Тема 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

Тема 3. ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА - student2.ru

БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1.Проанализируйте рисунок 10. Подсчитайте, во сколько раз увеличилось население земного шара с начала нашей эры до 2000 г. На сколько миллионов человек оно возросло в XIX и XX вв.? Произведите другие рас­четы и сравнения для доказательства положений учеб­ника. Используйте таблицу 11 в «Приложениях».

Задание 2. Используйте рисунок 13 для конкретизации положений учебника. Охарактеризуйте по нему распростране­ние первого и второго типов воспроизводства населе­ния. Проанализируйте средние цифровые показатели («формулы») воспроизводства отдельных регионов, срав­ните их и объясните различия. Используйте также таб­лицы 12 и 13 в «Приложениях».

Дополни- По картам рождаемости, смертности и естественного прироста в атласе

тельное за- определите, какие показатели можно считать высокими, средними, низкими дание (ус- для отдельно взятой страны. Покажите на примерах.

Ложненное).

Задание 3. Используя данные таблицы 2, сравните динамику численности населения

(творчес- отдельных крупных регионов земного шара; рассчитайте, как изменяется их кое!)доля в общем населении Земли; объясните эти изменения. До­будьте из таблицы столько сведений, сколько возмож­но. Постройте в тетради диаграммы, отразите некоторые показатели на контурной карте. Какие выводы они позволят сделать? Порассуждайте.

Задание 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для

(творчес- конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры

кое!), регионов и стран мира, которые в начале XXI в. находятся на разных этапах этого перехода.

Задание 5. Проанализируйте карту полового состава населения в атласе. Используйте ее для конкретизации и иллюс­трации положений, содержащихся в тексте учебника.

Задание 6. Сравните рисунки 13 и 14. Докажите с их помощью положение учебника о влиянии типов воспроизводства населения на его возрастной состав. Как вы объясни­те это взаимодействие?

Дополни- Проанализируйте рисунок 14. Объясните различия между возрастно-половыми

тельное за- пирамидами стран первого и второго типов воспроизводства населения.

Дание (усложненное).

Задание 7. По карте национального состава населения в атласе изучите основные языковые семьи и ареалы их рас­пространения по земному шару. Определите, народы каких языковых семей преобладают в зарубежной Ев­ропе, зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании. Выводы запишите в тетрадь.

Дополни- Нередко случается, что на одном и том же языке говорят люди, живущие в

тельное за- разных частях света. Вспомните материал, который вы изучали по истории и дание (для географии, и объясните: 1. Почему по-английски говорят не только англичане, удовольствия но и жители США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки? Почему английский язык широко распространен в Индии, Паки­стане, Бангладеш и многих других странах? 2. Почему испанский язык до XVI в. господствовал только в Ис­пании, а теперь является государственным и родным языком для большинства народов Латинской Америки? 3. Почему арабский язык, которым до VII в. пользо­валось лишь население Аравийского полуострова, за­тем распространился по всей Северной Африке?

Задание 8.По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Задание 9.Проанализируйте карту плотности населения в атласе. Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Способом наложения физической карты мира и карты плотности населения в атласе определите, какие виды экстремальных условий не благоприятствуют расселе­нию людей. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселенности террито­рии, объясните их причины.

Дополни-Пользуясь данными выполненной работы, докажите на конкретных примерах,

тельное за-что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-дание (ус-экономического развития той или иной страны. Обсудите свои выводы с ложненное).товарищами.

Задание 10.Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой им­миграции. Покажите стрелками, откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Задание 11.Используя рисунок 17 и таблицу 16 в «Приложениях», изучите размещение крупнейших городов мира. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

Задание 12.Используйте рисунок 18 и карту мировой урбанизации в атласе для конкретизации и иллюстрации по­ложений, содержащихся в тексте учебника. Определи­те, какие показатели уровня урбанизации можно счи­тать очень высокими, высокими, средними, низкими, очень низкими для отдельно взятой страны. Покажите это на примерах. Рассмотрите распространение высо­ко-, средне- и слабоурбанизированных стран, попытай­тесь объяснить его.

Дополни-Составьте кроссворд на тему «Города-миллионеры».

тельное за­дание (для удовольст­вия).

Задание 13.Проанализируйте данные таблицы 3. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского на­селения в отдельных регионах мира в 1950—2000 гг. Рассчитайте долю отдельных регионов в общей числен­ности городского населения мира. Составьте таблицу в рабочей тетради. Какие положения учебника под­тверждают ее данные? Используйте также таблицу 17 в «Приложениях».

Задание 14.1. (Работа в тетради.) На основе приобретенных знаний составьте таблицу

(итоговое).ведущихпризнаков понятия «ур­банизация» по следующей форме:

  Признаки (черты)     Конкретные примеры их проявления

2. (Работа в тетради.) На основе приобретенных зна­ний назовите причины следующих явлений: а) уровень смертности в развивающихся странах в последние де­сятилетия снизился, а рождаемость осталась высокой; б) Китай и Индия наиболее активно проводят государ­ственную демографическую политику; в) население ми­ра размещается неравномерно; г) городское население концентрируется прежде всего в больших городах.

3. Попробуйте перегруппировать материал темы 3 и изложить его в другой последовательности. Приве­дите доказательства в пользу своих предложений.

4. (Работа в тетради.) Составьте словарик новых терминов, с которыми вы познакомились при изучении темы 3.

5. Изучите текстовые карты и карты атласа, харак­теризующие население мира. Определите, какими кар­тографическими способами они составлены. Как по-ва­шему, какую информацию можно получить в результа­те их анализа?

6. Подготовьте краткое устное сообщение на тему «Демографический взрыв и его последствия» или «Ур­банизация в современном мире».

7. Составьте аннотацию на одну из книг (или ее главу, раздел), рекомендованных по данной теме.

Наши рекомендации