Как страсти души действуют на другое тело

Страсти души, следующие фантазии, когда они сильны, могут не только менять собственное тело, но и распространяться до такой степени, что действуют на тело постороннее. Страсти души могут остановить и лечить нездоровье духа или болезни тела; ибо они являются главной причиной состояния собственного тела. Так тот, который силен и разгорячен дает здоровье, не только своему телу, но даже посторонним. Говорят, что верблюд может упасть, видя падение другого. Если на беременную женщину что-то произведет сильное впечатление, то это может отразиться на будущем ребенке. Так произошло много чудовищных людей; Марк Дамаский рассказывает об одной девочке из Сан-Пьера (деревушки в области Пизы), которую показывали императору Карлу, королю Богемии. Мать родила ее всю покрытую волосами, как дикого звереныша, потому что смотрела на изображение обезьяны. И очевидно, что случается это не только с людьми, но с вещами и с животными. Так мы знаем, что прутья, которые патриарх Иаков бросил в воду, изменили цвет ливанских овец, которых омыли этой водой и сила воображения павлина и других птиц дает расцветку их крыльям; этим способом делали белых павлинов, прикрепляя их вокруг ложа, где они спали, белые простыни. Из этих примеров явствует, что смотря по тому, как распространяются страсти фантазии, они влияют не только на собственное тело, но и на тело постороннего; так колдуны, пристально глядя на людей, зачаровывают их весьма гибельным образом. Авиценна, Аристотель, Альгазель и Галлион придерживаются этого мнения, ибо совершенно очевидно, что испарение больного тела легко причиняет урон и заражает другое тело, что и делает, видимо, проказа и чума. Кроме того, существует столь большая сила в испарениях глаз, что они могут очень легко заражать и зачаровывать тех, кто находится вблизи. Не следует, однако, удивляться, что один дух может действовать на тело и душу другого, т. к. имеет больше силы и жара движения, нежели, чем другой. У такого человека нет недостатка в средствах воздействия на людей. Вот почему говорят, что человек воздействует на другого лишь своей страстью и привычкой. Поэтому философы запрещают посещать злых людей и несчастливых, так как их души, будучи исполнены скверных излучений, сообщают свою заразу тем, кто приближается ибо, так же, как распространяется запах зловонной вещи, так же исходит нечто скверное от человека, а то, что входит, сохраняется подчас долго. И напротив, они рекомендуют посещать хороших людей, т. к. от них исходят хорошие эманации.

Итак, страсти имеют силы не только в фантазии, но и в рассудке, который выше фантазии. Но еще больше силы они имеют в мысли. А когда мысль всей силой духа привязана к богам, то может наполнять тело божественным благом. Мы видим, что Апполоний, Пифагор, Эмпедокл, Филелай и многие пророки и даже святые таким образом совершали чудеса; мы поговорим об этом подробнее впоследствии, трактуя вопросы религии.

Глава шестьдесят шестая

О ТОМ, ЧТО СОДЕЙСТВИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ СИЛЬНО ПОМОГАЕТ СТРАСТЯМ И О ТОМ, ЧТО ПОСТОЯНСТВО ОЧЕНЬ НЕОБХОДИМО ВО ВСЕХ ВИДАХ ОПЕРАЦИЙ

Страсти получают большое содействие от небесных тел, а они тоже помогают или способствуют их операциям. Очень полезно, чтобы для получения благодеяний неба во всякого рода операциях мы были в согласии с ним и отвечали на его влияния нашими мыслями, нашими страстями, нашим воображением, нашим выбором, рассуждениями, созерцаниями, другими подобными вещами. Страсти становятся более сильными и более действенными, если определенным образом согласуются с воздействием планет. Страсти с силой несут наш дух тому, что надобно. Наш дух, благодаря нашему воображению или какому-нибудь способу подражания, может настолько соответствовать определенной звезде, что он наполняется благодеяниями этой звезды, являясь подобающим вместилищем ее влияния. Итак, нужно быть твердым во всех наших операциях и проявлять прилежание, надеяться и иметь большую веру, ибо это сильно помогает в задуманном предприятии. Из опыта известно, что большая вера, определенная надежда и любовь к врачу много способствовали восстановлению здоровья, а подчас даже больше, чем само лекарство. Помимо действенных сил и свойств лекарств, на больного действует сила духа врача, способная изменить телесные качества больного, который, имея доверие к врачу, особенно предрасположен к восприятию лечения. Итак, чтобы оперировать в магии, нужно иметь веру постоянную, не сомневаться в удаче, и вовсе не колебаться и не иметь сомнения духа. Вера твердая и постоянная творит чудесные эффекты, даже в операциях ошибочных, так и недоверие и сомнения духа оперирующего, который придерживается середины между двумя крайностями, рассеивает и уводит его от получения желаемого результата. Отсюда исходит потеря желаемого влияния небесных тел, которое не может присоединиться ни к вещам, ни к операциям, не имеющих прочных и постоянных свойств.

Глава шестьдесят седьмая

Наши рекомендации