Какое заболевание наследуется по аутосомно-доминатному типу?
1) миастения;
2) болезнь Верднига-Гоффмана;
3) нейрофиброматоз I типа (болезнь Реклингхаузена);
4) миопатия Дюшенна;
5) муковисцидоз
Какое заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу?
1) синдром Луи-Бар.
2) туберозный склероз.
3) гомоцистинурия;
4) нейрофиброматоз I типа;
5) синдром Нунан.
8.Для синдрома Эдвардса характерно наличие:
1) умственной отсталости, пигментного ретинита, полидактилии;
2) врожденных пороков развития лицевой части черепа, сердца, костной системы, половых органов;
3) крупных размеров при рождении, омфалоцеле, вертикальных насечек на мочках ушей;
4) высоких показателей физического развития, пороков развития внутренних органов;
5) задержки роста, атаксии, спастических параличей.
9. Симптомокомплекс, включающий микроцефалию, расщелину губы и неба, полидактилию и поликистоз почек, наиболее характерен для:
1) синдрома Патау;
2) синдрома Вильямса;
3) синдрома «кошачьего» крика;
4) синдрома Вольфа-Хиршхорна.
10. Манифестация неврологических симптомов при болезни Вильсона-Коновалова наступает:
1) при рождении;
2) в грудном возрасте;
3) в 1-3 года;
4) в 6-8 лет;
5) в зрелом возрасте
Примеры индивидуальных заданий
Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 1
1. Разработать текст лекции для будущих клиентов по одной из предложенных тем:
· Мировоззренческий характер генетики и психогенетики. Специальная теория индивидуальности В.М.Русалова. Теория «черт» Олпорта.
· История развития генетики и психогенетики.
· Значение психогенетических знаний для общей теории психического развития.
· Практическое значение психогенетических исследований для организации обучения и воспитания.
2. Подготовка одного из средств печатной пропаганды, используемых в гигиеническом воспитании населения:
· лозунг – призыв, обращение к населению с краткой рекомендацией по охране здоровья или требованием (например, «Не кури», «Соблюдайте чистоту»);
· листовка – агитационно-информационный текст, чаще всего оповещающий о каком-либо медицинском мероприятии (например, о профилактических осмотрах, прививках), о времени и месте проведения, о его пользе;
· памятка – малообъемное печатное средство массовой пропаганды, содержит конкретные советы для отдельных групп здоровых и больных людей (страдающих теми или иными заболеваниями);
· буклет – вид иллюстрированного издания: текст и иллюстрации располагаются на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам, читать можно не разрезая, раскрыв, как ширму. Используется для пропаганды отдельных частных вопросов охраны и укрепления здоровья;
· бюллетень – санитарно-просветительная стенная газета, включающая элементы наглядной агитации;
· календарь – настенное или настольное печатное издание, адресованное определенным группам населения. В них печатаются справочно-информационные материалы на медико-информационные, медико-гигиенические и др. темы;
· ящик вопросов и доска ответов – средства, специфические для лечебно-профилактических учреждений;
· санитарно-просветительная стенная газета.
Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 2
Этапный контроль (задания)
1.Используя литературу, подготовьте сообщение по темам:
· Влияние наследственности и среды на одаренность.
· Исследования темперамента и личности в психогенетике. Основные подходы в истории изучения темперамента.
· Генетика когнитивных способностей человека.
· Исследования темперамента и личности в психогенетике. Основные подходы в истории изучения темперамента.
· Генотип-средовое взаимодействие и генотип-средовая ковариация как составляющие фенотипической дисперсии.
· Депривация в младенческом возрасте и ее влияние на последующее развитие ребенка.
2. Подготовка одного из средств печатной пропаганды, используемых в гигиеническом воспитании населения (см. выше).
Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 3
Этапный контроль (задания)
1.Используя литературу, подготовьте сообщение по темам:
· Генетика умственной отсталости.
· Генетика распространенных психических заболеваний.
· Психогенетика аномального и девиантного поведения.
· Экстраверсия – интроверсия – невротизм: история исследования и
2. Подготовка одного из средств печатной пропаганды, используемых в гигиеническом воспитании населения (см. выше).
Вопросы к лекциям
Раздел 1.
Лекция 1.
1. Наследование. Типы наследования.
2. Мейоз и митоз. Оплодотворение. Суть механизмов.
3. Законы Менделя. Их суть и значение. Условия соблюдения законов наследования Менделя.
4. Различные типы взаимодействия генов: аддитивное, полное и неполное доминирование, эпистаз, сложные взаимодействия.
5. Основные формы взаимодействия неаллельных генов.
6. Аутосомно-доминантный тип наследования.
7. Аутосомно-рецессивный тип наследования.
8. Наследование, сцепленное с полом.
Раздел 2.
Лекция 1.
1. Взаимодействие генотипа и среды. Норма реакции. Диапазон реакции. Конкретные примеры.
2. Генотип-средовое (статистическое) взаимодействие и его вклад в изменчивость.
3. Генотип-средовая ковариация (корреляция). Причины возникновения положительной и отрицательной ковариации. Типы ковариации
4. Средовая дисперсия. Составные средового компонента: разделенная (общая) среда и индивидуальная (неразделенная) среда.
5. Компоненты фенотипической дисперсии признака: генетическая и средовая дисперсия.
Раздел 3.
Лекция 1.
1. Основные факторы, лежащие в основе психических расстройств.
2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
3. Специфическая неспособность к обучению: общая характеристика и причины нарушения, психогенетические исследования на примере дислексии
Лекция 2.
1. Моногенные нарушения метаболизма, вызывающие тяжелые поведенческие расстройства.
2. Нарушение способности к обучению и причины, лежащие в основе неспособности к обучению.
3. Наследственные и средовые факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и преступности.
4. Роль наследственных факторов в происхождении интеллектуальных нарушений в детском возрасте.
5. Наследование легких форм умственной отсталости. Полигенное наследование легкой олигофрении. Основные признаки полигенного наследования.