Вопрос 17 Технологии обучения географии. Технология проектной деятельности на уроках географии
Технология обучения – алгоритмическая последовательность дидактических процедур, гарантированно ведущих к определенной образовательной цели. Технология отличается высокой степенью инструментальности, означающей проработанность конкретных действий, ведущих к намеченным результатам. Следовательно, главным атрибутом обучающей технологии является измеримость и воспроизводимость планируемых результатов.
Технологичность педагогического процесса означает его стандартизацию в виде конструктивной схемы деятельностного функционирования в заданных условиях. Здесь предполагается многоуровневая соотнесенность дидактических целей, средств и условий их достижения, корректировки действий и характер успешной реализации такой технологии.
То есть, технология обучения – это система определенной деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе. Технологизация процесса обеспечивает оптимизацию процесса передачи постоянного возрастающего объема научных знаний, информации о мире, о предметах и способах существования человека. Плюс технологии, реализуемые в направлении развития определенных индивидуально-личностных характеристик школьника, существенно обогащают современные системы обучения. В целом содержание технологизации процесса обучения многоаспектно и связано с проблемами психолого-педагогического, дидактического, информационно-технического и организационного характера.
В опыте работы современной школы используются различные виды технологий обучения: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии и др. Они представляют собой поэтапную организацию коммуникативного обучения, насыщенного сюжетным содержанием, техническими средствами и практическими упражнениями.
Среди теории и методике обучения географии широко известна технология формирования приемов учебной работы, изложенная в виде правил, образцов, планов описаний и характеристик географических объектов. Успешно используется технология опорных сигналов (ЛОК). Широко применяются др. технологии обучения.
Проектом считается план какого-либо замысла, мероприятия, деятельности. Дидактический смысл проектного обучения заключается в реализации личностных качеств учащихся, в формировании опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру. ТПО предполагает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания учебного проекта.
Учебным проектом может стать разработка какого-либо плана, замысла, задачи, для решения которых необходимо осуществить активные целесообразные действия. Познавательная деятельность учащихся при этом сообразуется с их личными интересами в приобретении новых знаний. Т.е., сущность проектного обучения заключается в стимулировании познавательного интереса учащихся, развитии умений и навыков практической деятельности, формировании личностных качества.
Используя технологию проектной деятельности, необходимо сформулировать значимую проблему или задачу, связанную с изучаемым материалом. Результаты проекта также должны иметь познавательное значение, способствовать развитию личности. Выполнение проекта требует самостоятельной деятельности учащихся, поэтому задачи должны быть для них посильными. При выполнении проектов предполагается следующая последовательность действий: формулировка проблемы, осмысление гипотезы решения, выбор методов исследования, анализ и обработка данных, представление проекта.
В организации проектной деятельности учитель должен определить в проекте приоритетное направление, разработать цель, содержание и методику реализации. Учебные проекты различаются по уровню интеграции учебного материала, кол-ву участников, способу деятельности учащихся. Проекты могут быть исследовательскими, игровыми, познавательными, практико-ориентированными, ценностно-ориентированными, коммуникативными, художественно-эстетическими. В процессе обучения географии технология проектов может использоваться уже с начального курса. Наиболее эффективной эта технология является при использовании в старших классах.
Примерная тематика проектных заданий по географии