Историко-географические описания России. Развитие российской картографии

Историческая картография и картографические источники.

К картографическим источникам относятся все виды графических, фотографических, цифровых и текстовых данных, применяемых для составления и обновления карт. Карты — особый способ отображения действительности, пространственная модель реального явления. Карты изучаются в рамках картографии — науки о теории, методике и технических приемах создания и использования картографических произведений. Одним из разделов тематической картографии является историческая картография. Эта научная дисциплина занимается составлением исторических карт и атласов и разрабатывает методику их создания. Предметом ее изучения является конкретное пространство исторических процессов и его изменение во времени.

К картам полностью применимы общие принципы источниковедческого анализа (выяснение обстоятельств возникновения, установление авторства, достоверности и подлинности и пр.). Картографические материалы требуют применения и специальных приемов анализа: определение соответствия изображения уровню научных знаний исторического периода и действительности; исследование принципов и степени генерализации сведений, соотношения текстовых и графических элементов; изучение изменений условных знаков, принципов математического обоснования и пр. Карты прошли сложный путь развития от схематических рисунков, от карты Маршалловых островов, составленной из деревянных палочек, до настоящих научных произведений, картографирования Луны. Большое значение в изучении карт имеет картографическое источниковедение, которое изучает карты, чертежи и материалы, прямо или косвенно использовавшиеся составителями. Основателем отечественного картографического источниковедения и соответствующей научной школы был Александр Игнатьевич Андреев (1887—1959). Это перспективное междисциплинарное направление, развитие которого актуально для исторической географии, истории науки, исторической антропологии и других дисциплин.

Важным элементом методики изучения карты является сравнение нескольких картографических произведений, что углубляет представления об их источниках, позволяет выделить родственные группы карт и датировать их. Датировка изготовления карты отличается от датировки ее содержания: чем древнее карта, тем больше разрыв между ними.

Большое распространение получили в настоящее время методы компьютерного и физико-химического анализа карт. Это в первую очередь касается анализа материалов, на которых (бумага, пергамент, ткань, дерево) и с помощью которых (тушь, чернила, краски) создавалась карта. При изучении карт используют такие приемы, как графологическая экспертиза надписей, люминесцентное фотографирование стертых частей. Применяется и метод историко-картографической реконструкции содержания карт. Так, Б. А. Рыбаков в 1970-е гг. провел такую реконструкцию содержания древнейших русских чертежей Москвы 1497, 1523 и 1526 г.

Карты могут быть самые разные: общегеографические, климатические, карты часовых поясов, карты природных ископаемых, исторических событий и т.д. Историческая карта — пространственное изображение исторических явлений и событий определенного исторического периода, это знание, полученное в ходе исторического исследования. Она одновременно является источником и историографическим произведением. Картографирование исторических событий выражает осмысление исторического процесса. В качестве примера можно привести сатирическую карту «Как помпадуры искромсали Россию» периода 1-й русской революции. Она была найдена в 1971 г. Л. А. Гольденбергом в материалах фонда военного министра Д. А. Милютина. На основу стандартной карты Европейской России начала XX в. нанесены современные автору события, вместо географических наименований приведены неологизмы: Черное море ~ Потемкинское, Петербург — Провокатенбург, выделены «места отдаленные» и «места не столь отдаленные».

В связи с внедрением в историческое исследование компьютерных технологий распространение получает составление пространственных моделей, тем более это относится к исторической географии, так как эта дисциплина использует пространственные данные. Карта-модель позволяет изучать новые вопросы, делать дополнительные источниковедческие и конкретно-исторические выводы, визуально представлять полученные результаты.

Историко-географические описания России. Развитие российской картографии

.Первые географические описания территории Руси появляются на рубеже IX —X вв., до нас они дошли в переложении более поздних источников. Это описание Руси норвежских викингов. Северное побережье Руси описано в английском источнике IX в. — Сборнике короля Альфреда Великого. Более полное описание рельефа, гидрографической сети, специфики хозяйственных занятий Южной Руси оставил посланник Папы Римского Иоан Деканино (1245). В 1271 — 1275 гг. Марко Поло совершил путешествие в Китай, по пути посетил Русь, целую главу своей «Книги» (1298) посвятил Древней Руси, его сведения отличаются достоверностью.

В следующие 100— 150 лет не появлялось географических описаний Руси, а на картах XV в. в соответствии с географической изученностью Руси в Западной Европе часто Московия обозначалась белым пятном, чуть лучше обстояло делоснасыщенностью информацией карт южных территорий.

В 70-е гг. XV в. появились дневники и карты венецианских путешественников Барбаро и Кантарини, они совершили путь из Венеции в Персию, посетили Москву и Южную Русь. Самыми лучшими считались карты Московии Сигизмунда Герберштейна, которые стали результатом двух его путешествий с дипломатическими поручениями (1517 и 1526). Англичанин Ричард Ченслер в 1553 г. попал в район Архангельска (город был основан в 1584 г.) и открыл путь на Москву, результатом стали описание и карты. Было положено начало систематическим сношениям России и Англии. Хорошо известна также карта Энтони (Антония) Дженкинсона, посла королевы Елизаветы. Он пять раз был в Москве и составил карты, дал очень точное описание Каспийского побережья. Между 1564 и 1572 гг. была составлена одна из первых карт Северо-Западной Руси. Автор ее — Рафаэлло Барберини — во время Ливонской войны посетил Новгород и Псков. В 1591 г. англичанин Флетчер, посол королевы Елизаветы, составил описание и карту Московии, правда, менее подробную, чем у Дженкинсона. В 1595—1597 гг. англичанином Шерли была составлена довольно точная карта берегов Волги.

К концу XVI в. описания и карты были составлены по Северо-Западной Руси, Новгородским и Псковским землям и по Волжскому торговому пути. Со Смутных времен увеличивается количество сведений о Московии, но качество их невысоко. Научную ценность представляют лишь немногие описания. Среди них —описание Конрада Гусова, он 12 лет прожил в России в самом начале XVII в. Исаак Масса (в 1609 г. он был в Москве) составил несколько карт, по точности и обширности информации они превзошли карты Дженкинсона. Он первым составил приблизительное описание и карты Сибири, Восточной России, Предуралья и Уральских гор. Основой для карт послужили чертежи сибирских первопроходцев. При Михаиле Романове Адам Олеарий был проездом в России, составил подробное историко-географическое описание Северо-Восточной, Северо-Западной и Южной Руси.

Во второй половине XVII в. все меньше белых пятен остается на территории Руси. Препятствием для более полного изучения была недостаточность карт в самой России. Большинство русских картографических произведений, созданных до XVIИ в., утрачено, но считается, что они отличались достоверностью сведений, богатым географическим содержанием, несмотря на отсутствие должного математического обоснования «карт-чертежей» и неравномерность изученности территории страны.

Эпоха Великих географических открытий, которая для Западной Европы ознаменовалась открытием Америки (1492) и морского пути в Индию (Васко да Гама, 1497—1499), а для России — освоением Сибири, вызвала всплеск интереса к географии. Открытие русскими землепроходцами основных районов Северной Азии — выдающееся событие в истории человечества. Были открыты новые богатейшие ресурсами территории и неизвестные ранее народы. Географическое открытие Сибири по значению можно приравнять к открытию нового материка. Считается, что освоение Сибири начал в 1581 г. Ермак, но еще за 14 лет до Ермака казацкие атаманы Петров и Яличев прошли от Урала через Байкал до берегов Японского моря. В XVII в. Елисей Буза открыл реку Индигирку; Копылов совершил поход к Охотскому морю; Ерофей Хабаров прошел из Якутска до Амура, составил «чертеж реке Амуру»; были составлены также чертежи бассейнов рек Аргуни и Селенги, малый чертеж Игнатьева; казак Тарухин впервые описал чукчей. В 1648 г. Семен Дежнев прошел вокруг восточной оконечности Азии, т.е. открыл пролив между Азией и Америкой. Сведения об этом походе были утеряны, и открытие приписывали Витусу Берингу. В Германии был издан чертеж Сибири 1667 г. По Сибири в то время было два пути: северный — на Мангазею и южный — на Томск. Первые описания Сибири были по этим путям. Сведения, собранные русскими землепроходцами, передавали в Тобольск, а оттуда в Москву — в Сибирский приказ, где специальные дьяки составляли «чертежи».

Картографические материалы по истории России, составленные в самой России, появились довольно поздно — в XVI в. До XV11I в. карты-«чертежи» не имели градусной сетки, масштаба, были сориентированы на юг, расстояние показывалось в днях пути, а ориентирами были реки. Таковы карта «Чертежная книга Сибири» С.Ремизова (конец XVII в.) и Большой чертеж «всего Московского государства по все соседние государства», составленный в конце XVI в. На его основе в 1627 г. был создан новый Большой чертеж «с присоединением территории поля». Большой чертеж до нас не дошел, но сохранились списки Книги Большого чертежа, в которых даются описание чертежа «полю» (шляхи, броды, сторожевые посты, засеки и пр.) и описание чертежа «всего Московского государства» (отмечены реки, города, народы и пр.). По этим книгам можно реконструировать чертеж огромной территории от Западной Двины и Днепра на западе до Оби на востоке и южных районов.

В Петровскую эпоху произошел перелом в картографических исследованиях. Еще до начата Северной войны Петр 1 начинает печатать карты с фадусной сеткой в Голландии. В 1699 г. появилась Амстердамская карта. На ней дана территория Европейской России к югу от 60-го градуса северной широты. Для составителей наибольший интерес представляли южные территории, поэтому подробно даны Крым, Азовское и Черное моря и их побережья. Результатам 1-й и 2-й Камчатских экспедиций (1725—1730 и 1733 — 1741) под руководством Витуса Беринга стали описания Чукотки, Курил, Камчатки. К 1743 г. была закончена обработка материалов Великой Северной экспедиции и составлена карта всего северного побережья Российской империи от Архангельска до Колымы и Камчатки.

В 1720 г. в России была начата планомерная съемка ряда уездов с целью составления первой общероссийской географической карты. В 1720— 1770-е гг. были составлены карты петровских геодезистов и Географического департамента Академии наук. Инструментальные съемки, которые проводились специально для составления этих карт, продолжались 30 лет. На их основе был составлен «Атлас Всероссийской империи» — первый атлас России, который был издан в 1734 г. и по имени своего создателя называется «Атлас И. Кириллова». В 1745 г. Академией наук был издан «Атлас Российской» —первое собрание карт всей России, составленное на научной основе. Карты были ориентированы на север, имели градусную сетку, масштаб. Интерес представляют карты военно-топографических съемок 1750— 1770-х гг. С 1763 г. Генеральному штабу было поручено составление специальной карты Российской империи. Эти карты дополнили картографические материалы Генерального межевания, так как охватили те части страны, на которые не распространялось начавшееся в 1765 г. Генеральное межевание. Карты Генерального штаба выполнены лучше, чем карты петровских геодезистов. Реки даются с учетом масштаба, полнее дана речная и дорожная сеть, есть признаки рельефа, леса, болота. Но большим шагом назад стало отсутствие географической сетки и опорных широтных пунктов. Академией наук в середине XVIII в. был составлен специальный вопросник, который был послан на места. По получению ответов в 1766 г. издали «Гопографические известия,служащие для полного географического описания Российской империи». Результаты этой и других подобных анкет того времени (анкеты Шляхетского корпуса. Вольного экономического общества) не идут ни в какое сравнение с материалами Генерального межевания, составлявшимися не в целях картографирования страны. Карты Специального и Генерального межевания лглот богатейший материал по истории сельского хозяйства. В них содержатся сведения о расположении лесов, составе почв, заболоченности и распаханности земель, административно-территориальном делении, промысловых занятиях населения. Особую группу образуют «Экономические примечания» к Генеральному межеванию. Они предстаіъіяют собой описание дач уездов с их краткими статистическими и экономическими характеристиками (территории, границы земельных владений, оценка качества земли, населенные пункты, занятия населения и т.п.).

Большое значение для исторической географии в качестве источника имеют списки населенных мест России по данным ревизий. Всего с 1719 по 1857 г. в России было проведено 10 ревизий. Сведения эти содержатся в материалах ревизских сказок (первичные материалы ревизского учета), в переписных книгах и всевозможных перечневых ведомостях (сводные материалы ревизий). Материалы ревизий в совокупности с картографическими материалами позволяют рассматривать такие темы, как время основания поселений, направления колонизационных потоков и т.п.

При Екатерине И Академия наук отправляет небольшие экспедиции для уточнения географии районов Российского государства: экспедиции Петра Палласа (Кавказ и Сибирь), Иоганна Георги (Сибирь, озеро Байкал, Нижняя Волга), Биллингса (Охотское море. Алеутские острова, берега Северной Америки).

Появляются специальные географические словари. Первый по времени выхода в свет — «Географический лексикон Российского государства, или Словарь, описующий по азбучному порядку реки, озеры, моря...». Он был составлен к 1770 г. Ф. А. Полуниным и издан в 1773 г. с дополнениями профессора Г. Миллера. Широко известны «Лексикон географический» В, Н. Татищева (1793) и «Большой географический словарь Российского государства» А. Щекатова (1801 — 1809, в 7 томах) и др.В 1793 г. была составлена первая «Историческая карта Российской империи», где был представлен территориальный рост Российской империи от Петра 1 до Екатерины II. Карты, имевшие исторический характер, появились в первой четверти XVIII в. в качестве приложений к историческим и историко-географическим сочинениям.

В первой четверти XIX в. русские первопроходцы начинают осваивать территории за пределами страны. Были проведены экспедиции и внутри страны. Ф. П. Литке в 1821 — 1824 гг. руководил исследованиями Новой земли, Баренцева и Белого морей; В. М. Головнин между двумя кругосветными плаваниями в 1811 г. описал Курильские острова; Ф. П. Врангель в 1820— 1824 гг. руководил экспедицией, описавшей побережье Сибири от реки Индигирки до Колючинской губы и Новосибирские острова, определил положение острова на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей, названного позже его именем. А. Гумбольдт исследовал громадную территорию Урала и Сибири до Киргизских степей и Астрахани. В 1830— 1840-е гг. прошли экспедиции на Северный К середине XIX в. можно говорить об исчезновении с карты

России белых пятен и малоизученных областей. Российская картография вышла на вполне сопоставимый и иногда превосходящий уровень по сравнению с Западной Европой. Среди географических описаний надо отметить вышедшее в середине XIX в. 18-томное «Военно-статистическое описание губерний и областей Российской империи», подготовленное офицерами Генерального штаба и содержащее общие сведения о губерниях и их жителях, характеристику промышленности, сельского хозяйства и торговли, военно-топографический раздел. Определенную ценность представляют различного рода экономико-географические и статистические описания. Губернаторские отчеты и приложения к ним содержат сведения по истории демографических процессов, размещения промышленности, промыслов, судоходства и т.п. Они составлялись со времен Екатерины II до 1917 г. с перерывами, хотя постоянно меняли свою формуУрал и полуостров Таймыр в Якутию.

Отличительной особенностью второй половины XIX в. является появление специальных карт промышленности, сельского хозяйства, торговли, населения. В 1853 г. появилась «Карта промышленности Европейской России с показанием фабрик, заводов и промыслов, административных мест по мануфактурной части, главнейших ярмарок, водяных и сухопутных сообщений, портов, маяков, таможен, главнейших пристаней, карантинов и проч.», исправленная и дополненная по последним сведениям П. Крюкова. Карта сопровождалась описанием районов Европейской России, обзором промышленности России и сведениями о ней по губерниям. Несмотря на свое название, карта была общеэкономической. Были обозначены градусная сетка, границы уездов и губерний, дороги, города и промышленные села, горы, реки, средняя температура года, зимы, лета, высота над уровнем моря, границы лесов, хлебопашества и виноградарства. Карта представляет большой интерес как источник по экономическому районированию.

Карты второй половины XIX — начала XX в. содержат сведения о различных системах хозяйства, показывают районы преобладания трехполья, подсечного хозяйства и не пригодные для земледелия (например, «Атлас почв и климатических карт»). Были изданы специальные карты сельскохозяйственных промыслов в России. Есть карты, отражающие поуездные границы преобладания серых и красных хлебов, технических культур по почвенно-климатическим зонам, карты урожайности, земледелия и землепользования. Почвенные карты К. Веселовского, В. Докучаева и др. дают поуездные границы преобладания чернозема, представление о степени плодородия почв ПО регионам.

Существуют карты, показывающие процесс торговли сельскохозяйственной продукцией, маршруты торговли скотом. Значительный интерес представляют карты хлебной торговли, лесных угодий. Ценным источником являются карты, отражающие демографические процессы. Карты Шуберского, Ракинта, Генко и др. дают представление о географии населения, в том числе сельского (плотность, прирост, миграции). Этнографические карты П.Кеппена, Н.Зарянко, Т. Флоринского и др. помогают представить размещение населения, выяснить исторические особенности заселения.

В советское время велась работа по составлению различных карт,в том числе и исторических. В 1928 г. бьы издан «Русский исторический атлас» К. В. Кудряшова. Особо надо отметить «Атлас истории СССР» под редакцией К. В. Базилевича, И.А. Голубцова, М. А. Зиновьева (ч. 1 — 3, 1948—1950), который содержит карты политических границ, военных действий, народных движений, экономические карты. На хорошем уровне были выполнены школьные атласы по истории 1950-х гг. под редакцией И.А.Голубцова и более поздние. В Институте отечественной истории АН СССР проводилась работа по составлению многотомного «Атласа истории СССР», включавшего карты по физической, исторической, социально-политической географии, исторической географии населения, исторической экономической географии, но потом эта работа приостановилась. Физические, экономические, климатические карты республик, краев и областей входили в «Атлас СССР», подготовленный в 1956 г. и переиздававшийся до 1984 г. В 2005 г. появился «Национальный атлас России», который помимо карт всех субъектов Федерации включает исторические схемы и справки.

Составление исторических карт России остается по-прежнему актуальным. Более того, в связи с вхождением в жизнь историков компьютера при их составлении открываются новые возможности

Наши рекомендации