Краеведческая работа по естествознанию в начальной школе

Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности. Природное краеведение – это один из путей патриотического и нравственно – эстетического воспитания школьников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие. Сущность школьного природного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики в данной местности. Природа края в целом, отдельные ее компоненты и их взаимосвязи изучаются в развитии, т.е. с естественно научных позиций. Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района. Области, республики, природной зоны, страны. Поэтому, в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов и их территориальное сочетание, типичные явления, характеризующие природу данного края, а также, уникальные ее объекты, и связанные с ними процессы. Закономерная взаимосвязь и сочетание компонентов, и сочетание компонентов природы определяют формирование на земной поверхности различных по величине единых неразрывных систем природно–территориальных комплексов (ПТК). Самым крупным из них является географическая (ландшафтная) оболочка Земли. Географическая оболочка делится на природно–территориальные комплексы разного порядка (ПТК материков, физико-географических стран и провинций, зон и т.д.). Основной ступенью этого деления является ландшафт.

В определении содержания краеведческой работы значительную роль играет характер природных и хозяйственных условий данной местности. В силу этого во внеклассной краеведческой работе городских школ большое место занимает изучение промышленных предприятий, организация дальних экскурсий, туристских походов и тематических экспедиций.

Краеведческая работа в начальной школе начинается на уроках при изучении естествознания по современным учебным программам А.А.Плешакова и З.А. Клепининой и многих других.

В каждой программе предусмотрен блок, посвященный природе родного края. И учитель, проводя урок по данному разделу, обязательно использует следующие формы и методы обучения такие как:

- беседа,

- наблюдение;

- рассказ;

- экскурсии и др.

Например:

1. На уроках введения нового материала учащиеся могут подготовить сообщение по теме урока;

2. На комбинированных уроках учитель дает задание интегрированного характера, например, нарисовать рисунок по теме;

3. Уроки-практикумы дают возможность не только повторить теоретические факты, но и увидеть на практике то о чем говориться в учебнике.

Неотъемлемой частью краеведческой работы является наблюдение. Но наблюдение проводиться интегрировано с информационной беседой о родном крае, родной природе. Начальное изучение краеведения в школе строиться по принципу «Матрешки». Начиная с самой маленькой – это информация о своем доме, своей улице, своем районе. И дальше так же как «Матрешка» постепенно темы углубляются, «нарастают друг на друга», расширяются постепенно, что подтверждается названием блоков и тем в современных учебных программах.

И мы можем проследить и систематизировать этот материал на основе всех учебных программ.

Внеклассная краеведческая работа в общеобразовательной школе предполагает:

1) Расширение и углубление общеобразовательных знаний учащихся по отдельным предметам;

2) Активизация связей обучения и воспитания с жизнью, трудом ;

3) Вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельной научной работы в доступной для них форме;

4) Развитие познавательных сил и творческих способностей учащихся;

5) Вовлечение учащихся в общественно полезную и трудовую деятельность и содействие в профессиональной ориентации;

6) Развитие у учащихся общественной активности, чувства личной ответственности и коллективизма.

Весьма важным условием является в организации внеклассного краеведения его планирование. Плановое начало позволяет вести систематическую внеклассную работу. Началом этой работы является организация внеурочных наблюдений за природными и экономическими фактами и явлениями, поручения учащимся по сбору краеведческого материала. По мере накопления опыта и развития у учащихся интереса к самостоятельным наблюдениям из числа наиболее активных и любознательных школьников постепенно формируется краеведческий кружок.

В разделе практических занятий программой предусмотрено:

1. Систематическое проведение природоведческих наблюдений.

2. Изучение отдельных природных объектов и физико – географических компонентов природы своей местности.

3. Изучение и составление экономико-географической характеристики своего колхоза, местного промышленного предприятия и др.

Общественно полезная работа учащихся, предусмотренная примерной программой, соответствует тематике и содержанию изучаемого краеведческого материала.

Природное окружение школы составляет конкретный ландшафт. В пределах одного ландшафта можно исследовать более мелкие структурные его части. Площадь одного ландшафта может измеряться несколькими тысячами или сотнями квадратных километров. Поэтому можно считать, что школьные краеведческие исследования проводятся в основном в пределах одного ландшафта, а комплексная физико-географическая характеристика края, по существу, является характеристикой ландшафта.

Перечисленные разделы физико-географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения природы. Попутно с этим могут быть выявлены местные природные достопримечательности и памятники природы, требующие особенно пристального внимания краеведов, более исследования и их охраны (Примерный план представлен Нами в Приложении).

В связи со спецификой нашей специальности мы рассмотрели основные виды краеведения, которые затрагиваются в начальной школе. Вследствие, средней школе рассматривается так же: Экономическое краеведение, его значение и сущность; население края как объект краеведения; народное хозяйство края как объект краеведения; производственные предприятия как объект краеведения; поселение как объект краеведения; история края как объект краеведческой деятельности.

Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе.

Семья - одна из самых доступных форм краеведческой работы.

Изучение семьи – одна из самых доступных форм краеведческой работы, так как здесь сильно чувство личной причастности. Поэтому отвлеченный материал становится близким и доступным. Работу по этой теме лучше всего начать до 1-го сентября проведением родительского собрания. Начало деятельности детей – составление летописи семьи.

Летопись семьи.

У учителей, которые занимаются туристико - краеведческой деятельностью в начальных классах, стало традицией начинать с летописи семьи. Это тетрадь или альбом, титульный лист которого выполняют родители, а первый рисунок, выполняемый малышами, называется «С кем я живу?», далее они рисуют себя, членов семьи. Друзей и многое другое. Дети очень любят работать с этим альбомом, они не только рисуют в нем, но и пишут стихи о маме, папе, бабушках, дедушках, братьях и сестрах, пишут сочинения о них. Работа с «Летописью» имеет большое значение для ребенка, и не только для него. Чтобы нарисовать что-то по заданию учителя, дети наблюдают, думают, беседуют с родственниками, многое узнают о своей семье; часто под влиянием своего ребенка родители тоже начинают заниматься тем же, чем и дети, например выявлением родственников – участников Великой Отечественной войны.

О надписях. На первых порах их выполняют родители. А еще лучше, если дети, когда научатся писать, вернутся к своим рисункам и сделают подписи сами. «Летопись семьи» в начальных классах является рабочей тетрадью, заполняется она по мере необходимости в процессе работы по теме «Семья», что включать в нее - решают учитель, родители. Мы же рекомендуем лишь возможные варианты ее заполнения.

В последнем классе начальной школы материалы «Летописи» можно оформить в виде родословного дерева и передать, как эстафету, классному руководителю следующего класса для изучения будущих своих питомцев и продолжения краеведческой деятельности.

Многое можно еще поместить в «Летописи семьи»: и задачи на тему работы членов семьи, и рецепты домашней кухни из даров природы. И самые интересные семейные фотографии.

Изучение окрестностей.

Сначала дети подробно изучают класс, в котором сидят, и приучаются читать план класса. Каждый класс имеет свой план, прежде уже начерченный учителем и наклеенный на папку. Дети читают этот план, т.е. рассказывают в нем значение каждой черты и каждого знака, или, другими словами, подробно описывают класс по плану. Потом чертят сами с помощью учителя такой же план на классной доске. В других школах готового классного плана нет, а ученики с помощью учителя измеряют класс, приводят измеренные линии в принятый масштаб и мало – помалу восстанавливают план класса. Этот последний прием полезнее первого, потому что дает больше самодеятельности детям, и это все не так трудно, как может показаться с первого раза. Дети так заинтересованы этой работой, что скоро приучаются измерять и приводить измеренные линии в принятый масштаб, так что учителю остается только объяснять дело и руководить слабыми силами детей. Сначала пусть дети вымеряют длину классной комнаты и начертят на классной доске прямую линию, но так как прямая линия во всю длину класса не может поместиться на доске, то дети скоро поймут значение масштаба. Затем пусть дети также вымеряют ширину и, по принятому масштабу, начертят, с помощью учителя, четырехугольник, потом расставят в этот четырехугольник мебель, означат место печи и т.д. Далее дети могут нарисовать развернутые стены и на них означить дверь, окна, географические карты, если они есть, и т.д.

При чтении плана следует с точностью обозначить длину и ширину предметов цифрами, выражать словами относительное их положение, рассказывать: из чего предмет сделан? Кем? Каково его употребление? а так же описывать форму, цвет, стар он или нов, не имеет ли какой-нибудь особенности и т.п. – словом, все, что может обозначать предмет с точностью.

Упражнение это чрезвычайно полезно уже в том отношении, что приучает дитя к самой зоркой наблюдательности, к строгому порядку в мыслях и строгой точности в выражениях, а все это такие драгоценные качества, которые, конечно, должно стараться укоренить и развить в ребенке.

Второй план – план дома, но, конечно, его можно, смотря по удобству, заменить планом школы, особенно если школа занимает целый этаж, или, лучше, отдельный домик. Третий план – план того же дома с двором, садом и огородом, т.е. со всеми теми принадлежностями, о которых дети читают в книге. На втором году ученья я отнес план улицы, на которой стоит дом или школа, план села или города, в котором школа находится, план окрестности и, наконец, план реки, которая своим течением должна уже вывести дитя из ближайшей окрестности в обширное отечество. После такой подготовки, на четвертый год ученья, удобно уже будет начать изучение географии отечества, и можно надеяться, что это ученье пойдет живее и лучше, чем идет теперь, когда начинают учить дитя географии с предметов, недоступных ему по громадности, и не развив в нем предварительного географического инстинкта.

Этот инстинкт местности бывает иногда сильною, врожденною способностью, но чаще его следует укреплять и развивать и, во всяком случае, направлять как способность чрезвычайно полезную и в ученье, и в практической жизни.

Наши рекомендации