Этнолингвистический анализ

«Территория Ленинградской области стала заселяться с 5–4 тысячелетия до н.э. <…> Протосаамы (так называют древнейшее население нашего региона) <…>

В 3–2 тысячелетии до н.э. <…> эта территория стала заселяться финно-угорскими племенами. Продвигаясь к северу, они постепенно вытесняли или частично ассимилировали древних саамов.

В 1 тысячелетии н.э. в южном Приладожье появляются новые поселенцы- славяне.

В последующие века этнический состав населения менялся не один раз. Наиболее резкие перемены были вызваны во времена шведского владычества (1617–1703гг.), когда эти земли покинула немалая часть русских, карел, ижоров, води, а пришли финны. Они расселились вдоль южного побережья Финского залива, от устья Невы и реки Ковяши, в центральной части Карельского перешейка. Южная граница Финского расселения проходила от Волосова до Всеволожска <…>

Эстонцы издревле занимали в России земли по правому берегу Наровы, у Чудского озера. Во второй половине 19 века приток выходцев из Прибалтики заметно увеличился. Вскоре эстонцы составляли 6% жителей Петербургской губернии. Это была третья по численности этническая группа» [Лисицын 2000: 19–21].

У славян и неславянских племен установились дружественные отношения, они перенимали друг у друга навыки земледелия, обычаи, язык, расширяя и обогащая культуру и быт. «В 1130 г. киевский князь Мстислав (сын Владимира Мономаха и

бывший новгородский князь) закрепил все земли между Лугой, Невой и морским заливом за новгородскими боярами и монастырями. Возможно, что с этого времени Юрьев монастырь получил право собственности на Григорьев погост (Ильеши) и Княжью Гору (Княжево), а Хутынский монастырь стал хозяином Врудских земель.

Культуру, веру, обычаи и обряды наши предки унаследовали от Новгорода. Названия многих деревень, оканчивающихся когда-то на «чи», а затем на «цы» пришли к нам из древненовгородского лексикона (Смолеговицы, Хотыницы, Терпилицы, Холоповицы, Летошицы, Раскулицы и др.)» [Демина 2001: 41–42].

«С 1478 года с падением Новгорода как самостоятельного княжества Водская пятина отошла к Москве» [Там же: 57].

«В 16 в. земли нашего района входили в состав Ямского и Копорского уездов полужской половины Водской пятины» [Там же: 60].

«Трагична судьба нашего края в 17 веке. 8 февраля 1609 года правительство В. Шуйского заключило договор со Швецией: за военную помощь (15-тысячный отряд Делагарди) Швеция получала Корельскую волость, а после отречения Василия Шуйского и заключения русско-польского (17.08.1610 г.) договора шведы оккупировали северо-западные русские земли. По условиям Столбовского мира, подписанного со шведами 27.02.1618 года, Швеции передавались все земли по южным и восточным берегам Финского залива с городами Ивангород, Ям, Копорье, Орешек. Шведы переименовали Водскую пятину в Ингерманландию. Почти 100 лет наша земля была оторвана от Родины.

Только при Петре I в тяжелых условиях русские земли навсегда были воссоединены с Россией, а Ям переименован в Ямбург» [Там же: 65–66].

В состав современного Волосовского района вошли части бывших Ямбургского, Петергофского и Царскосельского уездов[3].

Как уже отмечалось ранее, издавна в этих местах национальный состав был пестрым: здесь жили русские, водь, ижора, вепсы, карелы, эстонцы, а также ингерманландские финны[4], которые селились компактными группами и сохраняли лютеранскую веру. После завоевания Петром I Ингерманландии финны большей частью были обращены в казенных и государственных крестьян, только оставшиеся на территории нынешнего Волосовского района стали помещичьими. Известно, что православные эстонцы еще до 1703 года переходили в Ингерманландию, но наибольшее их переселение наблюдается после отмены крепостного права в России.

Поэтому в конце ХIХ – начале ХХ века здесь жило много эстонцев-арендаторов.

Другая особенность этих мест в том, что с начала ХIХ века большинство имений Ямбургского и Петергофского уездов стало владениями дворян нерусского происхождения, в основном выходцами из Прибалтики. Они считали честью служение России и особенно отличались на военном поприще. Живя в столице, бароны Эстляндии, Лифляндии и Курляндии начали приобретать имения недалеко от Петербурга, но ближе к западным границам губернии.

«В начале ХХ в. на территории южной Ингерманландии существовали три типа поселений: 1) деревни; 2) хутора; 3) помещичьи усадьбы. Многие из деревень возникли, по меньшей мере, несколько столетий тому назад и упоминаются еще в русских источниках рубежа ХV-XVI вв. (Новгородские писцовые книги) и шведских XVII в. (Писцовые книги Ижорской земли. 1617 – 1623 гг.). Из табл. 1[5], где представлены данные о древности возникновения обследованных поселений, следует, что к началу XVI в. 15 деревень из 29 (т.е. половина) уже существовали. Все они (за исключением д. Пятая Гора) отмечены и в начале XVII в., кроме того, к списку прибавились Будино и Лагоново, обозначенные как пустоши <…> В материалах земской переписи 1881-1882 гг. отсутствуют лишь эстонские деревни Эду и Каргалозы, которые сформировались в результате сселения хуторов в 1939 г. уже в советское

время <…> Таким образом, в целом сеть поселений и топонимические ориентиры имеют в данном районе давнюю историю. Наличие близ некоторых населенных пунктов курганных погребений XI-XIV вв. (Холоповицы, Старые Раглицы, Калитино, Курковицы, Донцо и др.) позволяют говорить об очень раннем возникновении этих деревень» [Гадло 2004: 28–29].

Волосовский район расположен к юго-западу от Санкт-Петербурга на Ижорской возвышенности. Здесь на площади 2,7 тысячи кв. км насчитывается 195 населенных пунктов во главе с районным центром, который находится в 84км от Петербурга. Численность населения составляет около 48 тысяч человек. А земли Волосовского района хранят следы глубокой древности. Около селений Кандакюля и Сельцо археологами обнаружена могильная глыба, оставшаяся от языческого капища, с высеченным на ней рисунком. По мнению историков, именно к этому месту стекались жители близлежащих земель на поклонение языческому богу славян – покровителю скотоводства, известному под именем Волоса.

Столь богатая история района способствовала тому, что в названиях его населенных пунктов соединились несколько языков и множество диалектов. «По статистическим данным, в 19 веке только в Ямбургском уезде проживали, кроме русских, 8000 ижорцев, представителей племени водь – 3673, других финских племен – 8000 человек, несколько сот эстов (чудь) и 400 немцев-помещиков» [Кузьмин 1993: 3].

В топонимии этого региона выделилось три пласта:

1) древнейший (на западе – финно-угорский);

2) позднейший прибалтийско-финский (ижорский, вепсский и др.);

3) русский.

Большая длительность существования многих географических названий позволяет отыскать среди них те, в которых типовые для данной территории топонимические форманты скрывают иноязычную основу.

Таким образом, мы пришли к выводу, что на территории района можно выделить три исторических пласта и при работе с собранным материалом учитывать национальный состав.

Исследуя полученный материал, мы выделили три основные группы языков: прибалтийско-финскую, славянскую (русскую) и немецкую.

К первой группе мы отнесли следующие названия населенных пунктов: Аракюля, Арбонье, Большой Сабск, Большое Кикерино, Везиково, Волпи, Греблово, Извара, Изори, Кальмус, Канаршино, Кандакюля, Карголозы, Карстолово, Каськово, Кемполово, Кивалицы, Кикерино, Коноховицы, Котино, (Красная) Мыза, (Красные) Прологи, Курголово, Курковицы, Кюльвия, Лашковицы, Лелино, Лемовжа, Лиможа, Лопец, Мыза Арбонье, Новое Рагулово, Новые Раглицы, Пежевицы, Полобицы, Прологи, Рагулово, Редежа, Рекково, Реполка, Рукулицы, Рутелицы, Старые Раглицы, Стойгино, Сумск, Ухора, Хревицы, Эдази.

Ко второй группе относятся: Анташи, Бегуницы, Беседа, Большая Александровка, Большая Вруда, Большие Озертицы, Большие Сяглицы, Большое Тешково, Брюховицы, Будино, Буяницы, Вересть, Верницы, Волгово, Волна, Волосово, Вруда, Вязок, Глумицы, Голубовицы, Голятицы, Гомонтово, Горицы, Горки, Горье, Гостятино, Губаницы, Губино, Добряницы, Домашковицы, Донцо, Ермолино, Жилгородок, Загорицы, Заполье, Заречье, Захонье, Зимитицы, Зябицы, Ивановское, Извоз, Ильеши, Кайкино, Калитино, Каложицы, Кирово, Клопицы, Княжево, Коростовицы, Корчаны, Коряча, Красное Брызгово, Красные Череповицы, Красный Луч, Красный Маяк, Кряково, Кудрино, Курск, Лагоново, Летошицы, Липовая Гора, Лисино, Мазаная Горка, Максимовка, Малая Александровка, Малая Вруда, Малое Заречье, Малое Тешково, Малые Озертицы, Малые Сяглицы, Малый Сабск, Марково, Медниково, Местаново, Модолицы, Молосковицы, Морозово, Муратово, Муромицы, Мышкино, Неревицы, Негодицы, Новые Красницы, Новые Смолеговицы, Овинцево, Ожогино, Озертицы, Ольхово, Ославье, Остроговицы, Поддубье, Плещевицы, Поселок 81 км, Пружицы, Пятая Гора, Рабитицы, Радицы, Редкино, Ржевка, Рогатино, Роговицы, Ронковицы, Руссковицы, Русское Брызгово, Селище, Село, Сельцо, Синковицы, Слепино, Слободка, Смердовицы, Смёдово, Смольково, Соколовка, Сосницы, Сосново, Старицы, Старые Бегуницы, Старые Красницы, Старые Смолеговицы, Сумино, Сырковицы, Сяглицы, Татьянино, Твердять, Теглицы, Терпилицы, Томарово, Торосово, Тресковицы, Труново, Устье, Ущевицы, Химосово, Холоповицы, Хотнежа, Хотыницы, Худанки, Черенковицы, Чёрное, Чирковицы, Шадырицы, Шёлково, Шуговицы, Язвище, Ямки, Ястребино.

В третьей группе одно название Штурмангоф.

Рассматривая происхождение названий деревень, мы пришли к выводу, что 147 наименований (75%) – славянского, русского происхождения, 48 географических объектов (24,5%) – прибалтийско-финского происхождения и одно (0,5%) – из немецкого языка.

Наши рекомендации