Исследования и картографирование природных территориальных комплексов
Законченный цикл экспедиционных комплексных физико-географических исследований включает в себя три этапа работ: под-; готовительный, полевой и камеральный. По продолжительности \ эти этапы традиционно относились друг к другу примерно как ; 1:1:2.
В последние десятилетия проявилась тенденция к сокращению [ сроков полевых работ и удлинению подготовительного и камерального периодов.
Этот процесс вполне закономерен. Он отражает растущую техническую оснащенность экспедиций и дальнейшее совершенствование методов и приемов полевых работ. Все больше увеличивает-I ся объем информации, которую можно использовать в процессе \ подготовки к полевым работам (более подробные и качественные (; топографические карты, аэрофото- и космические материалы, материалы предшествующих отраслевых и комплексных исследо-' ваний); расширяется программа камеральных работ за счет усиления их аналитической части, применения математических методов анализа полевой документации, использования компьютеров \ для математической обработки материалов и построения различных графических моделей, включая составление ландшафтных карт и карт физико-географического районирования.
Соотношение этапов исследования по времени может меняться t и в зависимости от задач исследования, и масштаба работ. Так, по [ А. А. Видиной (1982), для крупномасштабного ландшафтного картографирования подготовительный период (предполевой), полевой и камеральный (послеполевой) относятся друг к другу в среднем как 2:1:3.
Это значит, что примерная доля полевого периода, традицион-[' но составляющая 25 % общего объема работы, в условиях более высокой обеспеченности различными материалами при крупномасштабном картографировании может составлять уже около 15 %. Вероятно, среднемасштабное ландшафтное картографирование, а тем более мелкомасштабное, может производиться с еще более сокращенным полевым периодом.
3.1. Постановка задачи, изучение литературных и фондовых материалов
Началом исследования является получение или самостоятельная постановка задания, которое достаточно ясно определяет основную цель исследования и разработку программы.
Далее производится поиск (мобилизация) материалов, касающихся избранной территории и направления работ. Все обнаруженные опубликованные и фондовые источники фиксируются на библиографических карточках (или иным способом) еще до начала полевых работ, чтобы избежать ненужного дублирования и более целеустремленно организовать собственные исследования. Большую помощь может оказать микрофильмирование, ксерокопирование, сканирование, создание компьютерной базы данных, содержащей графические, цифровые и текстовые материалы. Для непосредственного фиксирования полевого материала уже начали применяться портативные компьютерные аппараты Notebook («Блокноты» или «Записные книжки»), в том числе с дополнительными устройствами для автоматической фиксации координат точек, удобные как для камеральных работ, так и для поля.
После мобилизации материалов производится их изучение. Особое внимание уделяется выявлению закономерных связей между геологическим строением, включая тектонику, и рельефом; рельефом, климатом и водами; рельефом, литологией и почвами; почвами и растительностью и т.д. Помимо обычного для любой работы конспектирования или копирования источников производятся сопоставления, как указано выше, и, таким образом, уже в подготовительный период выявляются типичные для территории природные территориальные комплексы (ПТК), а при наличии соответствующих сведений отмечается и их хозяйственное использование.
При изучении литературных и фондовых источников разного времени и разных авторов неизбежно встречаются противоречивые данные. Такие случаи берутся на заметку для полевой проверки.
В составляемых конспектах важно фиксировать не только наличие на изучаемой территории тех или иных объектов (природных комплексов, форм рельефа, типов почв, характерных пород, видов растений и т.д.), но и их физиономическую характеристику, чтобы узнавать их в поле. Необходимый для полевых работ картографический материал с отображением различных компонентов природы или природных комплексов следует отсканировать либо ксерокопировать, сфотографировать или скопировать на кальку, если нет возможности взять в поле оригинал. Предпочтение отдается более новым картам и картам по масштабу более близким к масштабу исследования. Впрочем, старые источники нередко представляют интерес, особенно при рассмотрении изменения при-
I родной среды в результате хозяйственной деятельности человека. [ При этом о достоверности источников, их объективности и точ-I ности передачи фактического материала приходится помнить все-I гда — и при использовании старых источников, и при знакомстве | с новыми материалами.
Вместо копирования картографического материала можно рекомендовать также «укладку» этого материала на основы, приго-I товленные для работы в поле. Это занятие более сложное, чем прос-[ тая копировка, но целесообразное, так как сводит разрозненные j материалы к одному масштабу, облегчая их сопоставление. На эти | же карты можно наносить некоторые данные, взятые из текстовых [ описаний. Все это можно с успехом делать с помощью компьютера. | Многие материалы уже введены в геоинформационные системы. Имеются специальные программы для их обработки.
Перед работой в поле полезно ознакомиться с гербарием расте-[ ний, образцами почв и пород, характерных для будущего района ! исследования.
Завершением предполевого изучения материалов может явить-I ся предварительная ландшафтная карта или карта физико-геогра-!. фического районирования, составленная в камеральных условиях ! и позволяющая более целеустремленно проводить полевые иссле-I дования.
Процесс составления ландшафтной карты — это многократно i повторяющиеся циклы анализа и синтеза: анализ компонентов и [■ процессов и синтез природных территориальных комплексов как целостных систем с постоянной корректировкой их контуров.