Место географии в классификации наук и принципы ее внутреннего деления
I. ФИЛОСОВСКИЕ ВОПРОСЫ ГЕОГРАФИИ
Соотношение философии и географии в их историческом развитии. Между философией и географией существует постоянная взаимосвязь, которая развивается и усложняется по мере развития и изменения предметов их исследования.
Развитие географических знаний находилось и находится в настоящее время под влиянием либо материалистической, либо идеалистической философии, подвержено метафизическому или диалектическому миропониманию. В научной работе географ опирается не только на естественнонаучные данные, но и на ту или иную философскую концепцию, с позиций которой он и трактует этот материал.
В истории географической науки возрастает влияние материализма. В силу того, что домарксовский материализм был метафизическим, его воздействие на географические знания было двойственным: с одной стороны, поражало прогрессивные для своего времени географические концепции, с другой - мешало выработке диалектико-материалистической точки зрения на объект географии. Метафизический материализм как мировоззрение нового прогрессивного класса молодой буржуазии дал возможность противопоставить религиозному мировоззрению феодальной аристократии попытку материалистически объяснить развитие и устройство общества. По Монтескье такой материальной причиной является внешняя по отношению к обществу природа - географическая среда. Метафизическое вынесение основной причины общественной жизни за пределы общества приводило к идеалистическим концепциям общественного развития ("географическая школа в социологии"), которые широко используются буржуазией в период, когда она становится реакционным классом. Вместе с тем, метафизический материализм не является достаточной методологической базой для развития географической науки. Так, абсолютизация несущественных связей и отношений объектов природы поверхности Земли, не позволяет еще раскрыть действительное соотношение различных форм движения материи, соотношение географической оболочки и ландшафтной сферы, биосферной литосферы как друг с другом, так и с обществом.
Меняется и сам предмет географии: от описания Земли, природы, человека и хозяйства география переходит к раскрытию сущности исследуемых ею процессов и явлений, от описания отдельных объектов - к раскрытию сущности особых географических систем.
География, как и другие частные науки, проходит два этапа развития: донаучный (описательный) и научный (теоретический). На каждом из этих этапов развития она подвержена влиянию философии. Не надо думать, что на развитие географии в нашей стране воздействует только диалектико-материалистическая философия. Слабое знакомство естествоиспытателей с философией диалектического материализма, не разработанность некоторых проблем в материалистической диалектике, очень часто являются причиной обращения географов к метафизическим концепциям далекого прошлого, что, естественно, не может способствовать развитию теории географической науки.
Ярким примером влияния метафизического материализма на географическую мысль является хорологическая концепция А.Геттнера. Разделив науки на "вещественные", "исторические" или "временные" и "хорологические", т.е. "пространственные", он к последним отнес астрономию и географию. Вряд ли кто-нибудь сейчас сомневается в ошибочности такого понимания предмета астрономии как изучение взаимного расположения небесных тел. Однако сведение предмета географии к исследованию территориального соотношения ее объектов еще живуче в географической литературе. За пределами науки географии слово "география" стало синонимом расположения на поверхности Земли любых предметов и явлений: от "географии голода" до "географии футбола".
Хорологическая концепция в географии выхолащивает предмет географии, отказывает географии в изучении процессов, в раскрытии сущности исследуемых объектов. Абсолютизация хорологического подхода в географии метафизически отрывает географическое пространство от географического времени, с одной стороны, и от самих географических объектов, с другой. Более того, здесь происходит отрыв пространства от причины, определяющей его свойства от движения (географическая форма движения материи).
Дальнейшее развитие хорологическая концепция получила в работах Р. Хартшорна и В. Бунте. Оба они не хотят видеть принципиальных различий в законах природных и общественных наук, считая предметом географии пространственные соотношения природных и общественных явлений, описываемые законами геометрии. Подобно всемогущим законам логики в идеалистической философии Гегеля, законы математики, геометрии являются основными в теоретических построениях В. Бунте, В. Кристаллера, Д. Харвея и многих других западных теоретиков географии.
Также метафизическим является представление некоторых советских философов о том, что существует особое географическое пространство, как форма бытия, географических объектов, а на существование географической формы движения материи накладывается запрет. И это происходит в то время, когда положение диалектического материализма о единстве материи и форм ее существования (движения, пространства и времени) находит все новые и новые подтверждения в развивающемся естествознании.
Возникновение диалектического материализма означало для географии начало нового этапа развития на прочной методологической основе. Так, А.А. Григорьев в начале 30-х гг. нашего столетия выступил с концепцией географической формы движения материи, которая нанесла первый существенный удар хорологической концепции А. Геттнера. Она позволила понять объект географии с диалектико-материалистической позиции на единство материи и форм ее существования: движения, пространства и времени. Однако потребовалось более 30 лет, чтобы в литературе появились соображения по поводу специфики пространственно-временных отношений в географии [14]; а концепция географической формы движения материи продолжает оставаться "нелюбимым детищем" географической мысли.
Основные положения исторического материализма как составной части марксистско-ленинской философии о содержании и сущности такой системы, как общество, о материальном производстве и соотношении общества и природы являются философским фундаментом географического анализа соотношения общества и природы, соотношения природных и общественных закономерностей. Они лежат в основе критики географического детерминизма, который в современной литературе часто рядится в одежды "экологического детерминизма".
Диалектический и исторический материализм помогают понять содержание и значение географической науки в современном обществе, ее внутреннюю структуру. Это тем более необходимо, так как потребности капиталистического общества гиперболизируют в настоящее время значение экономической (социально-экономической) географии в ущерб физической.
Выделение двух этапов в развитии географии, описательного и теоретического, в определенном смысле условно. Описание в современной географии продолжает играть существенную специфическую роль. От описания отдельных элементов поверхности Земли, населения и хозяйства география ранее других наук переходит к раскрытию специфических законов строения, функционирования и развития природных и общественных систем: природные и антропогенные ландшафты, географическая оболочка как система-носитель географической формы движения материи, системы размещения промышленности и сельского хозяйства, населения, территориально-производственные комплексы и экономические районы и т.д. и т.п.
В настоящее время происходит все большее смыкание диалектико-материалистической методологии (системной в своей сущности) и географии как науки о различных территориальных системах.
Объективная основа связи географии и философии. Связь географии и философии осуществляется, прежде всего, через соотношение предметов их исследования. Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления изучает "общее", которое существует только в "единичном". В нашем случае, это законы географической науки. Конечно, законы географии как "единичное" намного богаче законов философии. Но как всякое "общее" они играют методологическую роль по отношению к познанию географических явлений.
Возьмем, например, закон взаимных количественных и качественных изменений. По Гегелю, этот закон (по которому развивается абсолютная идея) "проявляется" в частных законах развития. В действительности этот закон вычленяется из реально существующих частных законов естественных и общественных наук.
Таким образом, если существует связь между законами философии и частных наук, то с необходимостью должна существовать связь между этими областями знаний. Она проявляется в том, что конкретные науки углубляют наши представления об общих законах философии, дают материал для вычленения новых философских законов и категорий. В свою очередь знание "общего", знание законов философии дает нам определенные принципы познания различных явлений действительности.
Вот пример методологического значения закона соотношения формы и содержания в познании развития человеческого общества. Г.В. Плеханов отмечал как величайшую заслугу К. Маркса то, что он рассмотрел материальное производство с точки зрения категорий "содержание" и "форма". Это, во-первых, позволило открыть закон соотношения производительных сил и производственных отношений; во-вторых, показать, что основу истории общества составляет развитие производительных сил и производственных отношений; в-третьих, это привело к созданию категории "общественно-экономическая формация"; в-четвертых, позволило понять классовую борьбу как главную движущую силу развития антагонистических общественно-экономических формаций.
Все это говорито том, что глубокое знание законов философии должно приводить к открытию стоящих за ними конкретных законов развития систем, которые изучаются частными науками и географией в том числе. В этом проявляется также влияние отдельных наук друг на друга через философию. Успехи одних наук в раскрытии содержания общих философских законов создают благоприятные условия методологического применения последних в других науках. Рассматривая систему законов материалистической диалектики как "всеобщую модель" саморазвивающихся систем, мы видим их методологическое значение в том, что они помогают раскрыть еще не изученные стороны исследуемого наукой объекта, а значит и новые частнонаучные законы. Законы материалистической диалектики "сужают" русло исследований, делают его более целенаправленным. Так, например, если необходимо раскрыть движущие силы развития системы, то, как это было показано выше, система должна быть рассмотрена с точки зрения категорий "содержания" и "формы". Направленность развития "укажет" закон "отрицания отрицания" и т.д.
Философия включает в себя учение о познании, а поскольку теоретическому естествознанию "приходится оперировать понятиями", оно вынуждено обращаться к философии. Поучительным в этом отношении является кризис в физике на рубеже XIX и XX столетий. Только диалектический материализм смог указать на гносеологические причины кризиса и пути выхода из него.
Большое методологическое значение для географии имеют философские категории "материя", "движение", "пространство", "время" и т.д. Так, например, диалектико-материалистическое понимание материи ставит перед географией вопрос о специфике исследуемых явлений: относятся ли они к определенному структурному уровню организации материи, являются ли особым географическим видом материи или нет? Положительное решение этого вопроса нуждается во включении понятийного аппарата диалектического материализма в теоретический арсенал географической науки. Отрицательное - определенным образом ограничивает применение методологии диалектико-материалистической философии в географии, ставит под сомнение проблему развития в географической науке, справедливость применения понятий "географическое пространство", "географическое время" и др.
Важное методологическое значение в географии имеет философское определение закона. Наука выходит на теоретический уровень развития именно через открытие специфических законов строения, функционирования и развития. Но что такое "закон", любое ли соотношение можно назвать законом? Это уже философская проблема, и ни одна конкретная наука не может взять на себя определение "закона-вообще". Диалектический материализм определяет закон как отношение между сущностями, как существенное, внутреннее, повторяющееся, необходимое, устойчивое, объективное отношение (связь) между явлениями или сторонами одного явления [См. 2, т29]. Эти признаки закона, названные В.И. Лениным в "Философских тетрадях", способствуют открытию и правильной формулировке географических законов.
Для физической и экономической географии большую роль в познании природных и общественных явлений играет диалектико-материалистическое понимание практики и ее функций в процессе познания (практика-основа, источник, движущая сила познания, критерий истины и конечная цель познания).
Во всем этом проявляется объективная основа связи философии и географии, что упрочняет развитие союза между ними. Философия и география в настоящее время являются взаимосвязанными системами знания, которые порождены общественными потребностями.
Критерии выделения Философских вопросов в географии. К философским вопросам географии относятся, прежде всего, те теоретические проблемы географии, которые связаны с решением основного вопроса философии, вопроса о соотношении сознания и материи, знания и бытия. При этом часть их относится к первой стороне основного вопроса философии. Это вопросы существования таких систем, как географические ландшафты или экономические районы, климатические зоны и т.д. Вопрос объективности существования географической формы движения материи. Только практика может дать верное, решение этих вопросов. Только на практике можно доказать объективное существование экономического района через исследование его функционирования в системе общественного производства. Подобным образом спор об объективности ландшафтов может быть разрешен только практическим путем, через раскрытие закономерностей строения и функционирования географической системы.
Другие философские проблемы географии связаны со второй стороной основного вопроса философии - вопросом о познаваемости мира. Среди них особое место занимают вопросы о соотношении объекта и метода исследования, о соотношении методов в географическом познании. Диалектика еще со времен Гегеля указывает на необходимую связь метода исследования с объектом. Эту же мысль развивает К. Маркс в предисловии к первому изданию "Капитала", отмечая, что к изучению экономических явлений уже неприменимы методы других наук, например, химии. Здесь нужны свои, специфические методы. Если географические явления представляют собой особый класс материальных объектов, то для их изучения необходимы и специфические географические методы. Вместе с тем, это не исключает, а предполагает использование в географии и других, негеографических методов исследования, но только как вспомогательных. Географическая сущность объекта может быть окончательно раскрыта только с помощью географических методов.
Таким образом, говоря о соотношении методов философии, общенаучных методов (например, математических) с географическими методами исследования, необходимо отметить, что ни философские, ни математические методы не могут подменить собой применение географических методов. Ни те, ни другие методы не могут проникнуть в сущность географического объекта, они лишь направляют географическое исследование к решению основной задачи. Однако попытки абсолютизировать математические методы широко встречаются в географической и, особенно, в экономико-географической литературе. На этом построены исследования В. Бунте, В. Кристаллера, Д. Харвея и др. Правильное понимание соотношения методов в географическом исследовании, глубокое представление об удельном весе каждого из используемых методов - вот еще один круг философских вопросов географии, связанных с теорией познания.
К этим последним принадлежит проблема истины в географии, соотношение абсолютного и относительного знания. Классическим источником диалектического понимания соотношения относительной и абсолютной истин является работа В.И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". Вопросы движения географического знания к истине, различные аспекты соотношения старого и нового знания в географии, а с ними и проблема критерия истины - все это образует особую группу философских вопросов географии.
Большую группу философских вопросов географии составляют ее теоретические проблемы, связанные с конкретизацией таких философских категорий, как "материя", "движение", "пространство", "время", "отражение" и т.п., которые в философии обозначают объективную реальность и ее неотъемлемые свойства. Диалектическая связь материи и движения, пространства и времени неоднократно подчеркивалась Ф. Энгельсом в "Анти-Дюринге" и "Диалектике природы", В.И. Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме". Она лежит в основе системного видения объективной реальности. Именно саморазвивающиеся системы являются объективно существующими формами движущейся материи, и в основе этих систем лежат конкретные формы движения материи. Эти системы обладают специфическими формами пространства и времени, сущность и особенности которых определяются конкретными формами движения материи. Вот почему признание географических объектов как особого структурного уровня организации материи, особой географической материи, влечет за собой обязательное признание географической формы движения материи, географического пространства и времени.
Отметим в этой связи, что с проблемой географической формы движения материи связано понимание самого предмета географии. Известно, что Ф. Энгельс считал предметом основных естественных наук формы движения материи [I, т. 20]. Кстати, идея существования географической формы движения материи была выдвинута А.А. Григорьевым еще в 1932 г. в статье, посвященной новому пониманию предмета физической географии [7]. А еще раньше В.И. Воейков высказал мысль очень близкую к пониманию специфики географической формы отражения. Он считал, что "реки и озера являются зеркалом изменения климата", называл реки "зеркалом климата" [5, c. 243] Это, как мы увидим позже, подтверждается концепцией географической формы движения материи, согласно которой географическим видом материи-носителей географической формы отражения являются элементы гидросферы: моря, озера, реки и т.д.
Таким образом, конкретизация названных выше категорий диалектического материализма дисциплинирует географическое мышление и не позволяет отрывать материю и формы ее существования друг от друга.
Следующая группа философских вопросов географии связана с проблемами системной организации в мире. Само понятие "система" является чрезвычайно широким и выходит за рамки понимания предмета материалистической диалектики. Так, если предметом диалектики являются всеобщие законы саморазвития, то их носителями являются саморазвивающиеся системы, способом существования которых являются конкретные формы движения материи. Все другие системы, которые не являются саморазвивающимися, интересуют философию в основном только в мировоззренческом плане. Если нас интересует причина возникновения и основа существования тех или иных материальных объектов - все они существуют и возникают только в рамках саморазвивающихся систем. Поэтому такие саморазвивающиеся системы как общество, биогеоценоз, геологическая система, в основе которых лежат конкретные формы движения материи, являются первичными или фундаментальными системами в мире. И если география изучает одну из таких систем, то вся материалистическая диалектика выступает, как методология географического исследования. Ибо в саморазвивающихся системах действуют все законы диалектики и здесь же конкретизируются философские понятия "материя", "движение", "пространство", "время", "отражение" и т.д.
Вместе с тем, если мы возьмем одну из саморазвивающихся систем, например, общество, то мы увидим в нем множество различных систем от семьи, личности и коллектива до систем железнодорожного транспорта, торговли, систем расселения и т.д. и т.п. Все эти системы являются вторичными и могут существовать только в рамках системы "общество". Мы называем их "автономными" системами, так как они обладают специфическими законами строения и функционирования, но вне основной системы существовать не могут. Примером природной автономной системы может быть муравейник, существующий только в пределах данного лесного биогеоценоза.
Другим типом систем является объединение саморазвивающихся систем, которое, однако, не является их диалектическим синтезом. Таковы система стран экономической взаимопомощи; биосфера как совокупность отдельных биогеоценозов; совокупность геологических систем и т.д.
Наряду с этими системами география дает пример "корреляционных" систем типа "географический ландшафт" (тип корреляционных системообразующих связей описан А.Г. Исаченко и Л.Н. Самойловым). Корреляционные системы могут включать в свой состав несколько саморазвивающихся систем и отдельные компоненты других саморазвивающихся систем. Так, географический ландшафт состоит из отдельных биогеоценозов и компонентов других систем: геологической (минералы и горные породы), географической (микромассы воздуха с особым микроклиматом, поверхностные воды особого химического состава).
Совокупность ландшафтов образует новую систему - ландшафтную сферу, которая обладает иными законами, чем отдельные ландшафты.
Выделение рассмотренных выше типов материальных систем имеет для географии большое методологическое значение. С одной стороны, нередко отождествляя различные типы систем, авторы "накладывают" диалектико-материалистическую методологию на объекты, для которых она неприменима. Подобная ошибка совершается, на наш взгляд, теми авторами, которые, отождествляя ландшафт с биогеоценозом, считают источником развития ландшафта противоречие между компонентами "живой" и "неживой" природы. Это биологическое противоречие лежит в основе биогеоценозов, а в ландшафте есть компоненты "неживой" природы, например, рельеф, но формы рельефа, за исключением микрорельефа биологического происхождения, не создаются в ландшафте противоречием между "живой" и "неживой" природой. Корреляционные системы обладают законами, отличными от законов саморазвивающихся систем.
С другой стороны, именно география на поверхности планеты имеет дело с соотношением систем различного типа. Поэтому вопросы иерархии этих систем, соотношения их законов, влияние их друг на друга имеют мировоззренческий, методологический характер и относятся к области философских вопросов географии.
Большую группу философских вопросов географии образуют вопросы диалектики развития географических систем. Сюда относятся проблемы источника и движущих сил развития географических систем, соотношение внутреннего и внешнего. В "Капитале" К. Маркс на примере исторической роли естественных богатств средствами жизни и средствами труда [т. 23, с. 521] показал, что "внешним" по отношению к системе являются лишь те элементы, которые находятся с ней в тесном взаимодействии и, следовательно, в содержании системы имеют родственные компоненты. На этом, в частности, основано наше разделение географической среды на "внешнюю" физико-географическую среду общества и "внутреннюю" экономико-географическую среду как один из важнейших компонентов содержания общественной системы.
Особое место занимают философские проблемы географии, связанные с такими категориями, как "часть" и "целое", "общее" и "единичное" и т.д. Исследование важнейшей для географии проблемы единства физической и экономической географии страдает от методологически неверного подхода. Уже изначально физическая и экономическая география рассматриваются как части целого (географии вообще). Это и нацеливает на поиск несуществующих законов "географии вообще", законы которой должны быть более высокими, чем природные законы физической и общественные экономической географии. Более того, как законы всякого целого они должны быть некоторым синтезом названных законов. Однако структура географии отражает структуру своего объекта и его систему связей с объектами пограничных наук. Объекты физической географии возникают на планете раньше, чем объекты экономической географии или биогеографии. Экономическая география, как и биогерграфия, отражают связи физико-географического объекта с обществом и с живой природой соответственно. Соотношение между физической и экономической географией иное, чем то, которое описывается категориями "часть" и "целое".
Подобным образом ошибочно употребляют категории "общее" и "единичное". Так "общее" отождествляется с "целым", что приводит к неправильным теоретическим выводам. Например, географическая зона по отношению к составляющим ее районам часто рассматривается как общее по отношению к единичному. Это неверно. Категории "отдельное" и "общее" раскрыты В.И. Лениным в "Философских тетрадях" [2, т. 29, с. 318-319]. Общее может быть стороной, сущностью единичного, но никогда не может выступать по отношению к нему как целое.
Центральной проблемой географии, как и любой другой науки, является определение предмета. Еще Л. Мечников отмечал, что наука никогда не начинает с предмета, а постепенно приходит к его определению. В диалектическом материализме имеются принципы определения предмета науки, апробированные на целом ряде естественных наук. Предмет конкретной науки невозможно понять только "изнутри" данной науки, ибо надо раскрыть" и то, чем предмет данной науки отличается от предмета других пограничных наук. Методологическая роль диалектического материализма в решении этого вопроса очевидна. Данная проблема представляет собой важнейшую область философских вопросов географии.
Выше мы уже упоминали о том, что предметом основных естественных наук Ф. Энгельс считал конкретные формы движения материи. В этой связи в географии необходим глубокий естественнонаучный и философский анализ проблемы географической формы движения материи. От решения этого вопроса зависит многое в выборе дальнейшего направления развития географической науки и практики.
Из всех объектов, изучаемых географией, раньше всего возникают объекты физической географии, в первую очередь, элементы гидросферы и тропосферы. Если такие физико-географические объекты, как озера и реки, моря и океаны, ледники и снежники, покровные оледенения, воздушные массы, облака и облачные системы, несводимы по своим свойствам и законам к физическим, химическим и т.д. свойствам и законам строения, функционирования и развития, то их можно отнести к особому структурному уровню организации материи - географическому. Более того, с этим особым уровнем организации материи должна быть связана и особая форма движения материи - географическая, которая по своей сущности является неорганической, она возникает до появления жизни на планете.
Географическая форма движения материи является основным объектом изучения географической науки.
Большой круг вопросов в географии связан с определением места географии в классификации наук и раскрытием логики ее внутреннего деления. Известно, что в диалектическом материализме основой классификации наук является классификация форм движения материи, которые изучаются этими науками. Концепция географической формы движения материи позволяет строго научно определить место географии среди других наук. Более того, это ставит на научные рельсы изучение внутренней структуры самой географии, исследование методологических основ единства физической и экономической географии, так как внутренняя структура географии зависит от ее места в генетической классификации наук, построенной по формам движения материи.
При этом очень важно не допустить распространенной ошибки: отождествления содержания географии с содержанием географической формы движения материи. Географическая наука изучает не только свойобъект - географическую форму движения материи, но и всю систему связей своего объекта с объектами пограничных наук. Именно эти связи и отражаются такими географическими дисциплинами, как геоморфология, биогеография и география почв, экономическая география и т.д. и т.п.
Весь этот круг проблем относится к философским вопросам географии.
Следующая группа философских вопросов географии связана с проблемой соотношения общества и природы, природных и общественных закономерностей. Исторический материализм раскрывает содержание и сущность общества как системы, в основе которой лежит социальная форма движения материи; а методология соотношения социальной формы движения материи с фордами движения живой и неживой природы разработана диалектическим материализмом. Поэтому без обращения к этой диалектико-материалистической методологии невозможно решение этой группы вопросов. Вот некоторые из них: входит ли природа в общество иди общество входит в природу; существует ли система "общество-природа"; как соотносятся законы природы и общества; что такое географическая среда и какова ее роль в жизни общества; тождественны ли понятия "географическая среда", "биосфера" и "окружающая средами т.д. и т.п.
Большую группу философских вопросов географии составляй проблемы, связанные с пониманием географии как науки, ее места в обществе, закономерностей ее развития, с раскрытием путей превращения географии в непосредственную производительную силу общества.
Такова, на наш взгляд, область философских вопросов географии (приведенный выше перечень вопросов, конечно, не исчерпывает всех философских проблем географической науки), для решения которых необходимо обращение к диалектико-материалистической методологии.
Роль географии в развитии философии. По мнению некоторых исследователей, географические знания начали складываться еще в первобытном обществе до возникновения философии. Более того, географические знания сыграли определенную роль в формировании первых материалистических философских систем. Так, географическое положение Греции, с запада омываемой Ионическим, а с востока Эгейским морями, большая изрезанность побережья, обилие островов - все это, возможно, являлось реальной предпосылкой формирования материалистического мировоззрения Фалеса Милетского, который первым поставил вопрос о вещественной первооснове всех предметов и пришел к выводу, что такой основой является вода. Земля, по мнению Фалеса, подобна срезу колонны и со всех сторон окружена водой. Видимо, влияние географической картины мира на формирование мировоззрения первых философов-материалистов древней Греции заслуживает особого рассмотрения, и его нельзя отрицать.
Развитие географических знаний о строении и функционировании различных географических систем углубляет и расширяет философское представление о системной организации мира. Таковы, например, сведения, накопленные географией о ландшафтах, как особых материальных системах с корреляционными системообразующими связями. Подобные системы образуют особый тип корреляционных систем.
Учение А.А.Григорьева о географической форме движения материи и развитие его идей в современной географической литературе, несомненно, способствует развитию наших представлений о сущности движения как способа существования материи; и расширяет представление о соотношении форм движения материи в развитии неживой и живой природы, их соотношение с социальной формой движения материи. Все это является объективной основой классификации естественных наук и дает ключ к пониманию многих вопросов, связанных с проблемой географической формы движения материи.
Многое сделано географами (К.К. Марков, Ю.К. Ефремов и др.) для раскрытия сущности и специфики географического пространства и географического времени. Географические исследования вносят свой вклад в развитие наших представлений об этих формах бытия движущейся материи.
Но географические знания не всегда однозначно способствуют развитию материалистического миропонимания. Так, эпоха Великих Географических открытий давала богатый материал для философского, социологического осмысления. Однако, отсутствие материалистического понимания человеческого общества и абсолютизация влияния географической среды на его развитие все это приводило к созданию концепции географического детерминизма, особой идеалистической географической школы в социологии.
И вместе с тем, введение понятия "географическая среда" Д. Мечниковым и Э. Реклю, а затем Г.В. Плехановым обогатило понятийный аппарат исторического материализма. Категория "географическая среда" позволяет исследовать сложную картину взаимоотношений общества и природы.
Географическое изучение соотношения общества и природы дает много фактического и теоретического материала и тем самым помогает формированию и развитию диалектико-материалистического представления о связях общества и природы. "Разработка вопроса о взаимодействии общества и природы, - писал Ю.Г. Саушкин в предисловии к избранным трудам Н.Н. Баранского, - в условиях, когда в науке еще преобладали мнения о противоположности общественных и естественных наук, имела и большое философское значение, обогатила исторический материализм" [20, с. 17].
Некоторые географические исследования подводили к постановке принципиально новых проблем в географической науке, которые имеют большое мировоззренческое значение. Такова, например, отмеченная выше проблема отражения, поставленная А.И. Воейковым задолго до возникновения концепции географической формы движения материи. Подобные проблемы еще ждут своих энтузиастов.
2. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ