Оценка уровня возрастного развития по «зубному возрасту»
Возраст в годах | Пол | Количество постоянных зубов | ||
замедленное развитие | нормальное развитие | Ускоренное развитие | ||
5,5 лет | мальчики | 0 - 3 | больше - 3 | |
девочки | 0 - 4 | больше – 4 | ||
6 лет | мальчики | 1 - 5 | больше – 5 | |
девочки | 1 - 6 | больше – 6 | ||
6,5 лет | мальчики | 0 – 2 | 3 - 8 | больше - 8 |
девочки | 0 – 2 | 3 - 9 | больше - 9 | |
7 лет | мальчики | меньше 5 | 5- 10 | больше - 10 |
девочки | меньше 6 | 6 -11 | больше - 11 | |
7,5 лет | мальчики | меньше 8 | 8 - 12 | больше – 12 |
девочки | меньше 8 | 8 - 13 | больше - 13 |
Если количество прорезавшихся постоянны зубов отвечает возрасту, то развитие считается нормальным, если количество постоянных зубов – меньше необходимого – замедленное развитие, при большем количестве постоянных зубов – развитие ребенка считают - ускоренным.
Костный возраст - возраст человека, определяемый по состоянию костной системы. Для определения костного возраста чаще пользуются рентгенограммой кисти руки.
Адрес и место жительства – дает возможность врачу ортодонту определить медико-географические особенности местности, в которой проживает пациент, и их влияние на развитие организма ребенка в целом и на развитие зубочелюстно-лицевой области в частности(содержание микроэлементов в питьевой воде; экологические факторы загрязнения окружающей среды и др.)
Методика собирания жалоб пациента – может быть разной. Можно задавать вопросы, но лучше предоставить возможность пациенту или его родителям рассказать о том, что их беспокоит в данный момент.
Жалобы ортодонтических пациентов чаще всего связаны с эстетическими недостатками лица и зубочелюстной системы, реже с нарушением функций – речи, жевания, глотания, дыхания, смыкания губ; болью и хрустом во время открывания рта при нарушениях в височно-нижнечелюстных суставах.
Определяя анамнез жизни ребенка, обращают внимание на следующее:
- возраст родителей на момент рождения ребенка;
- от какой беременности родился ребенок; если беременность не первая, то как протекали и чем закончились предыдущие;
- течение беременности (токсикозы, их характер, в какой период беременности они наблюдались; гормональные нарушения; нарушения обмена веществ; попытки прерывания беременности; характер питания и режима беременной женщины; наличие профессиональных вредностей, фармакологических, радиационных и других факторов во время беременности, которые могли привести к врожденным порокам развития и инвалидности;)
- отклонения в положении плода;
- течении родов(доношенность, родовспоможение, наложение щипцов, кесарево сечение)
- характер вскармливания ребенка (грудное, искусственное, смешанное);
- применение соски – форма и размер соски, размеры отверстия, продолжительность использования;
- сроки прорезывания временных и постоянных зубов;
- заболевания зубов и полости рта;
- преждевременная потеря зубов – в каком возрасте.
- перенесенные заболевания – инфекционные – рахит, гипертермические состояния, в каком возрасте наблюдались, сколько раз повторялись;
- травмы, в каком возрасте и какой их характер;
- вредные привычки;
- положение ребенка во время сна;
- характер дыхания днем и во время сна (ребенок дышит носом или через рот; спит с закрытым или открытым ртом;)
- - заболевания верхних дыхательных путей;
- оперативные вмешательства – адено- и тонзилотомия ли эктомия, стоматологические операции, как они отразились на развитии зубо-челюстнолицевой области;
- нарушение опорно-двигательного аппарата – нарушения телосложения, осанки, переломы челюстных и лицевых костей, в каком возрасте; проведенное лечение;
- общие заболевания- сердечно-сосудистой, легочной, эндокринной, нервной системы, заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и т.д.
- состояние здоровья на момент обследования;
- гигиенический уход за полостью рта;
- наследственная отягощенность;
- аллергологический статус;
- экологические условия в месте жительства.
Анамнез – история развития - заболевания позволяет определить начало заболевания – формирование зубо – челюстной аномалии, что предшествовало началу заболевания, продолжительность и динамика заболевания; примененные ранее методы лечения и их эффективность; возможность унаследованной передачи отдельных признаков строения лица, челюстей, прикуса, формирования зубных дуг.
Осмотр – основной прием обследования ортодонтического пациента- состоит из:
- общего осмотра, определения телосложения и осанки, особенностей строения лица;
- осмотра полости рта.
Общий осмотр.
Во время проведения общего осмотра определяют соматическое и психическое развитие пациента, их соответствие возрасту; Обращают внимание на рост и массу тела, конституцию пациента.
Пациента осматривают в фас, профиль, со спины и определяют:
- положение головы, плеч, лопаток, ног (искривление голеней, ступней);
- форму грудной клетки, живота, спины – искривление позвоночника;
Особое внимание уделяют уровню физического развития пациента и его телосложению. В зависимости от степени выраженности изгибов позвоночника – различают следующие виды осанки- нормальную, или выпрямленную, сутулую, лордическую, кифотическую, и сколиотическую.
Эти сведения, кроме общей характеристики роста и формирования скелета, позволяют определить патогенетическую связь с ослаблением опорно-двигательного аппарата и нарушениями телосложения.
При осмотре головы необходимо:
- определить ее пропорциональность размерам тела;
- пропорциональность лицевого и мозгового отделов;
- форму лица.
Форма лица.
Форма лица может напоминать форму круга, квадрата, ромба, усеченного конуса, овала, треугольника, шестигранника.
Лицо может быть – узким, широким и средней ширины; укороченным, средней длины, удлиненным.
Форма профиля лица может быть выпуклой, прямой, уплощенной, вогнутой.
Особенности формы и строения лица имеют важное значение в определении эстетического прогноза ортодонтического лечения.
Индивидуальные, врожденные особенности строения и формы лица подчеркивают или уменьшают нарушения, обусловленные наличием зубочелюстной аномалии.
Кроме общей характеристики формы лица и головы, описывают их составляющие.
Лицо делится на несколько топографических областей – лобную, область глазницы, область носа, подглазничную область, область рта, подбородочную область, щечную область, околоушно-жевательную область, скуловую, височную.