Халфорд Дж. Маккиндер и его теория хартленда
Халфорд Дж. Маккиндер (1861-1941 гг.) является основоположником новой географии в Великобритании. Он был во главе тех, кто отстаивал право географии быть «принятой» в университеты.
Маккиндер получил образование в области естественных наук и истории. Это помогло ему прийти к выводу о том, что история без географии всего лишь чисто повествовательное изложение событий, и поскольку любое из них происходило в определенное время и в определенном месте, то изучение истории и географии, каждая из которых соответственно имеет дело со временем и пространственным местоположением, разделять не следует. Маккиндер определял географию как сферу научных исследований, позволяющих проследить взаимодействие человека и его природного окружения.
Маккиндер был одновременно ученым и практичным деловым человеком. В 1892-1903 гг. он преподавал в Оксфорде и занимал также пост ректора колледжа при университете города Рединг. В 1905 г. его назначили директором Лондонской школы экономики. С 1910 по 1922 г он был членом парламнта. В 1919-1920 гг. Маккиндер представлял британскую корону при белогвардейской армии Деникина. С 1922 по 1945 г. он был председателем «Империал шипинг компани». В 1922 г. он отказался от своего места в парламенте. Маккиндеру принадлежит честь первого восхождения на вершину г.Кения (5 199 м), которое он совершил в 1899 г.
Маккиндера мало интересовали вопросы подробного изучения взаимосвязей человек- Земля; ему были ближе проблемы общемирового значения. Его первая крупная работа “Britain and British Seas” («Британия и британские моря», 1902 г.) представляет собой пример регионального исследования в глобальном контексте. Двумя годами позже, в 1904 г., он прочитал в Королевском географическом обществе ставшую знаменитой лекцию под названием «Географическая основа истории», в которой он провозгласил теорию хартленда в качестве концепции глобальной стратегии. Его предостережению об угрозе морской державе со стороны сухопутной страны не вняли британские стратеги, уверенные в своем контроле над Мировым океаном. Однако в 19919 г., когда Маккиндер начал разрабатывать ту же тему, к нему уже готовы были прислушаться.
Теория хартленда была, по сути дела, понятийной схемой, в которой широкий взгляд на историю укладывался в рамки глобальных географических представлений. Ему принадлежит термин «Мировой остров», включающий континенты Евразию и Африку. Самую недоступную часть мирового острова он назвал хартлендом. В пределах хартленда реки впадают либо во внутренние моря типа Каспийского, либо в Северный Ледовитый океан. Протяженные выступы вроде полуострова на одном из концов хартленла заняты Аравийской пустыней и Сахарой. Наряду с этой областью, как правило, редко населенной и труднодоступной с океана, по краям ее выделяются коустленды (прибрежные земли). Это европейский коустленд и так называемый муссонный коустленд, оба легко доступные с океана. Здесь сосредоточена большая часть населения Земли. Африку с юга от Сахары Маккиндер обозначил как южный хартленд, стратегически малозначимый, но, как и внутренние районы Евразии, недоступный с моря. Маккиндер не включил в свою схему обе Америки, не считая того, что он отозвался о них и об Австралии как не имеющих важного мирового значения. Главной заботой и тревогой Маккиндера были повторяющиеся вторжения в пределы коустлендов выходцев из хартленда. Обратившись к анализу исторических процессов расселения человечества, он пришел к выводу о существовании в те времена миграций из хартленда в трех направлениях: на юго-восток в муссонный коустленд и в Австралию; на северо-восток через Сибирь и Аляску на Американские континенты; на запад в Европейский коустленд и южный хартленд Африки. На протяжении всей истории повторялся один и тот же процесс: вначале первые мигранты рассеялись вдоль этих путей, затем новые волны мигрантов завоевывали и покоряли их. Коустленды, утверждал он, всегда были беззащитны перед нападениями из хартленда, в то время как сам хартленд оставался неуязвимым, поскольку он был недосягаем для морской державы.
В 1919 г. после окончания первой мировой войны Маккиндер доказывал необходимость создания буферной зоны из небольших государств, которые бы разделяли Германию и Россию. Свой взгляд на глобальную стратегию Маккиндер подытожил в ставшем знаменитым изречении: «Тот, кто правит Восточной Европой, господствует над хартлендом; тот, кто правит хартлендом, господствует над Мировым островом; тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром». Маккиндер подчеркивал, что если Германия и Россия вступят в союз или Германия сможет завоевать Россию, то создадутся условия для завоевания всего мира. Эти идеи были подхвачены немецким геополитиком Карлом Хаусхофером и другими географами.
Подобно всем теоретическим моделям, которые пытаются о обобщить географические знания, маккиндеровская концепция хартленда стремилась помочь людям осмыслить сложную последовательную связь событий, игнорируя при этом усложняющие детали. Она не могла обеспечить точное воспроизведение хода вещей, но не следует и полностью ею пренебрегать. В целом же Маккиндер выдвинул перед британскими географами парадигму, согласно которой физическая география рассматривалась как основа, обеспечивающая научную точность в описании той стадии развития, на которой должна была разыгрываться человеческая драма.
Он подчеркивал, что физическая география и политическая география – две части одной науки, причем вторая полностью основывается на первой. Особенность географии, по Маккиндеру, состоит в том, что она рассматривает все явления в их пространственных различиях. Именно поэтому географию можно определить как науку, главная функция которой - проследить взаимодействие человечества и его среды в их местных различиях (1887 г.). Он даже счел возможным определить географию как «науку о размещении, науку, которая прослеживает распределение вещей на земной поверхности». В последующих работах Маккиндера география все более становится прикладной политической дисциплиной. Сам Маккиндер больше всего интересовался глобальными проблемами, однако большинство его современников и последователей склонялись к изучению человека и природы в пределах небольших территорий.
Первоначальная разработка основ современной географии является заслугой главным образом русских географов докучаевской школы (В.В. Докучаев, А.И. Воейков, А.Н. Краснов, Г.И. Танфильев, Г.Н. Высоцкий и др.).