Агент, вызывающий развитие опухоли

2. только химический агент, вызывающий развитие опухолей

3. вещество, секретируемое опухолевыми клетками

4. онкоген

5. ген онковируса

3. Инфильтрирующий рост ткани наблюдается при:

1. доброкачественном опухолевом росте

2. злокачественном опухолевом росте

3. гиперплазии

4. гипертрофии

5. регенерации

4. К активация онкогена приводит:

1. воспаление

2. апоптоз

3. мутация

4. некроз

5. гипоксия

5. Онкогены – это:

1. гены апоптоза

2. гены, контролирующие обмен веществ

3. неактивные гены роста и дифференцировки клеток

4. гены- супрессоры размножения клеток

5. измененные протоонкогены, вышедшие из-под контроля

6. Для злокачественной опухоли характерно

1. экспансивный рост

2. метастазирование

3. метастазирование практически отсутствует

4. тканевая атипия незначительная

5. атрофия

7. Злокачественная опухоль

1. не влияет на общее состояние

2. растет медленно, имеет капсулу

3. растет быстро, разрушая окружающие ткани

4. не рецидивирует

8. Для доброкачественной опухоли характерно:

1. экспансивный рост

2. инфильтративный рост

3. метастазирование

4. резко выражена тканевая атипия

9. Вид канцерогенеза:

1. полигенный

2. этиологический

3. мутационный

4. гетерогенный

10. Беспредельный рост опухолевой ткани определяется:

1. отсутствием "лимита Хейфлика"

2. наличием "лимита Хейфлика"

3. опухолевой регрессией

4. метаплазией

5. гетероплазией

Эталоны ответов

№ вопроса Ответ

Выполнить ситуационные задачи и письменно сделать выводы.

Задача № 1. Больной Щ., 52 лет, поступил в хирургическое отделение для оперативного лечения по поводу рака нижней губы. Заболевание началось год тому назад. Из анамнеза известно, что больной очень много курит. На нижней губе прощупывается плотная опухоль с резко обозначенными границами и приподнятым хрящевой консистенции валиком. Кожа над опухолью изъязвлена и покрыта коркой. Подбородочные и подчелюстные лимфатические узлы увеличены, подвижны, очень плотны на ощупь, безболезненны.

Какова возможная причина возникновения опухоли у больного? Какому этапу патогенеза опухолевого роста соответствует клиническая симптоматика? Почему у больного увеличены региональные лимфатические узлы и изменена кожа над опухолью?

Задача № 2. Больной В., 36 лет, поступил в урологическое отделение с жалобами на тянущие боли над лобком во время и после мочеиспускания. При цистоскопии в области правого мочеточника обнаружена опухоль. Слизистая мочевого пузыря, окружающая опухоль, умеренно гиперемирована и отечна. На основании проведенного обследования поставлен диагноз: «Рак мочевого пузыря».

Какова возможная причина возникновения опухоли? Какие факторы могут определить эффективность оперативного лечения данного больного?

Задача 3 У пациента А., 45 лет при проведении УЗИ органов брюшной полости обнаружено увеличение левой почки. Прведенная компьютерная томография выявила образование размером 1,5х1,5х1,5см у верхнего полюса левой почки. Пациент госпитализирован в урологическое отделение онкодиспансера.

Объективно: Hb 175 г/л, эритроциты 7,5х1012/л, ретикулоциты 12%, лейкоциты 4,0х109/л, тромбоциты 200х109/л; АД 160/90 мм.рт.ст. Гистологическое исследование пунктата показало наличие гипернефромы.

Какая форма патологии развилась у пациента? Охарактеризуйте эту патологию с учётом данных из задачи.

В чём причина этой формы патологии?

Каковы механизмы её развития и симптомов, имеющихся у пациента?

Приложение 2

Изучение патологической физиологии направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№ Номер/ин-декс компетенции Содержание компетенции (или ее части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
Знать Уметь Владеть Оценочные средства
1. ОК-1 Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности.   1.Учение о здоровье детского и взрослого населения. 2.Характе-ристики воздействия физических факторов на организм.   1.Пользо-ваться учебной литерату-рой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ностью 2.Прово-дить статисти-ческую обработку экспериментальных данных. 1.Базовыми техноло-гиями прео-бразования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интер-нет. 2.Медико-анатомиче-ским поня-тийным аппаратом. 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  
2. ПК-1 Способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналам, детьми и подростками, их родителями и родственниками Морально-этические нормы, правила и принципы профессио-нального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы междуна-родных и отечест-венных профессио-нальных медицин-ских ассоциаций и органи-заций. Грамотно и самостоятельно анали-зировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее преде-лами и осуществ-лять свою деятель-ность с учетом результа-тов этого анализа. Навыками изложения самостоятельной точки зре-ния, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргумента-ции, веде-ния диску-ссий и круг-лых столов, принципами враче-бной деон-тологии и медицин-ской этики;   1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  
3. ПК-2 Способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат. 1.Матема-тические методы решения интеллек-туальных задач и их применение в медицине. 2.Характеристики воздействия физических факторов на орга-низм. Проводить статисти-ческую обработку экспериментальных данных. 1.Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. 2.Медико-анатомиче-ским поня-тийным аппаратом. 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  
4. ПК-3 Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности. Теорети-ческие основы информа-тики сбор, хранение, поиск, переработка, преобра-зование, распро-странение информа-ции в медицин-ских и биологи-ческих системах, использо-вание информа-ционных компью-терных систем в медицине и здраво-охранении Пользо-ваться учебной, научной, научно-популяр-ной литера-турой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.   Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет.   1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.
5. ПК-6 Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патомо-рфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классифи-кации болезней; основные понятия общей нозологии;   Интерпре-тировать резуль-таты наиболее распрост-раненных методов лабора-торной и функцио-нальной диагнос-тики, термо-метрии для выяв-ления патоло-гических процесс-сов в органах и системах детей и подростков Медико-анатоми-ческим понятий-ным ап-паратом; простей-шими медицин-скими инстру-ментами (фонен-доскоп, шпатель, невроло-гическим молото-чком т.п.);   1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  
6. ПК-15 Способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом. Понятия этиологии, патогенеза, морфоге-неза, патоморфоза болезни у ребенка и подростка, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии; Обосновать характер патологи-ческого процесса и его клини-ческие проявления, принципы патогенети-ческой терапии наиболее распростра-ненных заболева-ний; Навыками постановки предварительного диагноза на основа-нии резуль-татов лаборатор-ного и инструмен-тального обследо-вания детей и подростков 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  
7. ПК-16 Способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для современной диагностики заболеваний и патологических процессов. Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патомор-фоза болезни у ребенка и подростка, принципы классифи-кации болезней; основные понятия общей нозологии; Обосновать необходимость клинико-иммунологического обследо-вания больного ребенка и подростка,   Навыками постановки предварительного диагноза на осно-вании резуль-татов лаборато-рного и инструмен-тального обследо-вания детей и подростков 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  
8. ПК-31 Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования Теоретиче-ские основы информа-тики, сбор, хранение, поиск, переработка преобразование, распро-странение информации в медици-нских и биологических системах, использо-вание информаци-онных компьютер-ных систем в медицине и здраво-охранении; Пользоваться учебной, научной, научно- популярной литературой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ности. Базовыми технологиями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. Методами инструмен-тального исследо-вания в лаборато-риях. 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  
9. ПК-32 Способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований. Теоретические основы информатики сбор, хранение, поиск, переработка, преобра-зование, распростра-нение информации в медици-нских и биологических системах, исполь-зование информа-ционных компьютер-ных систем в медицине и здравоох-ранении правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологи-ческих лаборато-риях, с реактивами, приборами, животными Пользоваться учебной, научной, научно- популярной литерату-рой, сетью Интернет для профес-сиональной деятель-ности Базовыми технологи-ями преоб-разования информа-ции: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет. Методами инструмен-тального исследова-ния в лаборато-риях. 1.Собеседование по ситуа-ционным задачам. 2.Письменное тестирование. 3.Индивидуа-льные домашние задания.  

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология [Текст]: учебник // М.: ГЭОТАР Медиа, 2007 – 496 с.

2. Зайко Н.Н., Быць Ю.В. Патологическая физиология[Текст]: учебник // М., МЕДпресс-информ, 2007 - 640 стр.

Дополнительная:

1. Михайлов В.П. Общая патология. [Текст]: учебное пособие // Ростов н/Д, <Феникс>, 2007 - 224 стр.

2. Пальцев М.А, Пауков В.С. Патология. [Текст]:учебник. В 2-х томах. // М. ГЭОТАР-Медиа, 2008, Т.1 - 512с.

3. Ефремов А.В., Самсонова Е.Н., Начаров Ю.В. Патофизиология. Основные понятия: [Текст]:учебное пособие. //М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 256 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 1 Вводное занятие. Предмет, задачи и методы патологической физиологии.   4-10
Тема 2 патогенное действие факторов окружающей среды.   10-18
Тема 3 Общая этиология. Общий патогенез. Общий адаптационный синдром.   18-26
Тема 4 Повреждение клеток. Кислородное голодание.   26-34
Тема 5 Реактивность и устойчивость. Патология наследственности.   34-44
Тема 6 Иммунопатологические процессы   44-55
Тема 7 Итоговое занятие I  
ТЕМА 8 Патофизиология белкового обмена   56-62
Тема 9 Патофизиология углеводного обмена   62-69
Тема 10 Патофизиология жирового обмена   69-78
Тема 11 Патофизиология водно-солевого обмена. Гипергидратация. Дегидратация.   78-84
ТТема 12 Патология обмена калия. Отёки.   85-91
Тема 13 Итоговое занятие II   91-92
Тема 14 Нарушение микроциркуляции Воспаление 92-103
Тема 15 Лихорадка. Лихорадоподобные состояния.   103-109
Тема 15 патология тканевого роста. Опухоли. 110-115
Приложение №2 116-123
Рекомендуемая литература  

Наши рекомендации