Глобальные проблемы человечества
БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Задание 1.Используя все содержание темы 2 и других тем учебника, составьте в тетради
(творчес-схему «Факторы и формы воздействия общества на окружающую среду».
кое!).Подумайте, в какой мере решение проблемы охраны окружающей среды зависит от каждого жителя нашей планеты, в том числе от вас.
Задание 2.Используя все содержание темы 2 и других тем учебника, таблицы 11, 16, 17,
(творчес-34 и 35 в «Приложениях», нарисуйте устный «демографический портрет»
кое!).планеты в наши дни и в первой четверти XXI в.
Задание 3 Используя все содержание темы 1 и остальных тем учебника, а также
(творчес материалы периодической печати, подготовьте сообщение (письменный
кое!).реферат) на тему «На пути к безъядерному и безопасному миру».
Задание 4Используя рисунок 99 и содержание тем 2 и 5, а также других тем учебника,
(творческое!)охарактеризуйте географические аспекты глобальной продовольственной проблемы. Докажите, что нехватка продовольствия в мире объясняется прежде всего не природными, а социально-экономическими причинами. Назовите отрасли хозяйства, принимающие участие в решении продовольственной проблемы.
Задание 5Используя все содержание тем 2, 4 и 5, а также региональной части курса и
(творчес-карты атласа, сформулируйте географические аспекты энергетической и
кое!).сырьевой проблем человечества. Каковы, по-вашему, возможные пути их решения?
Задание 6Используя материал тем 2 и 3 учебника и средств массовой информации,
(творчес-подготовьте диспут на тему «Проблемы здоровья и долголетия человека».
кое!).
Задание 7 Используйте содержание тем 1—5 для объяснения понятия о морском
(творчес-хозяйстве. Составьте в тетради схему этого понятия. Сравните карты мировой
кое!).морской добычи и транспортировки нефти и мирового морского рыболовства и самостоятельно сформулируйте проблему, возникающую в связи с территориальным совпадением морской добычи нефти и рыболовства. Предложите пути ее решения.
Задание 8Используя содержание темы 11, составьте в тетради схему «Взаимосвязь
(творчес-проблемыпреодоления отсталости развивающихся стран с другими
кое!).глобальными проблемами человечества».
Задание 9 Проанализируйте физические карты мира и регионов и определите, для каких
(для удо- стран подъем уровня Мирового океана даже на 1—1,5 м мог бы иметь
вольствия).катастрофические последствия в результате затопления территории.
Задание 101. Составьте графический конспект темы 11.
(итоговое).2. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Сделайте обобщение по материалам таблицы.
БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ
Как вы думаете:
1. Если бы вам удалось изобрести способ повышения отдачи нефтяных пластов на 20%, стало бы это равноценным открытию нефтяного бассейна, сравнимого по добыче с Западно-Сибирским?
2. Что означает образное выражение о том, что топливно-сырьевые ресурсы развивающихся стран представляют собой лишь небольшую «вершину айсберга»? Что нужно сделать для того, чтобы использовать весь этот «айсберг»?
3. Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков»?
4. Почему решение глобальных проблем зависит не только от государств и правительств, но и от действий всех жителей Земли, каждого отдельного человека, в том числе и от вас лично?
МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 11
Что нужно вспомнить
Весь материал тем 1—10 учебника.
Что нужно усвоить
Ведущие идеи темы 11:
1.Современная эпоха — эта эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира. 2. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.
Главные научные знания темы 11:
1. Понятие о глобализации и глобальных проблемах человечества. 2. Сущность, причины возникновения и пути решения каждой из этих проблем. 3. Понятие о стратегии устойчивого развития. 4. Устойчивое развитие и география. 5. Ключевые слова темы: 1) глобализация, 2) «золотой миллиард», 3) глобальная проблема, 4) экологический кризис, 5) кризисный (критический) экологический район, 6) морское хозяйство, 7) глобальный прогноз, 8) глобальная научная гипотеза, 9) глобальный (мировой) проект, 10) устойчивое развитие.
Что нужно уметь
1. Давать характеристику глобальных проблем человечества, устанавливать взаимосвязи между ними. 2. Составлять графический конспект текста учебника. 3. Участвовать в организации дискуссии (диспута) на заданную тему.