Основные научные школы отечественного регионоведения и страноведения (по предметным полям), особенности их методологии
Истоки российской страноведческой науки прослеживаются с конца XVII в., «когда на основании материалов Сибирского приказа было составлено краткое «Описание новых земель Сибирского государства», в которое вошли и географический обзор страны, и некоторые сведения по этнографии, и известия о Китайском государстве, и наконец, историческая повесть о завоевании Сибири Ермаком. Во время Второй Камчатской экспедиции, осуществленной в 1733 – 1743 гг., обессмертил свое имя географ С.П.Крашенниников, создав фундаментальный страноведческий труд «Описание земли Камчатки». К страноведческим работам этого времени относится также книга П.И.Рычкова «Топография Оренбургская».
В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов стали основоположниками отечественной экономической и социальной географии, опираясь в первую очередь на «Всеобщую географию» Варениуса. К числу крупнейших достижений в области страноведения XIX в. относится труд К.И. Арсеньева «Статистические очерки России» (1848). В XIX в. выдающиеся географы России П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский, П.К.Козлов и ряд других провели экспедиционные работы и создали комплексные характеристики Азиатской России и прилегающих к ней территорий.
Накануне революции 1917 г. в Уставе Русского Географического Общества (РГО) в качество одной из первоочередных задач ставилось изучение и описание России и зарубежных стран. Среди изданных страноведческих работ были такие, как «Россия. Полное описание нашего отечества», под редакцией П.П.Семенова-Тян-Шанского.
В России в конце XIX – начале XX в. была крупная школа антропогеографов, которые сумели преодолеть детерминистские «перегибы» немецких антропогеографов: А.А. Крубер («Общее землевладение. Био- и антропогеография» (1923), Л.Д. Синицкий (очерки общего землеведения; антропогеография (1923), тем не менеев 1930-е годы традиции антрпогеографии в СССР были пресечены по политическим причинам.
Cтановление экономической географии. Ее основателем в России был В.Э.Дена, заведующий первой кафедрой экономической географии. Школа профессора Дена носила отраслевое и статистическое направление. Основные методологические положения базировались на признании экономической географии экономической наукой, опирающейся на статистическую информацию. Однако уже в 20-е годы «деновская» школа отраслевой географии подвергается критике Н.Н.Баранским и его сторонниками, которые считали, что основным предметом изучения является экономический район.
Теоретические разработки географов в 1918 – 1928 гг. проходили без прямой идеологизации. В 1928 г. была издана книга В.П. Семенова-Тян-Шанского «Район и страна» как часть «Основ страноведения». В этой работе автор рассматривал страноведение в качестве «основной сути географии». В это время «в экономической географии становится все слышнее голос Н.Н. Баранского, который в резкой полемической форме выступил против отраслево-статистической географии, которая была персонифицирована и направлена против петербургской традиционной школы профессора В.Э.Дена. «Итак, был сделан первый шаг к завершению периода господства плюрализма мнений, разномыслия. Дискуссия в экономической географии конца 1920 – 1930 гг. закончилась победой районного направления, возглавляемого Н.Н.Баранским. Основополагающим трудом этого направления явилась его книга «Экономическая география СССР. Обзор по областям Госплана» (1927).Баранский противопоставил свою программу практиковавшейся тогда отраслево-статистической географии. Методологическим ядром стала проблема районирования страны. Можно выделить ряд принципиально важных и новых линий, заложенных в этой работе:
а) истолкование понятий «район» как составной и специализированной части народного хозяйства страны;
б) обоснование объективного характера районов;
в) связь районов с формированием «производственных комбинатов» и политико-административным делением и управлением;
г) применение сравнительно-географического метода;
д) использование самой передовой для своего времени программы страноведческих комплексных характеристик («схема Баранского»);
е) выделение наиболее важных и специфических черт природы, хозяйства и населения в каждом районе;
ж) образность комплексных страноведческих характеристик, мастерство географических описаний;
з) широкое применение карт, но не только как иллюстративного, вспомогательного материала, а как действенного инструмента синтеза и анализа разнородных данностей на определенных территориях.
Главная проблема, которую поставил Баранский в страноведении того времени, - это проблема исследовательского синтеза. Страноведение, по Баранскому, представляет собой синтез разносторонних черт, показывающих специфику страны или ее района, для чего, как он считал, необходимы специалисты-страноведы, а не просто физико-географы и экономико-географы.
В 1932г. Ленинградский экономический НИИ ЛГУ выпускает сборник «На методологическом фронте географии и экономической географии». Основная критика авторов сборника была направлена против «геттнеровской школы» и ее последователей в СССР - Н.Н.Баранского, Л.С.Берга, Л.Д.Синицкого, В.П.Семенова-Тян-Шанского и др. Их обвиняли в том, что «протаскивалась буржуазная неокантианская методология». Завязалась «идеологическая борьба», которая привела к весьма печальным последствиям в советской географии: -- длительному «разводу» физической и экономической географии, отказу от обсуждения их общих основ. После долгих дискуссий к 1954г. физическая и экономическая географии окончательно были разделены на две самостоятельные науки. Даже преподавание географии в школах и вузах страны дифференцируется на физическую и экономическую; -- к потере «проблемы геопространства», замедлевшей развитие отечественной теоретической географии; -- к исключению из географии «человека», полному разрыву с демографией и этнографией.
Интерес к страноведению заметно вырос в годы ВОВ. Это было время резкого подъема значения географической науки. Она активно участвовала в мобилизации всех ресурсов страны для победы.
В послевоенные десятилетия были созданы комплексные страноведческие характеристики по всем регионам СССР. В 1950 – 1990 гг. было опубликовано около 100 страноведческих монографий по странам зарубежного мира. В 1970 – 1985 гг. усилиями географов и этнографов была создана 20-томная комплексная страноведческая серия «Страны и народы». Взгляды Баранского были подвержены критике. Страноведение «по Баранскому» было объявлено «пространственной наукой», противоречащей марксизм-ленинизму; его обвиняли в географическом детерминизме, т.е. переоценке роли природной среды в развитии общества.
Таким образом, страноведческая школа в географии в СССР сформировалась под непосредственным воздействием идей районной школы Баранского – Колосовского – Витвера, сложившейся на географическом факультете МГУ в предвоенные 30-е гг. Тогда же начало развиваться зарубежное страноведение в Ленинграде (В.М.Штейн). После ВОВ плодотворно развиваются интересные коллективы страноведов в МГУ (И.М.Маергойз), Институте географии АН СССР под руководством К.М. Попова, Г.Д. Кулагина, В.Т.Зайчиков и В.М. Гохмана в Ленинграде (А.А.Долинин, Ю.Д.Дмитревский, Б.Н.Семевский, С.Б.Лавров.