Методика преподавания темы «Природные районы в Туркменистане» в 7 классе
В курсе Физическая география Туркменистана VII класс (68 часов, 2 часа в неделю) в разделе II изучается первой тема «Природные районы Туркменистана» 15 часов (табл.3.1).
Основные образовательные идеи изучения этой темы:
Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов.
Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.
Выделяют зональные и азональные природные комплексы.
Каждый крупный природный район Туркменистана — край с уникальной природой.
Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.
Таблица
4.1
Природные районы Туркменистана
Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | |
Знать | Уметь | |
Деление территории Туркменистана на природные районы и их значение. Краткая история природного районирования Туркменистана. Методы районирования. Понятие о природно-территориальных комплексах. Пустыни, оазисы и горы; их различия. Природные районы Туркменистана: плато Устюрт и Такыры, побережье Каспия, Сарыкамыш и прилегающие к нему территории. Заунгузские Каракумы, Низменные (Центральные) Каракумы, Юго-Восточные Каракумы. Долина среднего течения Амударьи. Пески Сандыклы, дельтовые равнины Амударьи. Дельты рек Мургаба и Теджена. Прикопетдагская равнина, Копетдаг, Большие и Малые Балканы, возвышенности Бадхыз и Гарибиль, Койтендаг. Общая характеристика их физико-географических условий (географическое положение, геологическое строение и история развития, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир). Использование природно-территориальных комплексов в народном хозяйстве и возникающие при этом экологические проблемы. | Сформировать понятие «природный район». Его составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Изучить методы районирования. Рассмотреть деление территории Туркменистана на природные зоны и районы. Их различия. Использование природных районов в хозяйственной деятельности. Рассмотреть экологические проблемы в природных районах. | приводить примеры, подтверждающие закономерности природных районов — целостность, ритмичность, зональность; объяснять влияние закономерностей и свойств природных районов на жизнь и деятельность человека; называть разные виды природных ресурсов; приводить примеры влияния природы на условия жизни людей. Сформировать умение определять географические особенности природных районов по картам атласа. Сформировать умение давать характеристику природных районов по типичному плану. |
Практическая работа № 1. На контурную карту нанести природные районы Туркменистана. | Умение определять границы природных районов и наносить их на контурную карту. | |
Практическая работа № 2. Пользуясь учебниками и другими литературными материалами, составить таблицу сравнительной характеристики природных районов. | Умение давать характеристику природных районов используя литературные источники и др. материалы. | |
Практическая работа № 3. Составить по предложенному плану физическую характеристику своей местности. | Составить по типичному плану характеристику природного района своей местности на краеведческом материале. |
Общее представление о природные комплексы как объединение взаимодействующих и взаимосвязанных природных компонентов ученики впервые получают в 5 класса в курсе "Общей географии" при рассмотрении темы "Географическая оболочка".
Главными задачами изучения природных районов в общеобразовательной школе является формирование у учащихся общего представления о:
1) разделение земной поверхности на отдельные природные территориальные комплексы разной величины и разного уровня сложности внутреннего строения, об иерархии ПТК;
2) ландшафте как узловой единице в иерархии ПТК, как индивидуальной и типологической таксономической единицу одновременно, состоящий из меньших него морфологических единиц - местностей, урочищ, фаций;
3) природную районную структуру территории Туркменистана.
По требованиям программы «Природные районы Туркменистана» рассматривается понятие о природно-территориальном комплексе, приводятся его характерные черты, описываются классификация и влияние на них хозяйственной деятельности человека. Согласно требованиям курса, учащиеся должны называть факторы формирования природно-территориальных комплексов и характеризовать особенности взаимодействия компонентов природы в ПТК. Также отдельно формируется понятие «природный район». Природный район - часть земной поверхности со сравнительно высокой степенью однородности ее морфоструктуры и климата в целом. Все компоненты каждого природного района взаимодействуют между собой и с соседними районами. По сути, каждый природный район, представляет собой достаточно крупный природно-территориальный комплекс (ПТК). Природно-территориальный комплекс – закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. ПТК могут быть разного размера, например, ПТК материка, озера, реки, болота.
Школьникам можно предложить графически отобразить возможные связи, характеризующие понятие «природный район». По сути, все природные компоненты природных районов можно рассматривать как связанные между собой. При этом центральным (системообразующим) является климат, поскольку его дифференциация по земному шару и предопределила формирование природных районов. Климат влияет на все природные составляющие. Кроме того, компоненты природы так же весьма значимо воздействуют друг на друга. Эти наиболее значимые влияния так же можно отобразить стрелками (рис.4).
Рис.4.Взаимосвязь компонентов природы в природном районе.
Практические работы рассматривают как средство связи теории с практикой. Выполнение их способствует формированию у учащихся практических умений и навыков, развитию у них познавательных интересов, активности и самостоятельности. Особенно интересны для учащихся практические работы, проводимые на местности. Работа на местности проводится в виде беседы. Определяют самостоятельно все ключевые характеристики. При подведении итогов в классе, учащиеся проверяют правильность наблюдений, сравнивая свои результаты.
При проведении уроков и практических работ большую роль играют наглядные средства обучения – карты, атласы, фотографии, видео и т.д. Благодаря наглядности ученики могут четко усвоить различия в географических компонентах между природными районами, а используя презентацию на уроках географии можно расширить представления школьников о природных районах, как о природно-территориальных комплексах Туркменистана.
В результате изучения данной темы учащиеся должны понять общие закономерности смены природных районов на территории Туркменистана, определять их границы на карте, знать характерные особенности их рельефа, климата, вод, растительности и животного мира, а также взаимосвязи между компонентами природы. Изучение природных районов идет при совместном анализе климатической и физической карты, почвенной и карты растительности. Характеризуя климат, важно уделить внимание распределению солнечной радиации и средних температур июля и января. В завершающей части общего обзора рассматриваются «природные ресурсы и охрана природы». Учащимся объясняются понятия об основных видах природных ресурсов: земля, почва, растительный покров, водные ресурсы и полезные ископаемые.