Состояния и подготовленности организма
Цель: приобретение знаний, умений, навыков оценки уровня физического здоровья.
Задачи:
1. Ознакомление с основными методиками оценки резервного функционального состояния организма.
2. Формирование потребности в направленной коррекции функциональных состояний средствами физической культуры.
План занятия:
1. Актуализация имеющихся знаний у студентов о здоровье, его составляющих, способе изучения уровня здоровья.
2. Оценка физического развития (методика Дарской С.С.)
3. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
4. Методы комплексной оценки уровня здоровья.
Литература:
1. Валеология. ЗОЖ. Под ред. В.И.Дубровского. – М.: 1999г.
2. Физиология человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. – СПб, 1996 г.
3. Г.Л. Апанасенко, Л.А.Попова. Медицинская валеология. – Киев: Здоровье, 2000 г.
После изучения данной темы студент должен:
знать:
1. Понятие здоровья человека и факторы его определяющие
2. Понятие об уровне здоровья
уметь:
1. Рассчитывать оптимальные показатели пульса и артериального давления
2. Оценить уровень собственного здоровья
3. Определять направления коррекции по итогам исследований.
I. Вводная часть | По Апанасенко Г.Л. здоровье – абстрактно-логическая категория, которая может быть описана различными моделями. Если попытаться определить сущность здоровья, то наиболее удачным отражением этой сущности будет понятие «жизнеспособность». Говоря о жизнеспособности, мы можем представить, что это некоторые свойства организма, которые позволяют ему выжить в измененных условиях существования, противостоять воздействию патогенных факторов, компенсировать возникшие под их влиянием изменения функций и т.д. Если говорить о человеке, то необходимо учитывать и возможность выполнения им своих биологических и социальных функций в этих условиях. Основное условие существования всего живого на Земле – возможность поглощать энергию из окружающей среды, аккумулировать её и использовать для осуществления процессов жизнедеятельности. Чем выше доступные для использования резервы биоэнергетики, тем организм жизнеспособнее, ибо жизнь поддерживается тратой энергии: работа многочисленных клеточных насосов, определяющих распределение между клеткой и средой электролитов, неэлектролитов и макромолекул; разнообразные процессы всасывания и внутриклеточного обмена, синтез белков, необходимых для клеточной регенерации, и т.п. – все это сопровождается энерготратами на всех уровнях. Это и энергия сокращения мышечного волокна, и энергия нервных импульсов, и энергия, идущая на синтез секрета железистой клетки, и т.п. При этом отмечается важная закономерность: чем мощнее аппарат митохондрий, являющийся субстратом энергопотенциала клетки, тем больший диапазон внешних воздействий она способна выдержать и восстановить свою структуру. То же происходит и на органном уровне: чем меньше резерв энергии, тем значительнее и быстрее проявляется влияние на орган экстремального воздействия в виде нарушения гомеостаза. |
Задать студентам вопросы: 1. Дайте определение понятия здоровья. | Устав ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного гармоничного физического, психического и социального благополучия человека». |
2. Расскажите о факторах, определяющих здоровье: | 1. окружающая среда (природная – воздух, вода, почва; социальная – условия жизни и культура) на 25 % 2. генетическая предрасположенность на 20% 3. здравоохранение на 8-10% 4. образ жизни на 50%. |
3. Что является основным и необходимым условием формирования, сохранения и укрепления здоровья человека? | Собственные усилия человека, его активная позиция в отношении собственного здоровья. |
II. Основная часть | |
1. Как вы понимаете понятие «здоровый образ жизни»? | Одним из наиболее простых и доступных путей, позволяющих характеризовать резерв энергообразования, являются результаты тестирования физической работоспособности. Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей. Поэтому одним из основных направлений в работе укрепления здоровья средствами физической культуры является врачебное наблюдение за влиянием активной двигательной деятельности на физическое состояние человека. Согласно программе, разработанной Международным комитетом по стандартизации, определением работоспособности должно проходить по четырем направлениям: 1) медицинский осмотр; 2) определение физиологических реакций разных систем организма на физическую нагрузку; 3) определение телосложения; 4) определение способности к выполнению физических нагрузок и движений в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем организма. Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения (антропометрия). |
2. Определение соматотипа по методике С.С. Дарской. | Самостоятельно по приложению 1. |
3. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы. | При мышечной деятельности наиболее информативными физиологическими показателями являются ЧСС и АД. В условиях мышечного покоя для взрослого человека нормальными считаются показатели пульса 60-80 уд/мин. Степень увеличения пульса под влиянием мышечной деятельности зависит от её объема и интенсивности: 100-130 уд/мин. – нагрузка небольшой интенсивности 130-150 уд/мин. – нагрузка средней интенсивности 150-170 уд/мин. – высокой интенсивности 170-200 уд/мин. – предельная нагрузка. Для расчета используют формулы: Предельная нагрузка (уд/мин.) = 220 минус возраст в годах Оптимальная нагрузка (уд/мин.) = 180 минус возраст в годах. Нормальными показателями систолического давления у здорового человека в покое являются величины 100-189 мм рт ст, диастолического 60-80 мм рт ст. Однако в настоящее время нет единого мнения о диапазоне нормы АД для лиц различного возраста, поскольку каждый человек индивидуален и в некоторых случаях показатель систолического давления равный 145 мм рт может расцениваться как показатель индивидуальной нормы. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения пограничная артериальная гипертензия имеет место в диапазоне 140/90 – 159/94 мм рт ст. и гипертоническая болезнь при АД выше 159/94 мм рт ст. Нормативные рекомендации ВОЗ приняты повсеместно, однако, они даны без учета возраста, что снижает их ценность. Взаимосвязь артериального давления и возраста можно описать простыми уравнениями: В возрасте от 7 до 20 лет Систолическое АД = 1,7 х возраст + 83 Диастолическое АД = 1,6 х возраст + 42 В возрасте от 20 до 80 лет Систолическое АД = 0,4 х возраст + 109 Диастолическое АД = 0,3 х возраст + 67. Состояние резервов сердечно-сосудистой системы оценивают с помощью индекса Робинсона, который характеризует систолическую работу сердца. ЧСС х АДс 100 Чем ниже этот показатель в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и, следовательно, уровень соматического здоровья индивида.Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца |
4. Методы комплексной оценки уровня здоровья. | А. Апанасенко предлагает экспресс оценку уровня здоровья (Приложение №1), которая включает весоростовой показатель (индекс Кетле), жизненный показатель, показатель мышечной силы рук и время восстановления ЧСС после функциональной пробы. Комплексная оценка уровня здоровья лиц юношеского и зрелого возраста проводится по методике В.И.Белова. Чтобы получить комплексный показатель УЗ, необходимо определить балл в каждой из 4-х групп, сложить полученные средние баллы и сумму разделить на 4. Уровень здоровья определяется по среднему количеству баллов: Очень высокий 5,0 и более Высокий 4,0-4,99 Средний 3,0-3,99 Низкий 2,0-2,99 Очень низкий 1,0-1,99. |
III. Домашнее задание: Провести плантографию (исследование стопы). | 1. Сделать отпечаток мокрой стопы. 2. Обвести полученный контур стопы. 3. Провести прямую линию от середины пятки до основания второго пальца. 4. Провести касательную к внутреннему очертанию перешейка стопы. 5. Сравнить ширину перешейка с расстоянием между проведенными линиями. Сделать вывод. |
Приложение №1