ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в

Изменения в общественной и экономической жизни страны не могли не затронуть школы и преподавания географии. Заметное воздействие на школьную географию оказало и развитие географической науки.

Существовавший в те годы уровень школьного, в том числе географического образования, не мог удовлетворить новых потребностей страны. Состояние народного образования и географической грамотности подвергалось в те годы суровой критике. В результате этого предпринимались серьезные усилия изменить его содержание и методы обучения.

В конце XIX в. география изучалась в первых пяти классах большинства средних учебных заведений, на ее изучение отводилось десять уроков в неделю. Передовые педагоги того времени требовали увеличения времени на изучение географии, предлагали ввести этот курс в старших классах, усилить краеведческий подход, сделать основой школьной географии изучение природы и хозяйства своей местности.

Оживление педагогической мысли привело к некоторым положительным изменениям в содержании и оформлении учебников географии. В конце XIX-начале XX в. появились новые учебники, в которых нашли отражение передовые педагогические идеи.

В 1914 г. был принят новый учебный план школы, который предусматривал изучение географии не только в младших, но и в старших классах гимназии и реальных училищ. На основе этого учебного плана были составлены новые, так называемые «игнатьевские» программы».

Новые программы по географии имели прогрессивный характер и явились важным этапом в развитии методики ее преподавания. Однако в школе они реализованы не были.

4) ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ

После Октябрьской революции (1917 г.) началась коренная перестройка работы общеобразовательной школы. Была создана новая, единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения. Она состояла из двух ступеней: первая включала I-V классы, а вторая – VI-IX. Преподавание географии стало строиться на принципиально новых началах. Были внесены коренные, но не всегда продуманные изменения как в цели и принципы, так и в содержание и методы обучения географии (61.62,76).

В первые послереволюционные годы общегосударственных программ по географии и другим школьным предметам не было. Их составляли местные органы просвещения, что в целом способствовало развертыванию работы по изучению своего края и оказывало некоторое стимулирующее влияние на школьную географию. Однако в большинстве случаев качество этих программ было недостаточно высоким.

В 1921 г. комиссия под руководством крупного ученого-географа Д.Н.Анучина (1843-1923 гг.) предложила проект общегосударственной программы по географии, в которой отмечались две важные задачи изучения географии в школе: во-первых, обеспечить усвоение предусмотренного программой объема географических знаний, во-вторых, пробудить у учащихся интерес к самостоятельной работе. Программа предусматривала значительное расширение содержания географического образования. Так, в частности, было увеличено время на изучение географии, особенно географии своей страны, вводились курсы географии в старших классах.

После Октябрьской революции (1917 г.) началась коренная перестройка работы общеобразовательной школы. Была создана новая, единая трудовая школа с девятилетним сроком обучения. Она состояла из двух ступеней: первая включала I-V классы, а вторая – VI-IX. Преподавание географии стало строиться на принципиально новых началах. Были внесены коренные, но не всегда продуманные изменения как в цели и принципы, так и в содержание и методы обучения географии.

Вопрос 3 Психолого-педагогические основы обучения географии в школе

Обучение — это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. При этом за обучающим стоит функция организации, стимуляции и помощи обучаемому.

Психология и педагогика — теоретическая база методики обучения учебному предмету. Психологические особенности обучения географии. Принцип единства сознания и деятельности, возможности географии для его реализации. (Рубинштейн С.Л.)

Принцип соотношение между обучением и развитием (Леонтьев) Понятие «сложность обучения» и его критерии.

Психологические концепции учения, их отражение в учебниках по географии и в учебном процессе. Учение о стимулировании умственного развития (Менчинская Н.А., Богоявленский Д.Н.).

Концепция В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина- Обучение должно начинаться с введения обобщения и формирования теоретических знаний. Отражение в учебниках 7 класса основных положений концепции.

Концепция П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной - поэтапное формирование умственных действий, их отражение в методике преподавания географии.

Сущность дидактической теории процесса обучения, разработанной под руководством И.Я. Лернера. Реализация концепций и теорий в практической деятельности учителя.

Наши рекомендации