Из истории использования карт
Использование карт— раздел картографии, в котором изучаются проблемы применения картографических произведений в различных сферах научной, практической, культурно-просветительской, учебной деятельности, разрабатываются приемы и способы работы с ними, оцениваются надежность и эффективность получаемых результатов.
Картографические рисунки использовались людьми с древнейших времен для чисто утилитарных целей: ориентирования, указания соседних поселений, дорог, мест охоты, выпаса животных и т.п. В Древнем Египте, античной Греции и рабовладельческом Риме уже применялись способы измерения по картам площадей и расстояний. В средние века карты использовались для мореплавания, путешествий, ведения военных действий.
Великий картограф средневековья Герард Меркатор (1512— 1594) сопровождал свои произведения — карты, глобусы, атласы— наставлениями по их использованию. На знаменитой 18-лист-ной карте мира, где впервые была применена цилиндрическая проекция, обессмертившая имя Меркатора (рис. 12.1), во врезке помещена специальная инструкция — текст, озаглавленный «Методы измерения расстояний на местности», где разъяснено, в каких случаях на карте можно пользоваться локсодромиями вместо ортодромий и какая при этом возникнет ошибка. На других листах той же карты были помещены «Краткие указания к применению роз направлений» и номограмма для решения по карте навигационных задач. Так великий картограф совмещал создание карт с разработкой методов их использования.
Первые примеры применения карт в научных целях относятся к XVIII-XIXвв., когда систематизация огромного фактического материала, накопленного в науках о Земле, привела к созданию первых тематических карт, а сами карты стали служить исходным
Рис. 12.1.Схема 18-листной карты мира Г. Меркатора (1569). Буквами обозначены врезки, где даны указания по использованию карт.
А — описание методов измерения расстояний по карте; Б — краткие указания по применению роз направлений; В — чертеж для решения навигационных задач.
материалом для новых исследований. По картам были открыты многие глобальные закономерности, выявлены связи одних явлений с другими и даже предсказаны многие, еще не открытые объекты.
Использование карт в немалой степени способствовало открытию фундаментального закона географической зональности. В 1817 г. А. Гумбольдт, используя способ изолиний, составил первую карту «изотермических линий» Северного полушария (рис. 12.2). Анализируя карту и сопоставляя ее с другими климатическими данными и физико-географическими материалами, он обнаружил глобальные климатические закономерности, установил различия тепловых условий на западных и восточных окраинах материков, в глубине континентов и вблизи океанических побережий, а главное — открыл климатические зоны.
Впоследствии В. В. Докучаев, занимаясь почвенным картографированием, обнаружил, что «изогумусовые полосы» полностью соответствуют растительным и климатическим подзонам южных степей. Тем самым он подошел к идее всеобщей географической
206 Глава XII Методы использования карт
Из истории использования карт
Рис. 12.3.Карта почвенных зон Северного полушария, составленная В. В. Докучаевым в 1899 г. (уменьшенная копия цветной карты). Почвенные зоны: 1 — бореальная (арктическая); 2 — лесная; 3 — степная, черноземная; 4 — аэральная {а — каменистая, б — песчаная, в — засоленная, г — лессовая); 5 — латеритные почвы; 6 — аллювиальные почвы; 7 — горные цепи; 8 — области каменистых лесных почв.
зональности. На рис. 12.3 приведена карта В. В. Докучаева «Почвенные зоны Северного полушария», в полной мере отразившая закон зональности. Полярная азимутальная проекция ясно подчеркивала концентрическое расположение пяти основных почвенных зон: бо-реальной, лесной, черноземных степей, аэральной и латеритных почв. В цветном варианте эта карта демонстрировалась в 1899 г. на Всемирной выставке в Париже и была удостоена Почетного диплома.
Еще один яркий пример — обнаруженное А. Вегенером по картам поразительное сходство очертаний восточного побережья Южной Америки и западного побережья Африки (рис. 12.4), что дало импульс идее мобилизма, дрейфа континентов и теории глобальной тектоники плит.
В России использование карт началось с картометрии — с исчисления огромной площади государства Российского. Измерения проводились многократно: академиками Петербургской академии наук В. Л. Крафтом в 1787 г. и Ф.И. Шубертом в 1795 г., магистром Н. Е. Зерновым в 1833 г., астрономом Г. Швейцером в 1844 и 1855 гг.
Рис. 12.4.Совмещение очертаний материков Африки и Южной Америки по изобате 200 м. |
Заметный вклад в картометрию внес известный русский военный картограф И. А. Стрельбиц-кий, опубликовавший в 1874 г. капитальный труд «Исчисление поверхности Российской империи в общем ее составе». Измерения были выполнены по картам
в масштабе 1:420 000 для европейской части страны и в масштабе 1:4 200 000 — для Азиатской России.
Центральная фигура в истории использования карт в России — А. А. Тилло (1839—1899), выдающийся картограф, географ и геодезист, видный деятель Русского географического общества, создатель первых гипсометрических карт Европейской России. Сличив составленные им карты с геологической картой А. П. Карпинского, А. А. Тилло обнаружил закономерную связь рельефа с геологическим строением и распределением ледниковых отложений и тем самым заложил основы современного морфоструктурного анализа в геоморфологии. В других трудах А. А. Тилло разработал по картам методы анализа вековых изменений магнитных полей, глобальных орографических, гипсометрических и геологических закономерностей. Он впервые предпринял громадный объем работ по карто-метрированию длин и бассейнов свыше 3 тыс. рек России.
Классическим образцом использования карт для научных исследований считается работа Д. Н. Анучина «Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений» (1895). Проследив эволюцию изображения рельефа от древних греческих карт до гипсометрических карт А. А. Тилло и сопоставив их с геологической картой, он, вслед за А. А. Тилло, обнаружил «следы зависимости рельефа от древних дислокаций» и
208 Глава XII Методы использования карт
Картографический метод исследования
обосновал гипотезу о происхождении главнейших возвышенностей и низменностей Средней России «от крайне пологих изгибов или вспучиваний земной коры в соответствующих областях».
Позднее картометрические исследования А. А. Тилло по бассейнам рек России были продолжены видным океанографом и картографом Ю. М. Шокальским. Они были высоко оценены научной общественностью и удостоены золотых медалей Петербургской и Парижской академий наук. Проблемы картометрии разрабатывались Г. А. Гинзбургом, Г. И. Знаменщиковым, А. И. Спиридоновым, В. Н. Ченцовым, В. П. Философовым, Ю. С. Фроловым и многими другими отечественными исследователями. Капитальное обобщение этой проблемы сделано Н. М. Волковым в его классическом труде «Принципы и методы картометрии» (1950).
Теория использования карт, начиная с 1955 г., разрабатывалась К. А. Салищевым, впервые обосновавшим включение в процесс научного познания промежуточного звена — географической карты как модели изучаемых явлений. Использованию карт как средству познания посвящены специальные разработки многих видных отечественных и зарубежных картографов — А. В. Гедыми-на, А. Ф. Асланикашвили, Е. М. Николаевской, С. Н. Сербенюка, В. С. Тикунова, В. А. Червякова, А. Робинсона (США), У. Тоблера (Канада), А. Либо, Ф. Буйе (Франция), Й. Крхо (Чехия) и др.
Характерно, что в разработку методов использования карт значительный вклад внесли не только картографы, но и многие видные географы. Так, С. Д. Муравейский развил методику гидрологической морфометрии, Н. Н. Баранский показал широкие возможности применения карт в экономической географии, К. К. Марков разрабатывал картографический анализ как «сквозной метод» физической географии, а Ю. А. Мещеряков, Ю. Г. Симонов, А. И. Спиридонов и многие другие сделали его одним из основных методов геоморфологии. Одним словом, использование карт всегда развивалось и продолжает развиваться на стыке картографии с другими науками о Земле и обществе.