Место географии в классификации наук и принципы ее внутреннего деления

I. ФИЛОСОВСКИЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ

Соотношение философии и географии в их историческом развитии. Между философией и географией существует постоянная вза­имосвязь, которая развивается и усложняется по мере развития и изменения предметов их исследования.

Развитие географических знаний находилось и находится в настоящее время под влиянием либо материалистической, либо иде­алистической философии, подвержено метафизическому или диалектическому миропониманию. В научной работе географ опирается не только на естественнонаучные данные, но и на ту или иную фило­софскую концепцию, с позиций которой он и трактует этот мате­риал.

В истории географической науки возрастает влияние материа­лизма. В силу того, что домарксовский материализм был метафизи­ческим, его воздействие на географические знания было двойст­венным: с одной стороны, поражало прогрессивные для своего времени географические концепции, с другой - мешало выработке диалектико-материалистической точки зрения на объект географии. Метафизический материализм как мировоззрение нового прогрессив­ного класса молодой буржуазии дал возможность противопоставить религиозному мировоззрению феодальной аристократии попытку ма­териалистически объяснить развитие и устройство общества. По Монтескье такой материальной причиной является внешняя по от­ношению к обществу природа - географическая среда. Метафизичес­кое вынесение основной причины общественной жизни за пределы общества приводило к идеалистическим концепциям общественного развития ("географическая школа в социологии"), которые широко используются буржуазией в период, когда она становится реакци­онным классом. Вместе с тем, метафизический материализм не яв­ляется достаточной методологической базой для развития географической науки. Так, абсолютизация несущественных связей и от­ношений объектов природы поверхности Земли, не позволяет еще раскрыть действительное соотношение различных форм движения ма­терии, соотношение географической оболочки и ландшафтной сферы, биосферной литосферы как друг с другом, так и с обществом.

Меняется и сам предмет географии: от описания Земли, при­роды, человека и хозяйства география переходит к раскрытию су­щности исследуемых ею процессов и явлений, от описания отдельных объектов - к раскрытию сущности особых географических систем.

География, как и другие частные науки, проходит два эта­па развития: донаучный (описательный) и научный (теоретический). На каждом из этих этапов развития она подвержена влиянию философии. Не надо думать, что на развитие географии в нашей стране воздействует только диалектико-материалистическая философия. Слабое знакомство естествоиспытателей с философией диалектичес­кого материализма, не разработанность некоторых проблем в мате­риалистической диалектике, очень часто являются причиной обра­щения географов к метафизическим концепциям далекого прошлого, что, естественно, не может способствовать развитию теории геог­рафической науки.

Ярким примером влияния метафизического материализма на ге­ографическую мысль является хорологическая концепция А.Геттнера. Разделив науки на "вещественные", "исторические" или "вре­менные" и "хорологические", т.е. "пространственные", он к после­дним отнес астрономию и географию. Вряд ли кто-нибудь сейчас сомневается в ошибочности такого понимания предмета астрономии как изучение взаимного расположения небесных тел. Однако сведе­ние предмета географии к исследованию территориального соотно­шения ее объектов еще живуче в географической литературе. За пределами науки географии слово "география" стало синонимом расположения на поверхности Земли любых предметов и явлений: от "географии голода" до "географии футбола".

Хорологическая концепция в географии выхолащивает предмет географии, отказывает географии в изучении процессов, в раскрытии сущности исследуемых объектов. Абсолютизация хорологического подхода в географии метафизически отрывает географическое пространство от географического времени, с одной стороны, и от самих географических объектов, с другой. Более того, здесь про­исходит отрыв пространства от причины, определяющей его свойст­ва от движения (географическая форма движения материи).

Дальнейшее развитие хорологическая концепция получила в работах Р. Хартшорна и В. Бунте. Оба они не хотят видеть принципиальных различий в законах природных и общественных наук, счи­тая предметом географии пространственные соотношения природных и общественных явлений, описываемые законами геометрии. Подоб­но всемогущим законам логики в идеалистической философии Гегеля, законы математики, геометрии являются основными в теорети­ческих построениях В. Бунте, В. Кристаллера, Д. Харвея и многих других западных теоретиков географии.

Также метафизическим является представление некоторых со­ветских философов о том, что существует особое географическое пространство, как форма бытия, географических объектов, а на существование географической формы движения материи накладыва­ется запрет. И это происходит в то время, когда положение диа­лектического материализма о единстве материи и форм ее сущест­вования (движения, пространства и времени) находит все новые и новые подтверждения в развивающемся естествознании.

Возникновение диалектического материализма означало для географии начало нового этапа развития на прочной методологи­ческой основе. Так, А.А. Григорьев в начале 30-х гг. нашего столетия выступил с концепцией географической формы движения материи, которая нанесла первый существенный удар хорологичес­кой концепции А. Геттнера. Она позволила понять объект геогра­фии с диалектико-материалистической позиции на единство мате­рии и форм ее существования: движения, пространства и времени. Однако потребовалось более 30 лет, чтобы в литературе появи­лись соображения по поводу специфики пространственно-временных отношений в географии [14]; а концепция географической формы движения материи продолжает оставаться "нелюбимым дети­щем" географической мысли.

Основные положения исторического материализма как состав­ной части марксистско-ленинской философии о содержании и сущ­ности такой системы, как общество, о материальном производстве и соотношении общества и природы являются философским фундамен­том географического анализа соотношения общества и природы, соотношения природных и общественных закономерностей. Они ле­жат в основе критики географического детерминизма, который в современной литературе часто рядится в одежды "экологического детерминизма".

Диалектический и исторический материализм помогают понять содержание и значение географической науки в современном обще­стве, ее внутреннюю структуру. Это тем более необходимо, так как потребности капиталистического общества гиперболизируют в настоящее время значение экономической (социально-экономичес­кой) географии в ущерб физической.

Выделение двух этапов в развитии географии, описательного и теоретического, в определенном смысле условно. Описание в современной географии продолжает играть существенную специ­фическую роль. От описания отдельных элементов поверхности Земли, населения и хозяйства география ранее других наук пе­реходит к раскрытию специфических законов строения, функци­онирования и развития природных и общественных систем: при­родные и антропогенные ландшафты, географическая оболочка как система-носитель географической формы движения материи, системы размещения промышленности и сельского хозяйства, на­селения, территориально-производственные комплексы и эконо­мические районы и т.д. и т.п.

В настоящее время происходит все большее смыкание диалектико-материалистической методологии (системной в своей сущно­сти) и географии как науки о различных территориальных систе­мах.

Объективная основа связи географии и философии. Связь ге­ографии и философии осуществляется, прежде всего, через соотно­шение предметов их исследования. Философия как наука о наибо­лее общих законах развития природы, общества и мышления изу­чает "общее", которое существует только в "единичном". В на­шем случае, это законы географической науки. Конечно, законы географии как "единичное" намного богаче законов философии. Но как всякое "общее" они играют методологическую роль по от­ношению к познанию географических явлений.

Возьмем, например, закон взаимных количественных и качест­венных изменений. По Гегелю, этот закон (по которому развивается абсолютная идея) "проявляется" в частных законах развития. В действительности этот закон вычленяется из реально существу­ющих частных законов естественных и общественных наук.

Таким образом, если существует связь между законами фи­лософии и частных наук, то с необходимостью должна существо­вать связь между этими областями знаний. Она проявляется в том, что конкретные науки углубляют наши представления об общих законах философии, дают материал для вычленения новых философских законов и категорий. В свою очередь знание "об­щего", знание законов философии дает нам определенные принципы познания различных явлений действительности.

Вот пример методологического значения закона соотношения формы и содержания в познании развития человеческого общества. Г.В. Плеханов отмечал как величайшую заслугу К. Маркса то, что он рассмотрел материальное производство с точки зрения катего­рий "содержание" и "форма". Это, во-первых, позволило открыть закон соотношения производительных сил и производственных отношений; во-вторых, показать, что основу истории общества со­ставляет развитие производительных сил и производственных от­ношений; в-третьих, это привело к созданию категории "общест­венно-экономическая формация"; в-четвертых, позволило понять классовую борьбу как главную движущую силу развития антагони­стических общественно-экономических формаций.

Все это говорито том, что глубокое знание законов филосо­фии должно приводить к открытию стоящих за ними конкретных за­конов развития систем, которые изучаются частными науками и географией в том числе. В этом проявляется также влияние от­дельных наук друг на друга через философию. Успехи одних наук в раскрытии содержания общих философских законов создают бла­гоприятные условия методологического применения последних в других науках. Рассматривая систему законов материалистичес­кой диалектики как "всеобщую модель" саморазвивающихся систем, мы видим их методологическое значение в том, что они помогают раскрыть еще не изученные стороны исследуемого наукой объекта, а значит и новые частнонаучные законы. Законы материалистиче­ской диалектики "сужают" русло исследований, делают его более целенаправленным. Так, например, если необходимо раскрыть дви­жущие силы развития системы, то, как это было показано выше, система должна быть рассмотрена с точки зрения категорий "со­держания" и "формы". Направленность развития "укажет" закон "отрицания отрицания" и т.д.

Философия включает в себя учение о познании, а поскольку теоретическому естествознанию "приходится оперировать поняти­ями", оно вынуждено обращаться к философии. Поучительным в этом отношении является кризис в физике на рубеже XIX и XX столетий. Только диалектический материализм смог указать на гносеологические причины кризиса и пути выхода из него.

Большое методологическое значение для географии имеют фи­лософские категории "материя", "движение", "пространство", "время" и т.д. Так, например, диалектико-материалистическое понимание материи ставит перед географией вопрос о специфике исследуемых явлений: относятся ли они к определенному структурному уровню организации материи, являются ли особым географическим видом материи или нет? Положительное решение этого вопроса нуждается во включении понятийного аппарата диалектического материализма в теоретический арсенал географи­ческой науки. Отрицательное - определенным образом ограничи­вает применение методологии диалектико-материалистической фи­лософии в географии, ставит под сомнение проблему развития в географической науке, справедливость применения понятий "гео­графическое пространство", "географическое время" и др.

Важное методологическое значение в географии имеет фило­софское определение закона. Наука выходит на теоретический уровень развития именно через открытие специфических законов строения, функционирования и развития. Но что такое "закон", любое ли соотношение можно назвать законом? Это уже философ­ская проблема, и ни одна конкретная наука не может взять на себя определение "закона-вообще". Диалектический материализм определяет закон как отношение между сущностями, как сущест­венное, внутреннее, повторяющееся, необходимое, устойчивое, объективное отношение (связь) между явлениями или сторонами одного явления [См. 2, т29]. Эти признаки закона, наз­ванные В.И. Лениным в "Философских тетрадях", способствуют от­крытию и правильной формулировке географических законов.

Для физической и экономической географии большую роль в познании природных и общественных явлений играет диалектико-материалистическое понимание практики и ее функций в процессе познания (практика-основа, источник, движущая сила познания, критерий истины и конечная цель познания).

Во всем этом проявляется объективная основа связи филосо­фии и географии, что упрочняет развитие союза между ними. Фи­лософия и география в настоящее время являются взаимосвязан­ными системами знания, которые порождены общественными потре­бностями.

Критерии выделения Философских вопросов в географии. К фи­лософским вопросам географии относятся, прежде всего, те те­оретические проблемы географии, которые связаны с решением основного вопроса философии, вопроса о соотношении сознания и материи, знания и бытия. При этом часть их относится к пер­вой стороне основного вопроса философии. Это вопросы существования таких систем, как географические ландшафты или эконо­мические районы, климатические зоны и т.д. Вопрос объектив­ности существования географической формы движения материи. Только практика может дать верное, решение этих вопросов. Толь­ко на практике можно доказать объективное существование эко­номического района через исследование его функционирования в системе общественного производства. Подобным образом спор об объективности ландшафтов может быть разрешен только практиче­ским путем, через раскрытие закономерностей строения и функци­онирования географической системы.

Другие философские проблемы географии связаны со второй стороной основного вопроса философии - вопросом о познаваемо­сти мира. Среди них особое место занимают вопросы о соотноше­нии объекта и метода исследования, о соотношении методов в географическом познании. Диалектика еще со времен Гегеля ука­зывает на необходимую связь метода исследования с объектом. Эту же мысль развивает К. Маркс в предисловии к первому изда­нию "Капитала", отмечая, что к изучению экономических явлений уже неприменимы методы других наук, например, химии. Здесь нужны свои, специфические методы. Если географические явления представляют собой особый класс материальных объектов, то для их изучения необходимы и специфические географические методы. Вместе с тем, это не исключает, а предполагает исполь­зование в географии и других, негеографических методов иссле­дования, но только как вспомогательных. Географическая сущ­ность объекта может быть окончательно раскрыта только с помо­щью географических методов.

Таким образом, говоря о соотношении методов философии, общенаучных методов (например, математических) с гео­графическими методами исследования, необходимо отметить, что ни философские, ни математические методы не могут подменить собой применение географических методов. Ни те, ни другие ме­тоды не могут проникнуть в сущность географического объекта, они лишь направляют географическое исследование к решению ос­новной задачи. Однако попытки абсолютизировать математические методы широко встречаются в географической и, особенно, в эко­номико-географической литературе. На этом построены исследова­ния В. Бунте, В. Кристаллера, Д. Харвея и др. Правильное понима­ние соотношения методов в географическом исследовании, глубокое представление об удельном весе каждого из используемых методов - вот еще один круг философских вопросов географии, связанных с теорией познания.

К этим последним принадлежит проблема истины в географии, соотношение абсолютного и относительного знания. Классическим источником диалектического понимания соотношения относитель­ной и абсолютной истин является работа В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Вопросы движения географического знания к истине, различные аспекты соотношения старого и нового знания в географии, а с ними и проблема критерия истины - все это об­разует особую группу философских вопросов географии.

Большую группу философских вопросов географии составляют ее теоретические проблемы, связанные с конкретизацией таких философских категорий, как "материя", "движение", "пространст­во", "время", "отражение" и т.п., которые в философии обозна­чают объективную реальность и ее неотъемлемые свойства. Диа­лектическая связь материи и движения, пространства и времени неоднократно подчеркивалась Ф. Энгельсом в "Анти-Дюринге" и "Диалектике природы", В.И. Лениным в "Материализме и эмпирио­критицизме". Она лежит в основе системного видения объектив­ной реальности. Именно саморазвивающиеся системы являются объективно существующими формами движущейся материи, и в осно­ве этих систем лежат конкретные формы движения материи. Эти системы обладают специфическими формами пространства и време­ни, сущность и особенности которых определяются конкретными формами движения материи. Вот почему признание географических объектов как особого структурного уровня организации материи, особой географической материи, влечет за собой обязательное признание географической формы движения материи, географичес­кого пространства и времени.

Отметим в этой связи, что с проблемой географической формы движения материи связано понимание самого предмета гео­графии. Известно, что Ф. Энгельс считал предметом основных ес­тественных наук формы движения материи [I, т. 20]. Кстати, идея существования географической формы движения материи была выдвинута А.А. Григорьевым еще в 1932 г. в статье, посвященной новому пониманию предмета физической географии [7]. А еще раньше В.И. Воейков высказал мысль очень близкую к пониманию специфики географической формы отражения. Он считал, что "реки и озера являются зеркалом изменения климата", называл ре­ки "зеркалом климата" [5, c. 243] Это, как мы увидим позже, подтверждается концепцией географической формы движения мате­рии, согласно которой географическим видом материи-носителей географической формы отражения являются элементы гидросферы: моря, озера, реки и т.д.

Таким образом, конкретизация названных выше категорий ди­алектического материализма дисциплинирует географическое мыш­ление и не позволяет отрывать материю и формы ее существова­ния друг от друга.

Следующая группа философских вопросов географии связана с проблемами системной организации в мире. Само понятие "сис­тема" является чрезвычайно широким и выходит за рамки понима­ния предмета материалистической диалектики. Так, если предме­том диалектики являются всеобщие законы саморазвития, то их носителями являются саморазвивающиеся системы, способом суще­ствования которых являются конкретные формы движения материи. Все другие системы, которые не являются саморазвивающимися, интересуют философию в основном только в мировоззренческом плане. Если нас интересует причина возникновения и основа су­ществования тех или иных материальных объектов - все они су­ществуют и возникают только в рамках саморазвивающихся систем. Поэтому такие саморазвивающиеся системы как общество, биогео­ценоз, геологическая система, в основе которых лежат конкрет­ные формы движения материи, являются первичными или фундамен­тальными системами в мире. И если география изучает одну из таких систем, то вся материалистическая диалектика выступает, как методология географического исследования. Ибо в самораз­вивающихся системах действуют все законы диалектики и здесь же конкретизируются философские понятия "материя", "движение", "пространство", "время", "отражение" и т.д.

Вместе с тем, если мы возьмем одну из саморазвивающихся систем, например, общество, то мы увидим в нем множество раз­личных систем от семьи, личности и коллектива до систем же­лезнодорожного транспорта, торговли, систем расселения и т.д. и т.п. Все эти системы являются вторичными и могут существо­вать только в рамках системы "общество". Мы называем их "ав­тономными" системами, так как они обладают специфическими за­конами строения и функционирования, но вне основной системы существовать не могут. Примером природной автономной системы может быть муравейник, существующий только в пределах данно­го лесного биогеоценоза.

Другим типом систем является объединение саморазвиваю­щихся систем, которое, однако, не является их диалектическим синтезом. Таковы система стран экономической взаимопомощи; биосфера как совокупность отдельных биогеоценозов; совокупно­сть геологических систем и т.д.

Наряду с этими системами география дает пример "корреля­ционных" систем типа "географический ландшафт" (тип корреля­ционных системообразующих связей описан А.Г. Исаченко и Л.Н. Самойловым). Корреляционные системы могут включать в свой со­став несколько саморазвивающихся систем и отдельные компонен­ты других саморазвивающихся систем. Так, географический ланд­шафт состоит из отдельных биогеоценозов и компонентов других систем: геологической (минералы и горные породы), географиче­ской (микромассы воздуха с особым микроклиматом, поверхност­ные воды особого химического состава).

Совокупность ландшафтов образует новую систему - ланд­шафтную сферу, которая обладает иными законами, чем отдельные ландшафты.

Выделение рассмотренных выше типов материальных систем имеет для географии большое методологическое значение. С од­ной стороны, нередко отождествляя различные типы систем, ав­торы "накладывают" диалектико-материалистическую методологию на объекты, для которых она неприменима. Подобная ошибка со­вершается, на наш взгляд, теми авторами, которые, отождествляя ландшафт с биогеоценозом, считают источником развития ландша­фта противоречие между компонентами "живой" и "неживой" при­роды. Это биологическое противоречие лежит в основе биогеоце­нозов, а в ландшафте есть компоненты "неживой" природы, нап­ример, рельеф, но формы рельефа, за исключением микрорельефа биологического происхождения, не создаются в ландшафте противоречием между "живой" и "неживой" природой. Корреляционные системы обладают законами, отличными от законов саморазвиваю­щихся систем.

С другой стороны, именно география на поверхности плане­ты имеет дело с соотношением систем различного типа. Поэтому вопросы иерархии этих систем, соотношения их законов, влияние их друг на друга имеют мировоззренческий, методологический ха­рактер и относятся к области философских вопросов географии.

Большую группу философских вопросов географии образуют вопросы диалектики развития географических систем. Сюда отно­сятся проблемы источника и движущих сил развития географичес­ких систем, соотношение внутреннего и внешнего. В "Капитале" К. Маркс на примере исторической роли естественных богатств средствами жизни и средствами труда [т. 23, с. 521] показал, что "внешним" по отношению к системе являются лишь те элемен­ты, которые находятся с ней в тесном взаимодействии и, следо­вательно, в содержании системы имеют родственные компоненты. На этом, в частности, основано наше разделение географической среды на "внешнюю" физико-географическую среду общества и "внутреннюю" экономико-географическую среду как один из важ­нейших компонентов содержания общественной системы.

Особое место занимают философские проблемы географии, связанные с такими категориями, как "часть" и "целое", "общее" и "единичное" и т.д. Исследование важнейшей для географии про­блемы единства физической и экономической географии страдает от методологически неверного подхода. Уже изначально физичес­кая и экономическая география рассматриваются как части цело­го (географии вообще). Это и нацеливает на поиск несуществую­щих законов "географии вообще", законы которой должны быть бо­лее высокими, чем природные законы физической и общественные экономической географии. Более того, как законы всякого целого они должны быть некоторым синтезом названных законов. Однако структура географии отражает структуру своего объекта и его систему связей с объектами пограничных наук. Объекты физичес­кой географии возникают на планете раньше, чем объекты эконо­мической географии или биогеографии. Экономическая география, как и биогерграфия, отражают связи физико-географического объ­екта с обществом и с живой природой соответственно. Соотноше­ние между физической и экономической географией иное, чем то, которое описывается категориями "часть" и "целое".

Подобным образом ошибочно употребляют категории "общее" и "единичное". Так "общее" отождествляется с "целым", что при­водит к неправильным теоретическим выводам. Например, геогра­фическая зона по отношению к составляющим ее районам часто рассматривается как общее по отношению к единичному. Это неверно. Категории "отдельное" и "общее" раскрыты В.И. Лениным в "Философских тетрадях" [2, т. 29, с. 318-319]. Общее может быть стороной, сущностью единичного, но никогда не может вы­ступать по отношению к нему как целое.

Центральной проблемой географии, как и любой другой на­уки, является определение предмета. Еще Л. Мечников отмечал, что наука никогда не начинает с предмета, а постепенно при­ходит к его определению. В диалектическом материализме име­ются принципы определения предмета науки, апробированные на целом ряде естественных наук. Предмет конкретной науки не­возможно понять только "изнутри" данной науки, ибо надо рас­крыть" и то, чем предмет данной науки отличается от предмета других пограничных наук. Методологическая роль диалектичес­кого материализма в решении этого вопроса очевидна. Данная проблема представляет собой важнейшую область философских вопросов географии.

Выше мы уже упоминали о том, что предметом основных ес­тественных наук Ф. Энгельс считал конкретные формы движения материи. В этой связи в географии необходим глубокий естест­веннонаучный и философский анализ проблемы географической формы движения материи. От решения этого вопроса зависит многое в выборе дальнейшего направления развития географиче­ской науки и практики.

Из всех объектов, изучаемых географией, раньше всего во­зникают объекты физической географии, в первую очередь, эле­менты гидросферы и тропосферы. Если такие физико-географиче­ские объекты, как озера и реки, моря и океаны, ледники и снежники, покровные оледенения, воздушные массы, облака и об­лачные системы, несводимы по своим свойствам и законам к фи­зическим, химическим и т.д. свойствам и законам строения, функционирования и развития, то их можно отнести к особому структурному уровню организации материи - географическому. Более того, с этим особым уровнем организации материи должна быть связана и особая форма движения материи - географичес­кая, которая по своей сущности является неорганической, она возникает до появления жизни на планете.

Географическая форма движения материи является основным объектом изучения географической науки.

Большой круг вопросов в географии связан с определением места географии в классификации наук и раскрытием логики ее внутреннего деления. Известно, что в диалектическом материа­лизме основой классификации наук является классификация форм движения материи, которые изучаются этими науками. Концепция географической формы движения материи позволяет строго научно определить место географии среди других наук. Более того, это ставит на научные рельсы изучение внутренней структуры самой географии, исследование методологических основ единства физи­ческой и экономической географии, так как внутренняя структу­ра географии зависит от ее места в генетической классификации наук, построенной по формам движения материи.

При этом очень важно не допустить распространенной ошиб­ки: отождествления содержания географии с содержанием геогра­фической формы движения материи. Географическая наука изучает не только свойобъект - географическую форму движения материи, но и всю систему связей своего объекта с объектами погранич­ных наук. Именно эти связи и отражаются такими географически­ми дисциплинами, как геоморфология, биогеография и география почв, экономическая география и т.д. и т.п.

Весь этот круг проблем относится к философским вопросам географии.

Следующая группа философских вопросов географии связана с проблемой соотношения общества и природы, природных и обще­ственных закономерностей. Исторический материализм раскрывает содержание и сущность общества как системы, в основе которой лежит социальная форма движения материи; а методология соотно­шения социальной формы движения материи с фордами движения жи­вой и неживой природы разработана диалектическим материализ­мом. Поэтому без обращения к этой диалектико-материалистической методологии невозможно решение этой группы вопросов. Вот некоторые из них: входит ли природа в общество иди общество входит в природу; существует ли система "общество-природа"; как соотносятся законы природы и общества; что такое географи­ческая среда и какова ее роль в жизни общества; тождественны ли понятия "географическая среда", "биосфера" и "окружающая средами т.д. и т.п.

Большую группу философских вопросов географии составляй проблемы, связанные с пониманием географии как науки, ее мес­та в обществе, закономерностей ее развития, с раскрытием путей превращения географии в непосредственную производительную силу общества.

Такова, на наш взгляд, область философских вопросов ге­ографии (приведенный выше перечень вопросов, конечно, не исчер­пывает всех философских проблем географической науки), для решения которых необходимо обращение к диалектико-материалистической методологии.

Роль географии в развитии философии. По мнению некоторых исследователей, географические знания начали складываться еще в первобытном обществе до возникновения философии. Более того, географические знания сыграли определенную роль в формирова­нии первых материалистических философских систем. Так, географическое положение Греции, с запада омываемой Ионическим, а с востока Эгейским морями, большая изрезанность побережья, оби­лие островов - все это, возможно, являлось реальной предпосыл­кой формирования материалистического мировоззрения Фалеса Ми­летского, который первым поставил вопрос о вещественной первооснове всех предметов и пришел к выводу, что такой основой является вода. Земля, по мнению Фалеса, подобна срезу колон­ны и со всех сторон окружена водой. Видимо, влияние географи­ческой картины мира на формирование мировоззрения первых фило­софов-материалистов древней Греции заслуживает особого рассмотрения, и его нельзя отрицать.

Развитие географических знаний о строении и функциониро­вании различных географических систем углубляет и расширяет философское представление о системной организации мира. Тако­вы, например, сведения, накопленные географией о ландшафтах, как особых материальных системах с корреляционными системообразующими связями. Подобные системы образуют особый тип кор­реляционных систем.

Учение А.А.Григорьева о географической форме движения ма­терии и развитие его идей в современной географической литера­туре, несомненно, способствует развитию наших представлений о сущности движения как способа существования материи; и расши­ряет представление о соотношении форм движения материи в раз­витии неживой и живой природы, их соотношение с социальной формой движения материи. Все это является объективной основой классификации естественных наук и дает ключ к пониманию мно­гих вопросов, связанных с проблемой географической формы движения материи.

Многое сделано географами (К.К. Марков, Ю.К. Ефремов и др.) для раскрытия сущности и специфики географического про­странства и географического времени. Географические исследо­вания вносят свой вклад в развитие наших представлений об этих формах бытия движущейся материи.

Но географические знания не всегда однозначно способст­вуют развитию материалистического миропонимания. Так, эпоха Великих Географических открытий давала богатый материал для философского, социологического осмысления. Однако, отсутст­вие материалистического понимания человеческого общества и абсолютизация влияния географической среды на его развитие все это приводило к созданию концепции географического детерминизма, особой идеалистической географической школы в социологии.

И вместе с тем, введение понятия "географическая среда" Д. Мечниковым и Э. Реклю, а затем Г.В. Плехановым обогатило по­нятийный аппарат исторического материализма. Категория "геог­рафическая среда" позволяет исследовать сложную картину вза­имоотношений общества и природы.

Географическое изучение соотношения общества и природы дает много фактического и теоретического материала и тем са­мым помогает формированию и развитию диалектико-материалистического представления о связях общества и природы. "Раз­работка вопроса о взаимодействии общества и природы, - писал Ю.Г. Саушкин в предисловии к избранным трудам Н.Н. Баранского, - в условиях, когда в науке еще преобладали мнения о противо­положности общественных и естественных наук, имела и большое философское значение, обогатила исторический материализм" [20, с. 17].

Некоторые географические исследования подводили к поста­новке принципиально новых проблем в географической науке, ко­торые имеют большое мировоззренческое значение. Такова, на­пример, отмеченная выше проблема отражения, поставленная А.И. Воейковым задолго до возникновения концепции географической формы движения материи. Подобные проблемы еще ждут своих эн­тузиастов.

2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

Наши рекомендации