Тема 2.5. Современные программы по естествознанию для начальной школы

Цель: Рассмотреть, проанализировать и сравнить альтернативные программы и учебники по природоведению в начальной школе.

План изучения темы:

1. Ознакомиться с требованиями государственного стандарта к результатам освоения и структуре основной образовательной программы начального общего образования предметной области «Обществознание и естествознание» и примерной программой «Окружающий мир» для 4-хлетней начальной школы (цель, значение, содержательные блоки, ценностные ориентиры, место учебного предмета, результаты: личностные, метапредметные, предметные).

2. Рассмотреть программы:

а) З.А. Клепинина «Природа и люди»;

б) А.А. Плешаков «Зеленый дом»;

в) Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий

мир»;

г) Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец, А.В. Козакова «Естествознание»,

«География» по методике Л.В. Зонкова;

д) Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева «Естествознание» по методике Д.Б.

Эльконина – В.В. Давыдова.

3. Определить задачи курса, содержание программы.

4. Анализ соответствующих программ и учебников.

Вопросы для обсуждения

Курс «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Программа Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букварёвой «Окружающий мир». Цели, задачи, принципы построения программы. Постановка и решение детьми системы учебных задач как основной метод обучения.

Программы З.А. Клепининой «Природа и люди» и «Окружающий мир».

Особенности программ. Достоинства и недостатки.

Курс А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». Цель, задачи, ведущие идеи курса. Проблемно-поисковый подход в обучении. Использование метода моделирования для формирования экологических знаний. Особенности учебников

«Мир вокруг нас». Факультативные курсы «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Цели курсов, примеры рассматриваемых вопросов. Программа Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир». Цель, задачи, построение курса. Формы и методы преподавания курса. Понятие о дробной структуре урока. Игры и речевые разминки на уроках окружающего мира.

Краткое изложение теоретических вопросов

1. Содержание и результаты освоения предметной области «Обществознание и естествознание» в начальной школе

Современный учебный предмет «Окружающий мир» является интеграцией естествознания, информатики, ОБЖ, элементов экономики. Основой отбора и конструирования содержания по предмету «Окружающий мир» является действующий Государственный стандарт школьного образования. Естественнонаучное начальное образование строится по принципам:

˗ интеграции;

˗ научности;

˗ дидактики;

˗ практической направленности;

˗ краеведения;

˗ экологии.

Основные задачи реализации предметной области «Окружающий мир»:

· Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

· Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем.

· Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

· Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2. Поливариативность педагогических систем и разнообра­знных программ по изучению социальной и естественной природы на ступени начальной школы

Для современного начального образования характерна вариативность. Созданы целостные УМК, обеспечивающие процесс обучения с первого по четвертый класс и включающие в себя учебник и рабочие тетради для учащихся и методическое пособие для учителя. Созданы дополнительные пособия для учащихся и учителя: дневники наблюдений, атласы, краеведческие пособия, рабочие тетради с проверочными заданиями, хрестоматии, различные наглядные пособия. В настоящее время в соответствии с действующим Стандартом образования действуют следующие варианты УМК по предмету «Окружающий мир»:

· Традиционная система.

Строится на прогрессивных традициях классической диалектики. Это УМК «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков), «Природа и люди» (автор З.А. Клепинина), «Окружающий мир» (автор Н.Ф.Виноградова), «Мир и человек» (А.А. Вахрушев).

· Система общего развития младших школьников (система Л.В. Занкова).

Сущность – слияние в единый процесс обучения, воспитания и развития. Не отменяя общеизвестных принципов дидактики, система базируется на своих специфических принципах, реализация которых направлена на достижение единой цели – общего развития ребенка. Это УМК «Окружающий мир» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.В. Казаков).

Курс «Окружающий мир в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Принципы обучения по системе Л.В. Занкова. Особенности уроков развивающего типа. Курс Н.Я. Дмитриевой и А.В. Казакова «Мы и окружающий мир». Цель, задачи, особенности отбора содержания и построения курса.

· Система развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Сущность системы – формирование у младших школьников основ теоретического мышления. Курс «Окружающий мир» представлен одним вариантом (авторы Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева).

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Опишите существующие системы обучения в современной школе, выделите их отличительные особенности.

2. Назовите действующие УМК начальной школы в предмете «Окружающий мир». Охарактеризуйте их структуру, учебные и воспитательные задачи.

Задание: Анализ базовых программ по ознакомлению младших школьников с окружающим миром.

Содержание работы:Привести анализ типовых и альтернативных программ и учебников по естествознанию для начальных классов и проанализировать некоторые программы по естествознанию.

1. Проанализируйте содержание следующих программ: «При­рода и люди» или «Окружающий мир» (З.А. Клепинина); «Окру­жающий мир» (Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов); «Мир и человек» (А.А. Вахрушев, А. С. Раутиан); «Зеленый дом» или «Мир вокруг нас» (А.А.Плешаков); «Окружающий мир» (О. Т. Поглазова, В.Д.Шилин).

Методические указания: При подготовке этой темы необходимо сначала изучить все известные программы по естествознанию, затем выбрать несколько методистов.

2. Результаты анализа данных курсов представьте в виде табли­цы 1.

Умения, сформированные у студента после изучения темы

1. Анализировать программы начального общего образования предметной области «Обществознание и естествознание» с точки зрения применимости в условиях конкретной начальной школы.

Форма контроля самостоятельной работы:

1. Представление докладов со слайдовой презентацией.

2. Обсуждение докладов (ответы на вопросы по теме).

3. Представление фрагментов составленных уроков с методическими пояснениями.



Таблица 1

Современные вариативные программы «Окружающий мир»

Авторы, название курса[3] Цель, задачи курса[4] Специфика программы[5] Рекомендуемые методы, формы, средства обучения[6] Содержание программы[7] ЗУНы[8] Методическое оснащение[9] Факультативы, спецкурсы[10] Общая оценка[11]
                 

Тема 2.6. Содержание экологического образования младших школьников

Цель: Усвоение определений и содержания со словом «экология». Обосновать экологические проблемы современности. Рассмотреть формы, приемы и методы воспитательной работы по формированию экологических знаний, умений и навыков младших школьников.

План изучения темы:

1. Сравнить и обосновать такие понятия, как «экология», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическая культура» и др.

2. Рассмотреть массовые формы работы по экологическому воспитанию.

3. Проанализировать методики, диагностирующие и развивающие экологическую культуру младших школьников.

4. Подготовить одну из указанных методик и проиграть ее в группе.

Методические указания: При подготовке этой темы необходимо изучить законодательство РФ об охране природы и основываясь на этом объяснить для чего необходимо экологическое образование и воспитание в начальной школе.

Вопросы для обсуждения

Понятие об экологическом образовании. Цели экологического образования. Экологическая культура и ее компоненты. Модели экологического образования. Особенности однопредметной, многопредметной и смешанной моделей.

Содержание экологического образования. Принципы отбора содержания экологического образования.

Методы и методические приемы экологического образования (наблюдения объектов в природе и в классе, беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, игры и др.).

Формы экологического образования. Возможности уроков, экскурсий, внеурочных и внеклассных работ в экологическом образовании младших школьников.

Краткое изложение теоретических вопросов

Наши рекомендации