Методы кейс-стади, контент-анализа, ивент-анализа, ситуационного анализа, когнитивного картирования (определение, сильные и слабые стороны, пределы применимости)

Кейс-стади (Дональд Кемпбелл)-исслед. метод, кот собой представляет детальное нарратив.описание частного случая(кейса) Используя этот метод необходимо сосредоточиться на подроб.и полномасштабном изучении аспектов отдел.случая, НЕ прибегая к обобщениям +НЕ приписывая изучаемое явление к какой-л концепции или теории. Метод-относится к качествен.методам исслед-я в обществоведческих дисциплинах.

Основной инструмент исслед-я и анализа- нарратив, который базируется на интересе к конкрет.феномену и НЕ может начинаться с подразумеваемых теоретичес.посылок. Нарративные исследования связаны с созданием описаний и интерпретаций феномена с точки зрения участников и исследователей. Они выполняют функции описания, анализа феномена, ситуации или процесса+могут содержать прогнозы относит-но дальнейшего их развития. В качестве прикладных используются стандартные методы сбора данных, например, опрос, интервьюирование и т.д. МИНУСЫ этого подхода : 1) невозм-ть делать обобщения на основе 1 случая; 2) субъективность подхода +спорность результатов исслед-я; 3) узость исслед-я, т.к. не предполагает работы с большими выборками, как количествен.методы. ПЛЮСЫ подхода:глубина и детальность исслед-я+ применение логико-интуитив.подхода,кот задействует экспертные знания исследователя. Говоря о важности КС, можно привести высказывание Томаса Куна о том, что дисциплина без большого числа тщательно проведенных КС – это дисциплина без систематичес.производства образцовых примеров, а дисциплина без образцовых примеров – неэффективна.

Методика контент-анализа (Гарольд Лассуел) одним из наиболее распространен.научных инструментов прикладного изучения текстовой инф-и. Суть этой методики-в систематическом выделении и фиксации опред.единиц содержания текста, квантификации получен.данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий полит.акторов.В настоящее время контент-анализ широко применяется в аналит.исслед-ях, проводимых в интересах бизнеса, полит.аналитики и практики, в том числе силовых структур. И хотя текущие публикации СМИ по-прежнему составляют основ.часть материалов, кот. прорабатываются с применением этой методики, все большее распространение получает ее применение для направлен.анализа содержания конкрет.полит.документов, важнейших выступлений полит.деятелей или отдел.тематичес.очерков.Существует множество способов классифик-и контент-анализа,однако сыме распростран.- направленный и ненаправленный контент-анализ. Но следует различать также «количественный» и «качественный» варианты. Колич-ый(частотный) контент-анализ в обязательном порядке включает стандартизированные процедуры подсчета выделен.категорий. Для формулирования итоговых заключений решающее значение>колич-ые величины, кот.характеризуют ту или иную категорию. Например, если исследователь стремится получить представления о том, как велика значимость понятия «мирное урегулирование» для лидеров воюющих сторон, и согласен с допущением, что она приблизительно определяется частотой упоминания этого понятия в официал.речах, то тогда, после соответ.арифметичес.подсчетов,он получит определен.колич-ые показатели. Показатели могут отличаться или, напротив, быть близки по абсолютному значению, кот.будет учитываться при интерпретации результатов обработки. Задачу можно усложнить, поставив в качестве предварит.условия выделение всех содержательных в смысловом отнош-и единиц соответ-их текстов, а затем подсчитав относит-ую значимость интересующего нас выражения по сравнению с др. Примечательно, что в обоих случаях основная часть подсчетов может быть выполнена с применением простых компьютерных программ.Качественный контент-анализ нацелен на углублен.одержат-ое изучение текстового материала, в том числе, с точки зрения контекста, в кот. представлены выделен.категории. Итоговые заключе-я формулируются здесь с учетом взаимосвязей содержат-ых элементов и их относит-ой значимости (рангом) в структуре текста. Так, для того чтобы сравнить отнош-е разных акторов к проблеме мирного урегулир-я, исследователь должен стремиться не просто выделить соответ-ее понятие, но и определить, является ли его проблематика главной в системе декларируемых позиций, варианты ее коннотации, степень детализации, эмоц-ю окраску и т.д. В зависимости от задач исслед-я качеств-ый контент-анализ может быть дополнен некот.элементами количественного (частотного) контент-анализа.Требования к контент-анализу: обоснованности, надежности, объективности и системности. Так, обоснованность устанавливается путем соответствия выделен.категорий или понятий действител.реалиям исслед-ой полит.ситуации. Надежность осуществляется благодаря получению сходных(с допустимым расхождением не более 5%) результатов различ.кодировщиками при кодировании одних и тех документов по единой инструкции. Объективность определяется соответствием выбора категорий и единиц анализа всесторон.исслед-ю полит.ситуации. И наконец, системность достигается на основе достаточно широкого круга материалов, включаемых в инфор-ую базу исслед-я. Метод Контент-анализа позволяет расширить представления о реальных полит.процессах. Выбор колич-го или качественно-колич.варианта ее применения зависит от хар-ра конкрет.проекта и квалификации исследователя. При этом надо учитывать, что качественно-колич.подход требует более высокой профессионал.квалификации и сравнительно более трудоемок. Логико-интуитивное моделирование. Логико-интуитивный анализ — это, по существу, традиционная исслед-ая практика, в ходе кот.специалист, используя свои знания, логику и интуицию, создает модель изучаемой ситуации или процесса. Как правило, эта модель конструируется на основе систематизации содержател.понятий, тесно связанных с предметной спецификой изучаемого явления и эмпирическим массивом относящихся к нему информацион.данных.Вместе с тем с помощью подобных моделей очень сложно следить за серьезными изменениями, происходящими в исследуемом объекте. Для перехода к решению задач слежения или послед-го наблюдения за обстановкой необходима формализация содержател.модели. Формализация – прежде всего графическая форма представления материала и повыш-е его компактности путем отображения явлений (объектов) с помощью символов.

Ивент-анализ (Евард Азар)— методика (метод анализа событийных данных) направленная на обработку инф-и, показывающей, кто говорит или делает, что говорит или делает, по отнош-ю к кому и когда говорит или делает. Систематизация и обработка соответ-их данных осуществляется по след. признакам:1-субъект-инициатор (кто);2-сюжет (что);3-объект (по отнош-ю к кому);4-дата события (когда).Систематизированные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и подсчитываются при помощи ЭВМ. Эффективность данного метода предполагает наличие значит.банка данных.В наст.время ивент-анализ имеет очень широкие области применения — изучение воен.конфликтов, проявлений полит.насилия, массовых выступлений и динамики переговоров. Метод популярен, позволяет осуществить сравнение различ.событий, кот.агрегируются (собираются), подсчитываются и описываются в терминах количества, численности участников, продолжит-ти и масштабов полит. взаимодей-я. Это облегчает, например, сравнение кратковремен.действий или выступлений, потерпевших поражение с действиями, кот.увенчались успехом, и тем самым создает дополнит.возможности в сфере тактичес. прогнозирования. Событийный анализ позволяет также выделять этапы развития ситуации и оценивать новое качество (состояние) полит.процесса как результат различного вида акций участников событий. В связи с этим возникает возможность построения многовариант.сценариев и повышается точность прогнозирования не только тактического, но и стратегического.Другими словами, ивент-анализ использует больше информации о хар-ре изменений полит.ситуаций, чем исследовательские техники,кот рассматривают их как единое целое.Как и всякая прикладная методика, ивент-анализ:сильные и слабые стороны.+высок.степень объективности инф-и о событиях, а следовательно, и надежности как основы для принятия практичес.решений. -эта методика как в «ручном», так и в «машинном» вариантвесьма трудоемкая процедура, требующая достаточно высок.уровень квалификации исполнителей. Кроме того, в ряде случаев существует опасность преувеличения возможностей поведенческого и событийного подхода к построению программы исслед-я и при формулировании категорий, используемых при классификации событий.

Когнитивное картирование (Уле Холсти). В 70-е гг,XX в. наряду с такими подходами, как анализ полит.биографий и составление психолог.портретов, значит-ую популярность завоевало сравнительно новое направление в изучении особенностей индивид-го (реже группового) полит.мышления — когнитивное картирование. Эта методика направлена на анализ того, как тот или иной полит.деятель воспринимает определен.полит-ую проблему, и установление его вероятностной реакции на развитие ситуации. Методика когнитивного картирования родилась в рамках 1-ого из ведущих направлений современ.психологии — так называемой когнитивной психологии. Когнитивная психология-внимание на особенностях организации, динамики и формирования знаний человека об окруж.его мире. Сторонники этого подхода считают, что подобным путем можно объяснять поведение личности в различ.ситуациях и что когнитивное картирование позволяет с высокой степенью вероятности прогнозировать выбор, совершаемый политиком. Речь идет о поиске в структуре человеч.мышления познавательных базовых конструкций,

Когнитивный подход-междисциплинар.подход, а сама методика когнит.картир-я включает в себя ряд категорий и элементов,воспринятых из нескольких научных дисциплин. В частности, из психологии заимствована идея баланса индивид-ых познавател. конструкций, из статистики — правила интерпретации колич-ых хар-ик когнитивной карты. Кроме того, при анализе комплексной стр-ры взаимосвязей переменных используются такие понятия из математич. теории графов, как «цепи» и «циклы».Когнитивное картирование-апробирован.и достаточно эффективный способ анализа индивид-ого и группового мышления в сфере полит.отнош-ий, восприятия полит-ими лидерами международ.ситуаций и процессов. Однако на сегодняшний день эта методика применяется сравнительно реже, чем контент-анализ. Она более трудоемка и не позволяет вести обработку с помощью ЭВМ на начальных стадиях исслед-ия. Эта методика может сочетаться с применением сложных подходов, основанных на логической сортировке образных и рацион-ых конструкций в высказываниях различных полит.деятелей, психолог.портретировании и т. д.

Ситуационный, или «SWOT-анализ» (первые буквы английских слов:Strengths - сильные стороны; Weaknesses - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats - опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга. Анализ сильных и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющие, каждая из которых имеет свою структуру.


Наши рекомендации