Исследования и картографирование природных территориальных комплексов

Законченный цикл экспедиционных комплексных физико-гео­графических исследований включает в себя три этапа работ: под-; готовительный, полевой и камеральный. По продолжительности \ эти этапы традиционно относились друг к другу примерно как ; 1:1:2.

В последние десятилетия проявилась тенденция к сокращению [ сроков полевых работ и удлинению подготовительного и камераль­ного периодов.

Этот процесс вполне закономерен. Он отражает растущую тех­ническую оснащенность экспедиций и дальнейшее совершенство­вание методов и приемов полевых работ. Все больше увеличивает-I ся объем информации, которую можно использовать в процессе \ подготовки к полевым работам (более подробные и качественные (; топографические карты, аэрофото- и космические материалы, материалы предшествующих отраслевых и комплексных исследо-' ваний); расширяется программа камеральных работ за счет усиле­ния их аналитической части, применения математических мето­дов анализа полевой документации, использования компьютеров \ для математической обработки материалов и построения различ­ных графических моделей, включая составление ландшафтных карт и карт физико-географического районирования.

Соотношение этапов исследования по времени может меняться t и в зависимости от задач исследования, и масштаба работ. Так, по [ А. А. Видиной (1982), для крупномасштабного ландшафтного кар­тографирования подготовительный период (предполевой), поле­вой и камеральный (послеполевой) относятся друг к другу в сред­нем как 2:1:3.

Это значит, что примерная доля полевого периода, традицион-[' но составляющая 25 % общего объема работы, в условиях более высокой обеспеченности различными материалами при крупно­масштабном картографировании может составлять уже около 15 %. Вероятно, среднемасштабное ландшафтное картографирование, а тем более мелкомасштабное, может производиться с еще более сокращенным полевым периодом.

исследования и картографирование природных территориальных комплексов - student2.ru 3.1. Постановка задачи, изучение литературных и фондовых материалов

Началом исследования является получение или самостоятель­ная постановка задания, которое достаточно ясно определяет ос­новную цель исследования и разработку программы.

Далее производится поиск (мобилизация) материалов, каса­ющихся избранной территории и направления работ. Все обнару­женные опубликованные и фондовые источники фиксируются на библиографических карточках (или иным способом) еще до нача­ла полевых работ, чтобы избежать ненужного дублирования и бо­лее целеустремленно организовать собственные исследования. Боль­шую помощь может оказать микрофильмирование, ксерокопиро­вание, сканирование, создание компьютерной базы данных, со­держащей графические, цифровые и текстовые материалы. Для непосредственного фиксирования полевого материала уже начали применяться портативные компьютерные аппараты Notebook («Блокноты» или «Записные книжки»), в том числе с дополни­тельными устройствами для автоматической фиксации координат точек, удобные как для камеральных работ, так и для поля.

После мобилизации материалов производится их изучение. Осо­бое внимание уделяется выявлению закономерных связей между геологическим строением, включая тектонику, и рельефом; релье­фом, климатом и водами; рельефом, литологией и почвами; поч­вами и растительностью и т.д. Помимо обычного для любой рабо­ты конспектирования или копирования источников производятся сопоставления, как указано выше, и, таким образом, уже в под­готовительный период выявляются типичные для территории при­родные территориальные комплексы (ПТК), а при наличии соот­ветствующих сведений отмечается и их хозяйственное использо­вание.

При изучении литературных и фондовых источников разного времени и разных авторов неизбежно встречаются противоречивые данные. Такие случаи берутся на заметку для полевой проверки.

В составляемых конспектах важно фиксировать не только нали­чие на изучаемой территории тех или иных объектов (природных комплексов, форм рельефа, типов почв, характерных пород, ви­дов растений и т.д.), но и их физиономическую характеристику, чтобы узнавать их в поле. Необходимый для полевых работ карто­графический материал с отображением различных компонентов природы или природных комплексов следует отсканировать либо ксерокопировать, сфотографировать или скопировать на кальку, если нет возможности взять в поле оригинал. Предпочтение отда­ется более новым картам и картам по масштабу более близким к масштабу исследования. Впрочем, старые источники нередко пред­ставляют интерес, особенно при рассмотрении изменения при-

I родной среды в результате хозяйственной деятельности человека. [ При этом о достоверности источников, их объективности и точ-I ности передачи фактического материала приходится помнить все-I гда — и при использовании старых источников, и при знакомстве | с новыми материалами.

Вместо копирования картографического материала можно ре­комендовать также «укладку» этого материала на основы, приго-I товленные для работы в поле. Это занятие более сложное, чем прос-[ тая копировка, но целесообразное, так как сводит разрозненные j материалы к одному масштабу, облегчая их сопоставление. На эти | же карты можно наносить некоторые данные, взятые из текстовых [ описаний. Все это можно с успехом делать с помощью компьютера. | Многие материалы уже введены в геоинформационные системы. Имеются специальные программы для их обработки.

Перед работой в поле полезно ознакомиться с гербарием расте-[ ний, образцами почв и пород, характерных для будущего района ! исследования.

Завершением предполевого изучения материалов может явить-I ся предварительная ландшафтная карта или карта физико-геогра-!. фического районирования, составленная в камеральных условиях ! и позволяющая более целеустремленно проводить полевые иссле-I дования.

Процесс составления ландшафтной карты — это многократно i повторяющиеся циклы анализа и синтеза: анализ компонентов и [■ процессов и синтез природных территориальных комплексов как целостных систем с постоянной корректировкой их контуров.

Наши рекомендации