходимо соблюдать условия:
- описание должно быть кратким, последовательным, логичным;
- основой описания должна быть систематизация фактов;
- описание необходимо дополнять расчетами, графиками, диаграммами и прочими элементами, помогающими более наглядно представлять информацию;
- описание должно содержать элементы сравнения, аналогии, прогнозирования, а также выводы о взаимосвязях явлений и рекомендации (если это необходимо) по улучшению географической ситуации.
Подтверждением сказанного служат классические примеры визуального анализа карт, приведшие к установлению глобальных географических закономерностей.
Так, целенаправленный анализ по картам пространственных закономерностей почвенного покрова привел В. В. Докучаева в конце XIX в. к установлению явления широтных почвенных зон, которое в дальнейшем легло в основу закона природной зональности и ландшафтной дифференциации.
Гипотеза континентального дрейфа была выдвинута Альфредом Вегенером в 1912 г. после тщательного изучения очертаний шельфа материков на картах мира. Совмещая эти очертания, Вегенер установил, что современные материки в ранний период развития Земли составляли единый огромный континент Пангею, который раскололся и его осколки — материки, дрейфуя, заняли современное положение. Как известно, дальнейшие углубленные исследования тектоники и палеомагнетизма материков подтвердили идею мобильности континентов, столь блестяще выдвинутую ученым на основе визуального анализа карт.
Графические приемы.
Графические приемы анализа карт используются для отображения в наглядной форме каких-либо особенностей явлений, представленных на карте или на серии карт. К графическим приемам относится построение
двух- или трехмерных графиков, профилей и блок-диаграмм.
►Построение профилей является наиболее разработанным в методическом аспекте приемом. В курсе картографии выполнение данного вида работ является повторным, так как он осваивается при изучении топографии. Профиль по мелкомасштабной общегеографической карте с изображением рельефа гипсометрическим способом строится тем же методом, что и по топографической карте. Из-за мелкого масштаба карты вертикальный масштаб сильно преувеличивается, что нарушает географическое соответствие действительности, а сама профильная линия схематично передает сильно генерализованную структуру рельефа. Определение высот осуществляется при помощи интерполяции. Построение профилей по общегеографическим картам способствует более наглядному отображению только одного компонента геокомплекса — рельефа.
В учебной работе и особенно в научно-исследовательской деятельности часто возникает необходимость изображения взаимосвязи между несколькими явлениями, например геологическим строением, рельефом, почвами, растительностью, климатическими условиями территории. Естественно, что весь этот геокомплекс нельзя отобразить на одной картографической основе. Для этого строят совмещенные или комплексные профили. Построение комплексного профиля по серии общегеографических и тематических карт позволяет успешно решить эту задачу. Правда, при этом совмещенность явлений производится в вертикальном разрезе, а не в горизонтальной плоскости, но от этого наглядность только выигрывает. Комплексные профили способствуют уяснению ландшафтной дифференциации, обоснованному природному районированию, выявлению взаимозависимостей между компонентами изображенных территорий.
Широкие возможности для изучения основных форм рельефа суши и дна океана по гипсометрическим профилям, помещенным на полях карты, предоставляет гипсометрическая карта мира для вузов.
►Блок-диаграмма позволяет получить трехмерное изображение путем совмещения перспективного рисунка какой-либо поверхности, ее продольного и поперечного профилей.
Блок-диаграммы нередко представляют собой прием графического отображения результата совместного изучения карт разного содержания (например, взаимосвязи между рельефом, геоморфологическим и геологическим строением; рельефом и почвами, водными массами, глубинными течениями и соленостью вод и т. п.).
Широкое применение из-за своей наглядности получили блок-диаграммы в учебной, в частности школьной, практике.
Блок-диаграммы (рис. 202) в географической практике чаще всего строятся в аксонометрической (изометрической — с углами равными 120°) проекции.
Построение блок-диаграмм - довольно трудоемкий процесс, требующий не только высокой геометрической точности, но и немалого графического искусства. С развитием автоматизации трудоемкие графические операции все чаще поручают чертежным автоматам. Для этого с карты предварительно считывают высотные отметки в ряде точек: либо вдоль горизонталей, либо по профилям. Полученные отметки фиксируют в памяти ЭВМ, которая управляет автоматическим графопостроителем. Преобразуя исходные данные, можно разворачивать блок-диаграмму под разными углами, растягивать или сжимать ее по любой оси. Изолинейное изображение сохраняет сходство с топографической основой, в то же время хорошо чувствуется объемность рельефа.
►Картометрия и морфометрия. Одной из тенденций развития современной географии является широкое внедрение количественных методов, определение по картам различных показателей и коэффициентов.
Свойство метричности мелкомасштабных общегеографических карт позволяет решать по ним ряд картометрических и морфометрических задач примерно теми же методами, которые используются при работе с крупномасштабными общегеографическими (топографическими) картами.
К ним относятся:
-измерения расстояний и длин линий любой конфигурации,
-плановых координат точек (географических и др.),
-определения аппликат — вертикальных составляющих явлений (абсолютных и относительных высот, глубин, мощностей и т. п.),
-вычисления площадей, объемов,
-вертикальных и горизонтальных углов и направлений.
Многие морфометрические показатели относительны. Они могут выражать соотношения между длинами и площадями, длинами и высотами, площадями и углами наклона и т. д. (например, средняя высота, средняя толщина, средняя мощность явления), его плотность (интенсивность), степень расчлененности поверхности (горизонтальной, вертикальной) и ее уклоны, извилистость линий, контуров объектов, изображенных на карте.
Принципиальное отличие работ с мелкомасштабными картами по сравнению с топографическими состоит в необходимости учета картографических искажений. Так, при измерениях длин, углов и площадей рекомендуется определять по соответствующим формулам частные масштабы длин, площадей и наибольшее искажение углов в исследуемых частях карты.
Измерение площадей можно проводить также, используя данные площадей полей (2°Х2°, 4°Х4°, 5°Х5° и 10°Х 10°), заключенных между параллелями и меридианами. Такая таблица помещена в Географическом атласе для учителей.
Процесс генерализации картографического изображения накладывает свой отпечаток на результат измерений вследствие обобщенности изображения.
♦ Измерение длин линий (расстояний). Значительная генерализация и невозможность введения поправок за искажение обусловливают получение весьма приблизительных данных. Измерения проводились циркулем-измерителем с раствором 2 мм, при этом соблюдались правила картометрии (если река берет начало из озера, то за исток принималось место выхода из этого озера; если река образуется от слияния двух и более рек без названия, то за исток принималась самая длинная из них; если река имеет дельту, то измерение проводилось до устья самого мощного рукава; остров посреди реки, а также эстуарии включались в длину реки. По известным в картометрии формулам произведено исправление (редуцирование) длин рек, что в незначительной степени снизило относительные ошибки.
Измерение длин рек не может иметь практического значения, но очень важно для понимания характера распределения искажений на картах, а также формирования представления о количественной мере генерализации. Разная степень генерализации объектов разного рода обусловливает тот факт, что искажение длин путей сообщения на тех же картах колеблется в пределах 6—10 %.
♦ Измерение площадей. Для решения многих географических задач необходимо знать величину площади объекта или территории. Как известно, на крупномасштабных (топографических) картах площади измеряют с помощью планиметра и палетки.
*А. М. Берлянт так описывает эти измерения: «При измерении площади множества мелких одноименных ареалов (например, почвенных разностей) успешно применяют также способ взвешивания, где все мелкие почвенные контуры переносят на бумагу, вырезают и взвешивают на аналитических весах. В качестве эталонного участка взвешивают, например, участок в 1 км2 в масштабе данной карты, вырезанный из этой же бумаги. Точность измерения площадей этим способом при простых и плавных очертаниях контуров близка к точности планиметрирования». Палетки являются одним из наиболее удобных и быстрых средств измерения площадей.
При измерении площадей объектов на мелкомасштабных картах лучше всего пользоваться картами, составленными в равновеликих проекциях; тогда отпадает необходимость вводить поправки на искажения. Карты, составленные в проекциях равноугольных и равнопромежуточных, как известно, сильно искажают площади.
На мелкомасштабных картах удобнее применять точечные палетки поскольку при работе с ними не надо на глаз оценивать части квадратов, попавших на границы контура.
Более предпочтительны гексагональные палетки, так как шестиугольники лучше вписываются в неправильный контур измеряемой площади. Для получения относительной ошибки в 1,5 % достаточно в пределах контура разместить примерно 100 точек.
При проведении измерительных работ в процессе обучения нет необходимости учитывать ошибки, допущенные при составлении карты и ее печати, а также деформацию бумаги, что вместе с ошибками измерения может составить 2-3 %.
При измерении площади большого объекта необходимо произвести разбивку его на части, и для каждой части вводить поправку на искажение.
Один из наиболее удобных способов определения площадей состоит в выделении трапеций, площади которых известны и не подлежат измерению. Отдельно измеряют площади неполных трапеций, вводят поправки, результаты суммируют.
Умение измерять площади объектов по мелкомасштабным картам имеет большое значение при изучении практических курсов. Этот навык будет необходим для измерения площадей почвенных или растительных ареалов, сельскохозяйственных зон и районов. Знание площади объекта необходимо для расчета многих морфометрических показателей. Наконец, измерение площадей может входить составной частью в содержание приема определения объемов географических объектов, предусмотренного в курсе общего землеведения.
♦ Измерения объемов. Изучение баланса веществ в природе связано с вычислением их объемов. Например, в геоморфологии — определение объемов снесенных и отложенных горных пород, в климатологии — подсчет объема выпавших осадков, в гидрологии — вычисление величин стока на исследуемой территории, объемов океанических впадин и озерных котловин, запасов воды в снежном покрове, объемов ледников и т. п. Измерения этих объемов выполняют по гипсометрическим,батиметрическим, гидрологическим, климатическим и другим тематическим картам.
Известно несколько способов измерения объемов по картам.
В одном из них объем объекта, изображенного на карте в изолиниях, представляется в виде суммы объемов отдельных слоев, заключенных между плоскостями сечения. Экспериментальное вычисление объемов объектов по гипсометрической карте мира для вузов показало, что полученные результаты вполне удовлетворяют учебным целям.
Более высокую точность можно получить, применяя точечные объемные палетки. Суммарная величина умножается на площадь основания палетки.
Измерения по картам необходимы для определения и сравнения параметров объектов, расчета морфометрических показателей, предусмотренных учебными программами.
♦ Измерения углов и направлений на топографических картах, практически не имеющих искажений, не представляют трудности (см. § 9). Если возникает необходимость выполнить такие определения на мелкомасштабных картах, нужно, как уже отмечалось, воспользоваться картами с изоколами углов, помещенными, например, в атласе для учителей, и в выполненные измерения внести соответствующие коррективы.
♦ Приемы математической статистики. Чаще всего при этих приемах применяют коэффициент парной корреляции (г), отражающий тесноту связи между двумя явлениями, если она близка к прямолинейной.
Если коэффициент корреляции равен +1 или —1, это значит, что между явлениями существует полная (функциональная) связь, прямая в первом случае или обратная во втором.
Когда г близок к нулю, связь между явлениями отсутствует,
при г< 0,3 связь между явлениями весьма слабая
при г< 0,5 и <0,7 связь между явлениями имеет среднюю длину,
при г >0,7 существует тесная связь между явлениями.
Формула, по которой рассчитывается коэффициент корреляции будет изучаться вами в курсе «Методы физико-географических исследований».
r = | Σ (x – xo) (y – yo) |
m σx σy |
Где xo yo средние арифметические значения величин xиy ,
А σx σy - средние квадратические отклонения xиy от xo yo
Которые в свою очередь высчитываются по формулам:
σy = | √ Σ (y – yo)2 |
m |
σx = | √ Σ (x – xo)2 |
m |
До расчета коэффициента корреляции необходимо оценить тесноту связи путем построения графика поля корреляции. Для этого по осям откладывают значения величин, снятых с карт а и б в одинаковых точках. По конфигурации поля можно заранее судить о степени связи. Если точки на графике расположены бессистемно, корреляционная связь отсутствует, а если точки вытянуты в виде узкой полосы, связь между явлениями существует, и чем уже полоса, тем связь сильнее. Кроме этого необходимо систематизировать полученные фактические данные, построив вариационные ряды.
Если необходимо оценить связь между несколькими явлениями, применяют другие коэффициенты, например множественной корреляции.
При работе с совокупностью карт приемы картографического метода исследования помогают установить:
● связь между объектами и явлениями путем сопряженного анализа карт разной тематики на одну и ту же территорию;
● динамику явлений в пространстве и времени при помощи анализа карт одинаковой тематики на одну и ту же территорию, но на разные даты;
● соподчиненность геосистем разного ранга путем анализа разномасштабных карт на одну и ту же территорию;
● географические условия территории, недоступной для непосредственного изучения, при помощи карт регионов, соответствующих этим условиям.
♦ Понятие о математико-картографическом моделировании. Картографическое изображение по своим свойствам открывает большие возможности для математического анализа. Изображение какого-либо явления на карте можно рассматривать как функцию Z= F (х, у), т. е. каждой точке карты с координатами хи у соответствует только одно значение картографируемого явления Z . Ряд явлений, отображенных на картах, могут быть связаны между собой функциональными или статистическими зависимостями, другие могут рассматриваться как функции пространства и времени. Для исследования этих сложных и многообразных зависимостей применяют формальный математический аппарат с целью освободиться от малосущественных подробностей, заменить сложные и неизвестные функции более известными и простыми, т. е. решить задачи с определенными ограничениями.
Суть математико-картографического моделирования заключается в углубленном исследовании разнородной и многообразной пространственно-временной информации путем создания математических моделей явлений или процессов по данным, снятым с карт. Последующее преобразование математической модели в картографическую позволяет наглядно и поэтапно видеть промежуточные и конечные результаты исследования, судить о точности математического моделирования и его правдивой географической интерпретации. Таким образом, слагается цепочка: карта — математическая модель — карта. Третье звено цепочки — карта — является итогом отображения созданной математической модели, изучаемого процесса или явления, облегчающим понимание исследуемой пространственно-временной информации.
По картам можно не только исследовать форму и тесноту связи между явлениями, но и изучить динамику природных и общественных процессов, причем не только разнообразными картографическими средствами, передающими движения и отображающими пространственные изменения явлений во времени, но и путем сопоставления«статичных карт», отображающих состояние явления на определенный отрезок времени.
Например, по разновременным картам показана динамика увеличения очагов и заболеваемости населения Беларуси клещевым энцефалитом за 1995—2005 гг.
Распространенным средством научного исследования стало привлечение карт для прогнозирования процессов и явлений природного и (или) общественного характера, т. е. их использование для предвидения размещения и состояния явлений в пространстве и их динамики во времени.
Различают прогнозы пространственные и временные.
При пространственном прогнозе хорошо изученное явление на ограниченной территории интерполированием или экстраполированием переносится на пространства еще мало изученные с учетом взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами среды, обусловливающими прогнозируемое явление. Здесь карта, показывающая размещение одного из взаимосвязанных явлений, используется для определения мест локализации другого явления, вне эталонных участков.
Например, карта природных предпосылок клещевого энцефалита часто строится по карте распространения клещей — переносчиков болезней; прогнозно-металлогенические карты составляются с учетом закономерностей распространения рудных месторождений и т. д.
Индикационные геоботанические карты, на которых растительность выступает в роли индикатора изменений условий биогеоценоза (материнских пород, почв, вод и т. п.), используется для прогнозирования других компонентов, отсутствующих на карте. Следовательно, по карте растительности, которая легко составляется по материалам аэрофотосъемки (по сравнению с геологической, почвенной, гидрогеологической и т. д.), прогнозируется распространение других компонентов среды.
Временными прогнозами пытаются предвидеть будущие качественные и количественные характеристики состояния и свойств компонентов биосферы. К таким картам относятся, например, синоптические (предсказание развития явлений, быстро меняющихся во времени,— циклонов и антициклонов, теплых и холодных атмосферных фронтов, зон осадков и т. д.),
загрязнения окружающей среды (воздушного и водного бассейнов, почв и т. д.) и другие.
Основным способом такого прогнозирования служат учет и экстраполяция количественных показателей явления, установленных по разновременным картам. Чаще всего прогноз во времени по существу является и пространственно-временным прогнозом (например, те же синоптические карты, где картографируемое явление прогнозируется и во времени, и в пространстве).
В медицинской географии составляются карты природных предпосылок (потенциальных ареалов) заболеваемости, исходя из биогеохимической ситуации, биоклиматических показателей, распространения почвенных инфекций и инвазии природных очагов болезней и т. д. На этих картах показывается расширение и сужение нозоареалов во времени и пути их перемещения в пространстве.
Таким образом, картографический метод исследования, как особый научно-исследовательский метод использования карт, располагает значительным числом приемов для изучения свойств самых разнообразных географических объектов и явлений, определения их количественных характеристик, взаимосвязей и взаимозависимостей, закономерностей их размещения в пространстве и во времени.
Большое значение приобрели географические карты как средство научных исследований. Сфера их использования для познания окружающей действительности широка и многообразна. Во многих отраслях знаний изучение явлений начинается с анализа существующих первичных карт, проходит этап сопоставления их с особенностями явлений, наблюдаемыми в натуре, и завершается созданием новых карт. Нередко эти последние сопоставляются между собой для выявления новых фактов и связей и тенденций развития изучаемых явлений.
Такой путь познания особенно типичен для наук естественных, в частности наук о Земле (геологии, физической географии, геоморфологии, зоогеографии, географии растений, географии почв и др.).
Велика роль географических карт в комплексных исследованиях, в процессе которых устанавливают взаимосвязи явлений разнородных, но проявляющихся в одном и том же регионе. Например, попытки прогнозировать землетрясения привели исследователей к мысли о связи, имеющейся между изменением геохимических свойств термальных вод и назревающими подвижками земной коры. Именно картографический метод исследования позволяет выявить очаги этих изменений, что так важно для определения сейсмической опасности.
Использование картографического метода с применением серий географических карт позволяет реализовать в полной мере современные научные принципы системности и комплексности в исследовании природных явлений.
Широко используется картографический метод исследования и в социальных науках. Без карт нельзя правильно оценить географические условия для нужд народного хозяйства, разработать планы охраны и улучшения географической среды, наметить целесообразное размещение производительных сил, указать направление комплексного развития экономических районов.
Можно перечислить много других направлений практического использования географических карт. На самой местности их используют для ориентировки в пути. На транспорте карты используют для прокладки пути следования судов и самолетов; из телевизионных передач мы знаем, что в центре полетов космических кораблей их положение в каждый данный момент фиксируется на большой стенной карте.
Карты служат основой при проектировании транспортных путей, промышленного строительства, при разработке планов размещения объектов культуры. Незаменимы карты в военном деле. Без карт невозможно школьное обучение.
Лекция № 10
Тема: Космические съемки (+презентация)
Вопросы: Понятие о космических съемках. Способы получения космических снимков. Классификация космических съемок. Возможности использования космических снимков в учебной деятельности.
В 1957 году 4 октября открылась новая эра - Космическая. Это дата запуска в СССР первого в истории Земли космического спутника , созданного конструкторским бюро Сергея Павловича Королева. Человечество получило возможность изучения Земли не только как « суши, стоящей на трех китах», но и как космического тела, как планеты.
12 апреля 1961 года в СССР впервые был осуществлен запуск ракеты-спутника «Восток» с человеком на борту. Первым космонавтом в мире стал Юрий Алексеевич Гагарин – «звездный сын Земли».
Открытие космической эры дало новый толчок развитию науки и техники. Не остались в стороне и географические науки. Можно сказать, блок наук о земле оказался фаворитом в научно- техническом рывке. Ведь многое из того, что было обосновано лишь теоретически, получило практическое, реальное подтверждение. Вид Земли из космоса, фотографические материалы произвели неизгладимое впечатление как на ученых, так и на обычных людей. Кроме того, человек получил возможность наблюдать глобальные явления, так сказать, планетарного масштаба. Дальнейшее усовершенствование технического оснащения спутников позволило производить широкомасштабные исследования как космических просторов, так и географических явлений в широком смысле этого слова.