Вопрос 16 Сущность методов обучения. Классификация методов обучения географии
Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.
Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:
§ обозначает цель обучения;
§ способ усвоения;
§ характер взаимодействия субъектов обучения.
Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся. С 30-х годов до настоящего времени широкое распространение получила классификация методов обучения по источникам информации. Источником знаний для учащихся могут быть живое слово учителя (объяснение, рассказ, лекция), учебник, географическая карта, дополнительная литература наглядные пособия, цифровой материал, практические работы, наблюдения, опыты.
В связи с этим выделяются следующие методы обучения: устные методы; работа с картографическими пособиями; работа с наглядными пособиями; работа с цифровым материалом; работа с учебником и дополнительной литературой; наблюдения и опыты, практические работы.
Указанные методы объединяются в три группы: словесные, наглядные, практические. Особо выделяются методы проверки и оценки знаний. Классификация методов обучения по источникам знаний ориентирует на работу с различными источниками информации. Внимание к использованию разнообразных источников географических знаний в последнее время не ослабело, а возросло в связи с применением различных технических средств обучения. Классификация по источникам знаний имеет серьезный недостаток. Методы выделяются по внешнему признаку, без учета характера познавательной деятельности учащихся. Классификация не ориентирует на осуществление развивающего обучения. Работу с каждым источником можно строить по-разному. К примеру, карту можно использовать для иллюстрации к рассказу учителя, для показа размещения географических объектов. Деятельность учащихся сводится к восприятию карты и запоминанию пространственного размещения объектов. Таков же характер познавательной деятельности учащихся и тогда, когда учитель предлагает им найти на карте географические объекты и нанести их на контурную карту. Иной характер деятельности, когда нужно самостоятельно по карте составить описание, характеристику географических объектов и территорий. В данном случае карта является самостоятельным источником знаний. Выполнение этих работ содействует развитию умственных способностей детей. Исходя из идеи развивающего обучения, была разработана классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся и участия в учебно-воспитательном процессе.
По указанным параметрам выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный метод. Назначение метода: организовать усвоение школьником знаний, данных в готовом виде. Учитель излагает учебный материал, используя при этом географические карты, различные средства наглядности. Основной упор делается на главный материал, исключается перегрузка второстепенной информацией. Задача учащегося воспринять новую информацию, осмыслить ее, запомнить и воспроизвести. К этому методу относят не только изложение материала учителем, но и выполнение заданий, когда учащийся ограничивается извлечением, осмысливанием и запоминанием сведений, непосредственно отраженных в том или ином источнике информации (чтение и пересказ текста без перестройки, нахождение нужного объекта на карте, считывание цифровых показателей в таблицах, графиках, диаграммах и т. д.). В любом случае знания учащиеся получают в готовом виде, задания не вызывают значительных умственных затруднений.
Репродуктивный метод. Его назначение — научить школьника применять знания и умения в знакомой ему ситуации по известному образцу. Учитель организует самостоятельную работу учащихся, дает им типовые задания, т.е. задания, выполняемые по одному и тому же плану, знакомит учащихся с планом выполнения этих заданий, показывает образец выполнения. Учащиеся выполняют задания всем классом под руководством учителя. Затем даются аналогичные задания для самостоятельной работы. Главный вид таких работ — описания по географическим картам по типовым планам. Типовые планы направляют умственные и практические действия учащихся, определяют порядок, последовательность действий. Кроме типовых планов можно давать памятки, инструкции не только по работе с картой, но и по работе с другими источниками информации (наглядными пособиями, таблицами, графиками и т. д.). Даются также задания по выявлению причинно-следственных зависимостей, на проведение сравнений. В любом случае деятельность учащихся состоит в применении знаний и умений по образцу. Способ выполнения заданий школьнику известен. Учащиеся не ищут нового способа выполнения. Поэтому их деятельность является репродуктивной, т. е. логика их рассуждений определена типовым планом, инструкцией.
Метод проблемного изложения. Его назначение - показать учащимся образец решения проблемы, раскрыть им сложный путь движения к истине. Учитель сам формулирует проблему, аргументированно и доказательно решает ее. Деятельность учащихся заключается в том, что они должны воспринять, осмыслить материал, следить за логикой доказательства, усвоить этапы решения проблемы.
Частично-поисковый метод. Его назначение — постепенно приобщить школьника к творческой деятельности. Это достигается с помощью решения проблемных заданий. Способ выполнения таких заданий учащимся неизвестен. В этом заключается отличие проблемных заданий от типовых. Проблемные задания иначе называются творческими. При частично-поисковом методе учитель ставит проблемный вопрос и разделяет его на несколько подвопросов, ответы на подвопросы приводят к ответу на главный проблемный вопрос. Учащиеся при этом осуществляют поисковую деятельность, но не вполне самостоятельно, так как каждый их шаг направляется учителем путем подвопросов. Обычной формой частично-поискового метода является эвристическая беседа, в ходе которой учащиеся получают новые знания. Это познавательная, разъяснительная беседа.
Исследовательский метод. Его назначение — приобщение школьника к самостоятельной творческой деятельности. Если при частично-поисковом методе учащиеся ищут ответ на проблемный вопрос под руководством и с помощью учителя, то при исследовательском методе проблемные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Они осуществляют поисковую деятельность (сами ищут путь, решают проблему). Частные проблемные вопросы ставятся непосредственно на уроке. Проблемные вопросы и задания могут быть рассчитаны и на более длительное время. Это в основном задания по краеведческой работе. Учащиеся собирают фактический материал, обрабатывают, систематизируют его, производят анализ, делают выводы, обосновывают их. Выполнение таких заданий дает возможность познакомить учащихся с методами научного познания. В результате учащиеся получают новые знания.
С помощью метода проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского осуществляется проблемное обучение. При репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском методах учащиеся выполняют различные самостоятельные работы, типовые и творческие. Использование методов обучения предполагает работу с различными источниками географических знаний. Работа с этими источниками образует приемы обучения в составе того или иного метода. Соответственно, методами обучения выделяются следующие уровни усвоения знаний учащимися:
1-й уровень — учащиеся усваивают и воспроизводят информацию, данную в готовом виде; он соответствует объяснительно-иллюстративному методу.
2-й уровень — учащиеся применяют имеющиеся знания по известному образцу, в знакомой учебной ситуации; он соответствует репродуктивному методу.
3-й уровень — учащиеся творчески применяют знания в новой учебной ситуации; он соответствует частично-поисковому и исследовательскому методам.
Указанные уровни и соответствующие методы необходимо различать на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении знаний, их обобщении и систематизации, оценке. Если при проверке знаний учащиеся лишь воспроизводят материал по учебнику, то такая проверка проводится с помощью объяснительно-иллюстративного метода и соответствует 1-му уровню. Если учащиеся выполняют творческие задания, это дает возможность судить о самом высоком уровне усвоения материала.