Какое заболевание наследуется по аутосомно-доминатному типу?

1) миастения;

2) болезнь Верднига-Гоффмана;

3) нейрофиброматоз I типа (болезнь Реклингхаузена);

4) миопатия Дюшенна;

5) муковисцидоз

Какое заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу?

1) синдром Луи-Бар.

2) туберозный склероз.

3) гомоцистинурия;

4) нейрофиброматоз I типа;

5) синдром Нунан.

8.Для синдрома Эдвардса характерно наличие:

1) умственной отсталости, пигментного ретинита, полидактилии;

2) врожденных пороков развития лицевой части черепа, сердца, костной системы, половых органов;

3) крупных размеров при рождении, омфалоцеле, вертикальных насечек на мочках ушей;

4) высоких показателей физического развития, пороков развития внутренних органов;

5) задержки роста, атаксии, спастических параличей.

9. Симптомокомплекс, включающий микроцефалию, расщелину губы и неба, полидактилию и поликистоз почек, наиболее характерен для:

1) синдрома Патау;

2) синдрома Вильямса;

3) синдрома «кошачьего» крика;

4) синдрома Вольфа-Хиршхорна.

10. Манифестация неврологических симптомов при болезни Вильсона-Коновалова наступает:

1) при рождении;

2) в грудном возрасте;

3) в 1-3 года;

4) в 6-8 лет;

5) в зрелом возрасте

Примеры индивидуальных заданий

Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 1

1. Разработать текст лекции для будущих клиентов по одной из предложенных тем:

· Мировоззренческий характер генетики и психогенетики. Специальная теория индивидуальности В.М.Русалова. Теория «черт» Олпорта.

· История развития генетики и психогенетики.

· Значение психогенетических знаний для общей теории психического развития.

· Практическое значение психогенетических исследований для организации обучения и воспитания.

2. Подготовка одного из средств печатной пропаганды, используемых в гигиеническом воспитании населения:

· лозунг – призыв, обращение к населению с краткой рекомендацией по охране здоровья или требованием (например, «Не кури», «Соблюдайте чистоту»);

· листовка – агитационно-информационный текст, чаще всего оповещающий о каком-либо медицинском мероприятии (например, о профилактических осмотрах, прививках), о времени и месте проведения, о его пользе;

· памятка – малообъемное печатное средство массовой пропаганды, содержит конкретные советы для отдельных групп здоровых и больных людей (страдающих теми или иными заболеваниями);

· буклет – вид иллюстрированного издания: текст и иллюстрации располагаются на одном листе, сложенном по вертикальным или горизонтальным сгибам, читать можно не разрезая, раскрыв, как ширму. Используется для пропаганды отдельных частных вопросов охраны и укрепления здоровья;

· бюллетень – санитарно-просветительная стенная газета, включающая элементы наглядной агитации;

· календарь – настенное или настольное печатное издание, адресованное определенным группам населения. В них печатаются справочно-информационные материалы на медико-информационные, медико-гигиенические и др. темы;

· ящик вопросов и доска ответов – средства, специфические для лечебно-профилактических учреждений;

· санитарно-просветительная стенная газета.

Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 2

Этапный контроль (задания)

1.Используя литературу, подготовьте сообщение по темам:

· Влияние наследственности и среды на одаренность.

· Исследования темперамента и личности в психогенетике. Основные подходы в истории изучения темперамента.

· Генетика когнитивных способностей человека.

· Исследования темперамента и личности в психогенетике. Основные подходы в истории изучения темперамента.

· Генотип-средовое взаимодействие и генотип-средовая ковариация как составляющие фенотипической дисперсии.

· Депривация в младенческом возрасте и ее влияние на последующее развитие ребенка.

2. Подготовка одного из средств печатной пропаганды, используемых в гигиеническом воспитании населения (см. выше).

Пример индивидуального или индивидуально-группового задания по разделу 3

Этапный контроль (задания)

1.Используя литературу, подготовьте сообщение по темам:

· Генетика умственной отсталости.

· Генетика распространенных психических заболеваний.

· Психогенетика аномального и девиантного поведения.

· Экстраверсия – интроверсия – невротизм: история исследования и

2. Подготовка одного из средств печатной пропаганды, используемых в гигиеническом воспитании населения (см. выше).

Вопросы к лекциям

Раздел 1.

Лекция 1.

1. Наследование. Типы наследования.

2. Мейоз и митоз. Оплодотворение. Суть механизмов.

3. Законы Менделя. Их суть и значение. Условия соблюдения законов наследования Менделя.

4. Различные типы взаимодействия генов: аддитивное, полное и неполное доминирование, эпистаз, сложные взаимодействия.

5. Основные формы взаимодействия неаллельных генов.

6. Аутосомно-доминантный тип наследования.

7. Аутосомно-рецессивный тип наследования.

8. Наследование, сцепленное с полом.

Раздел 2.

Лекция 1.

1. Взаимодействие генотипа и среды. Норма реакции. Диапазон реакции. Конкретные примеры.

2. Генотип-средовое (статистическое) взаимодействие и его вклад в изменчивость.

3. Генотип-средовая ковариация (корреляция). Причины возникновения положительной и отрицательной ковариации. Типы ковариации

4. Средовая дисперсия. Составные средового компонента: разделенная (общая) среда и индивидуальная (неразделенная) среда.

5. Компоненты фенотипической дисперсии признака: генетическая и средовая дисперсия.

Раздел 3.

Лекция 1.

1. Основные факторы, лежащие в основе психических расстройств.

2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

3. Специфическая неспособность к обучению: общая характеристика и причины нарушения, психогенетические исследования на примере дислексии

Лекция 2.

1. Моногенные нарушения метаболизма, вызывающие тяжелые поведенческие расстройства.

2. Нарушение способности к обучению и причины, лежащие в основе неспособности к обучению.

3. Наследственные и средовые факторы, способствующие возникновению девиантного поведения и преступности.

4. Роль наследственных факторов в происхождении интеллектуальных нарушений в детском возрасте.

5. Наследование легких форм умственной отсталости. Полигенное наследование легкой олигофрении. Основные признаки полигенного наследования.

Наши рекомендации