От каждой туши, положить их в котел и сварить. (Когда трапеза была готова,) они оба отведали мяса и попили бульон
91- [В одной из версий хадиса передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву корову за своих жен]
(В этом указание на то, что можно делать жертвоприношение за тех, кто не делает хадж. Так как пророк сделал жертвоприношение за тех из жен, кто не делал с ним хадж. Так как для тех жен, кто был с ним, было обязательно совершение жертвоприношение, а с ним, да благословит его Аллах и приветствует были Умму Саляма, Айша, София).
92- [В другой версии хадиса он (т.е. Джабир) сказал: «Мы принесли в жертву верблюда (а в другой версии сообщается «он принес в жертву верблюда») от семерых (человек) и корову от семерых (человек). (В еще одной версии хадиса от Джабира передается: «На одно жертвенное животное приходилась группа людей из семерых (человек). Тогда кто-то спросил его (т.е. Джабира): «Что ты скажешь по поводу коровы: можно ли ее принести в жертву от группы (людей)?» На что он (т.е. Джабир) ответил: «(Да, ведь) она входит в число жертвенных животных».
93- (В одной из версий хадиса сообщается: «Джабир сказал: «Раньше мы ели мясо жертвенных животных не более трех (дней, в течение которых мы находились в) Мине. А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал нам разрешение (на это), сказав: («Ешьте и запасайтесь!»).
Прим. редактора: то есть запасайтесь мясом для возвращения домой. Также паломнику следует накормить мясом своего жертвенного животного бедняков и нуждающихся людей, поскольку Всевышний сказал:
و البُدنَ جعلناها لكم من شعائر الله لكم فيها خير ، فاذكروا الله عليها صوافّ ، فإذا وجبت جنوبُها فكلوا منها ، و أطعموا القانع والمُعْتَرَّ
«Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними Имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (сура "Хадж", аят 36).
Тот, кто не сумеет найти животного для жертвоприношения, должен поститься три дня во время хаджа и еще семь дней, когда вернется домой. Такому паломнику разрешено поститься три дня ат-ташрик, поскольку ‘Айша и Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, говорили: «Не разрешалось поститься в дни ат-ташрика никому, кроме тех, кто не мог найти животного для жертвоприношения» Последний день жертвоприношения – третий день ташрика до заката солнца.
[Он сказал: «И мы съели (часть этого мяса), (а частью) запаслись»][, добравшись с его запасами до Медины ]»
В этих словах указание на дозволенность вывозить мясо жертвенных животных за пределы Мекки)
Примечание: В День Жертвоприношения Айша, да будет доволен ею Аллах, умастила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мускусом после того, как он бросил камешки в большой столб (джамрат аль-акаба). Речь об этом шла ранее. То есть, после бросания камней, человек выходит из ихрама маленьким выходом, то есть ему становится дозволенным все, кроме жены).
HEТ ГРЕХА В ТОМ, ЕСЛИ КТО-НИБУДЬ ВЫПОЛНИТ ОДИН ИЗ ОБРЯДОВ РАНЬШЕ ИЛИ ПОЗЖЕ ДРУГОГО В ДЕНЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
94- (В одной из версий хадиса сообщается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил жертвоприношение [и побрил голову])
Это свидетельствует о том, что в соответствии с Сунной следует обрить голову после совершения жертвоприношения, а жертвоприношение, в свою очередь, следует совершить после бросания камешков (в большой столб, джамрат аль-акаба, - прим. редактора). Также, согласно Сунне, брить голову следует начинать с ее правой стороны, поскольку Анас бин Малик передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел в место своего проживания в Мине, совершил жертвоприношение, а затем сказал цирюльнику: "Начинай!", - указав на правую сторону (головы), а затем на левую. После этого он стал раздавать свои волосы людям". (Муслим)." Лучше побриться на лысо. Так как бритье головы является более предпочтительным, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: “О Аллах, помилуй сбривших волосы!” (Люди) сказали: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха!” Он (снова) сказал: “О Аллах, помилуй сбривших волосы!” (Люди) сказали: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха!” [На четвертый раз он сказал: “И укоротивших!”]. Если кто-то решил укоротить волосы, то он должен укоротить волосы на всей голове. Женщина укорачивает около 2 см, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: «Женщинам не предписано бритье головы. Поистине, им предписано укорачивание волос». Она должна собрать волосы в пучок и отрезать волосы размером с кончик пальца (анмуля). При этом женщине не следует показывать свои волосы чужим людям.
95- Он, да благословит его Аллах и приветствует, находился [в Мине в День Жертвоприношения] вместе с людьми. И какой бы вопрос [ в тот день] ему ни задали относительно обряда [, совершенного раньше другого], он неизменно отвечал: «Нет в том греха, нет в том греха».
Слова "нет в том греха" означают следующее: "Заверши оставшиеся обряды, а те, которые ты выполнил, тебе засчитаны. И нет ничего страшного в том, что ты выполнил один обряд раньше или позже другого". Вместе с тем, паломнику следует знать, что в День Жертвоприношения совершаются четыре обрядовых действия: бросание камешков в большой столб (джамрат аль-акаба), затем жертвоприношение, затем обривание головы, а затем основной обход Каабы (таваф аль-ифада). Соблюдение этой последовательности относится к Сунне, о чем говорилось выше, однако изменение данного порядка допустимо, и это не требует принесения искупления (фидъя), о чем свидетельствуют этот и другие хадисы, сходные по смыслу. Ан-Навави сказал: "Такова позиция большинства праведных предков из первых поколений мусульман").
“Так, когда к нему пришел какой-то человек и сказал: «Я побрил голову до жертвоприношения», (пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет в том греха»”.
96- Затем к нему пришел другой человек и сказал: «Я побрил голову до бросания камешков», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет в том греха».
97- [Затем к нему пришел другой человек и сказал: «Я совершил обход Каабы до бросания камешков», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет в том греха».].
98- [Другой человек сказал: «Я совершил обход Каабы до жертвоприношения «, (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Соверши его, и нет в том греха».].
99- [Затем пришел еще один человек и сказал: «Я совершил жертвоприношение до бросания камешков», (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «[Брось их, и] нет в том греха».].
100-[Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я совершил жертвоприношение вот здесь, однако вся Мина является местом для жертвоприношений».].
101- [«И каждое ущелье Мекки и путь (, ведущий к ней,) является местом для жертвоприношений».].
(Эти слова свидетельствуют о допустимости совершать жертвоприношение в Мекке, так же как и в Мине. В своем труде "Ас-Сунан" (5/239) аль-Байхаки привел через достоверный иснад следующее высказывание Ибн Аббаса: "Поистине, жертвоприношение (совершается) в Мекке, однако Мекка чиста от крови. Тем самым, Мекка – это часть Мины». (В другой версии этого предания сообщается: "А Мина – часть Мекки"). Возможно, эта версия является истинной. В первой версии вышеупомянутого предания дополнительно сообщается от ‘Аты, что Ибн Аббас совершал жертвоприношение в Мекке, а Ибн Умар приносил в жертву скот не в Мекке, а в Мине.)
102- [«Поэтому совершайте жертвоприношение в местах своего пребывания».]
(В соответствии с Сунной заклание верблюда либо другого жертвенного животного следует совершить собственноручно, если есть такая возможность. Если же нет такой возможности, то следует поручить это сделать от себя кому-нибудь другому. При принесении в жертву животного его следует повернуть в сторону киблы (как на это указывает сунна), положить на левый бок и поставить свою правую ступню на правый бок животного (Об укладывании животного и о возложении ступни на его бок передали аль-Бухари и Муслим.).
Что касается верблюда, то в соответствии с Сунной его следует принести в жертву способом ан-нахр: его передняя левая нога связана, и он стоит на остальных (трех) ногах. При этом его морда обращена в сторону киблы. При совершении жертвоприношения следует сказать:
بسم الله ، و الله أكبر ، اللّهم إن هذا منك ولك اللهم تقبل مني
«С именем Аллаха и Аллах превелик! О Аллах, поистине, это от Тебя и Тебе! О Аллах, прими от меня!»).
ПРОПОВЕДЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В ДЕНЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
(Это была четвертая хутба, в которой он повторил то, что говорил на Арафате)
10З - [Джа6ир, да будет доволен им Аллах, передал: “В День Жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью и спросил: «Какой день является самым священным?» (Люди) ответили: «Этот наш день». (Затем) он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Какой месяц является самым священным?» (Люди) ответили: «(Этот) наш месяц». (Затем) он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Какой город является самым священным?» (Люди ответили): «Этот наш город». Тогда (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, ваша жизнь и ваше имущество являются столь же священными для вас, как и этот ваш день, в этом вашем городе, в этом вашем месяце. Довел ли я (это до вас)?!» (Люди) ответили: «Да!». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах! Засвидетельствуй (это)!»”].
Примечание: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в этой хутбе, еще раз отметил важность жизни мусульман и величие преступлений связанных с пролитием крови мусульманина. И на это указывает очень много контекстов Корана и сунны:
وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِناً مُّتَعَمِّداً فَجَزَآؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِداً فِيهَا وَغَضِبَ اللّهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ وَأَعَدَّ لَهُ عَذَاباً عَظِيماً
«Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Ад, в котором он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения»(ан-Ниса 4: 93).
وَالَّذِينَ لَا يَدْعُونَ مَعَ اللَّهِ إِلَهاً آخَرَ وَلَا يَقْتُلُونَ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ وَلَا يَزْنُونَ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ يَلْقَ أَثَاماً
«Они не взывают помимо Аллаха к другим божествам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это, и не прелюбодействуют. А тот, кто поступает таким образом, получит наказание.»
وَلاَ تَقْتُلُواْ النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللّهُ إِلاَّ بِالْحَقِّ ذَلِكُمْ وَصَّاكُمْ بِهِ لَعَلَّكُمْ تَعْقِلُونَ
«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, кроме как по праву»(аль-Ан‘ам, 6: 151).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “В своей основе кровь сына Адама является запретной и недозволенной, кроме как по праву. И кровь неверных в начале Ислама была запретной, как оно и есть в своей основе, подобно крови того египтянина, которого убил Муса (мир ему), как и кровь неверных, до которых не дошел призыв в наши дни. И послужило Мусе его убийство грехом в мире этом и в мире ином, несмотря на то, что он убил этого человека отчасти неумышленно!” См. “ас-Саримуль-маслюль” 2/210. Что касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он сказал: «Первое, с чего начнутся разбирательства между людьми в Судный День – это кровопролитие!» аль-Бухари 6864, Муслим 1678. Имам аль-Мунауи сказал: “Первый расчет между рабами начнется с убийств по той причине, что это величайший грех после многобожия, и то, что расчет начнется именно с этого, также указывает на величие данного греха!” См. “Файдуль-Къадир” 3/347. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Избегайте совершения семи губительных грехов!» Люди спросили: “О посланник Аллаха, а что это за грехи?” Он ответил: «Поклонение кому-либо наряду с Аллахом; колдовство; убийство человека, которого Аллах запретил убивать, кроме как по праву; ростовщичество; поедание имущества сироты; бегство с поля боя во время сражения, и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, не помышляющих о подобном».аль-Бухари 2766, Муслим 1/189. Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не перестанет ощущать простор в своей религии до тех пор, пока не прольет запретной крови». аль-Бухари 6862. Сам же Ибн ‘Умар говорил: “Если кого-либо постигнет такое положение, из которого не будет выхода, значит, он пролил запретную кровь! ” аль-Бухари 6863. Многие люди, которые следовали по прямому пути, впали в заблуждение как раз по причине пролития запретной крови. И примером тому служат хариджиты, чьим обычным деянием являлось и является убийство. Ведь неправомерное убийство является великим грехом, в чем нет никаких разногласий, а большой грех ослабляет веру, тем более что в хадисах указано на то, что это дело является причиной, ведущей к заблуждению и оставлению без помощи от Аллаха! А каким же образом человек будет следовать по прямому пути, если Всевышний не поведет его по нему?! Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь!» Абу Дауд 1/331. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не из нас тот, кто поднял на нас оружие». аль-Бухари 6874, Муслим 161.
Также от Ибн Маc‘уда, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поношение мусульманина – это нечестие, а сражение с ним – неверие!» аль-Бухари 48, Муслим 116. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое: отклонившийся от истины, находясь в Заповедном месте*, человек, стремящийся к сохранению обычаев времен невежества (джахилии) в Исламе, и тот, кто хочет пролить чью-либо кровь, не имея на это права». аль-Бухари 6882. *Речь идет о совершении греха на территории Заповедной мечети в Мекке. Хафиз Ибн Хаджар говорил: “Внешне данный хадис указывает на то, что совершение малого греха на Заповедной территории хуже, чем совершение большого греха в ином месте”. См. “Фатхуль-Бари” 12/219. Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды, когда был убит один юноша, ‘Умар сказал: «Даже если бы в его убийстве приняли участие все жители Сан‘а (Йемен), то я непременно казнил бы их всех»”[1]. аль-Бухари 6896. В том, что за одного убитого убивают всех принимавших участие в его убийстве, было единогласным мнением сподвижников (аль-иджма‘). Передается от ‘Али, что он казнил троих за одного убитого ими. Также поступил и Ибн ‘Аббас с группой людей, убившей одного. И в отношении этого не было известно разногласий в их времена, что указывает на их единогласное мнение в этом вопросе”. См. “аль-Мугъни” 11/491. В сахихе аль-Бухари (7152) сообщается, что Джундуб, да будет доволен им Аллах, сказал: “Поистине, первым, что начнет разлагаться у человека, будет его чрево, пусть же тот, кто сумеет не есть ничего, кроме благого, так и поступает, и пусть тот, кто сумеет добиться того, чтобы его не отделяла от Рая и пригоршня пролитой им крови, пусть не проливает ее”.
Хафиз ибн Хаджар сказал: “Даже если этот хадис передается в форме маукъуф (от сподвижника), его положение относится к марфу’ (к тому, что сообщается от пророка), поскольку о таких вещах сподвижники от себя не говорили. В этом хадисе содержится страшная угроза в адрес того, кто убьет мусульманина не по праву”. См. “Фатхуль-Бари” 13/130. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто выйдет войной против моей общины и будет убивать как благочестивого, так и грешника, не делая исключения даже для правоверного, и не будет соблюдать договор с тем, с кем он заключен, то он не имеет ничего общего со мной, а я не имею ничего общего с ним». Муслим 1848. Нижеследующие хадисы, которые привел аль-Мунзири в ”ат-Таргъиб уат-тархиб”, не встречаются в сборниках аль-Бухари и Муслима, однако их достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в “Сахих ат-таргъиб” 1/629-634. От аль-Бара, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Гибель всего этого мира менее значима для Аллаха, чем неправомерное убийство верующего!» От Абу Са‘ида и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы обитатели небес и земли все вместе были повинны в убийстве одного верующего, Аллах непременно вверг бы их всех в Огонь». От Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы обитатели небес и земли, объединившись, убили мусульманина, Аллах непременно вверг бы их всех лицами в Огонь». От Му‘ауии, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах может простить любому его грех, кроме того, кто умер в неверии или того, кто умышленно убил верующего». Передается от Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис собирает свое воинство, он говорит им: “Тому, кто сегодня одолеет мусульманина, на того я надену корону”. И подходит к нему один из шайтанов и говорит: “Не переставал я наущать его, до тех пор, пока он не развелся со своей женой”. Но Иблис сказал: “Он может опять жениться на ней”. Тогда пришел другой и сказал: “Не переставал я наущать его, до тех пор, пока он не ослушался своих родителей”. Иблис же сказал: “Но он может начать проявлять к ним благочестие”. Тогда пришел третий и сказал: “Не переставал я наущать его до тех пор, пока он не впал в многобожие”. Иблис ответил: “Ты! Ты!” Тогда пришел четвертый и сказал: “А я не переставал наущать его до тех пор, пока он не совершил убийство”. И ему он тоже сказал: “Ты! Ты!”, – и надел на него корону». От ‘Ибада ибн Саммита, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто убил верующего и возрадовался этому, от того Аллах не примет ни добровольных дел, ни обязательных!» Этот хадис приводит Абу Дауд, который затем передал от Халида ибн Дахкъана, что он сказал: “Я спросил Яхью ибн Яхью о словах «возрадовался этому», и он сказал: “Речь идет о тех, кто сражается во время смуты. Один убивает другого, и считает, что он на прямом пути, и не кается за совершенное преступление”. Не то, что убийство мусульманина, но даже и плохие мысли в его адрес являются запретными! Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершая обход (тауаф) вокруг Каабы, говорил: «Как прекрасна ты и как прекрасен твой аромат. О как величественна ты и как велика твоя святость. Клянусь Тем, в Чьей руке душа Мухаммада, что святость верующего более велика пред Аллахом, чем святость твоя! Неприкосновенны и священны его имущество и кровь, и мы должны думать о нем лишь хорошее». Ибн Маджах 2619. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3420. Все это указывает на величие мусульманина перед Всевышним Аллахом. Однако многие полагают, что если они убивают не из личных соображений или же по приказу кого-либо, то вся ответственность ложится только на распорядителя, а не исполнителя. Это не так, и опровержением такому пониманию является следующий хадис, который передал Абу ад-Дарда, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда все люди в Судный День будут идти по определенному пути, и пройдет мимо человека тот, кто его убил, он воскликнет: “О Господь! Он убил меня (в земной жизни)”. Аллах спросит: “За что ты убил его?” Он скажет: “Мне повелел такой-то”, и подвергнут наказанию убийцу и того, кто повелел!» Ибн Абу Шайба 5/434, Также необходимо отметить, что человек будет спрошен даже за неправомерное убийство животного! От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из людей убьет даже воробья или кого-либо выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День». Его спросили: “О посланник Аллаха, а каково его право?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить!» ан-Насаи 7/239, Ахмад 4/389. Имам Абу Бакр Ибн аль-‘Араби говорил: “Достоверно известно о запрете убивать животное без права, и есть угрозы в адрес того, кто это совершил. А что же можно сказать об убийстве сына Адама (человека), или мусульманина, или же богобоязненного и праведного мусульманина?!” См. “Фатхуль-Бари” 12/196. От Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появится в Судный день шея из Огня и скажет: “Поистине, мне велено предать мучению троих: всякого высокомерного тирана; того, кто придавал Аллаху сотоварищей; и того, кто бесправно убил человека”. И сомкнется над ними Ад, и бросят их в его пучину». См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2699
УСТРЕМЛЕНИЕ ПОТОКА ЛЮДЕЙ (В МЕККУ) ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ
ОСНОВНОГО ОБХОДА КААБЫ (АТ-ТАУАФ АС-САДР)
(Здесь имеется в виду обход Каабы, совершаемый в День Жертвоприношения 10-го числа месяца Зу-ль-Хиджа. Этот обход Каабы также называют таваф аль-ифада. По единогласному мнению ученых, этот таваф является столпом (рукн) хаджа.
ثُمَّ لْيَقْضُوا تَفَثَهُمْ وَلْيُوفُوا نُذُورَهُمْ وَلْيَطَّوَّفُوا بِالْبَيْتِ الْعَتِيقِ
«Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)».Ибн Джарир передал в своем тафсире: «Затем пусть они завершат свои обряды», т.е. пусть бросят камни, принесут жертвоприношение, побреются или постригутся и укоротят бороды (то, что больше кулака, как это пришло от ибн Умара) и усы».)
104- Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел на верблюдицу, устремился в потоке людей к Дому (Аллаха) [, и (они) совершили обход Каабы.
Однако во время этого обхода Каабы паломник не обнажает правое плечо и не проходит первые три круга быстрым шагом. После чего в соответствии с Сунной паломник совершает два рак’ата намаза около места (стояния) Ибрахима, как сказал аз-Зухри, и поступил Ибн ‘Умар, сказав: «После каждых семи (кругов) – два рак’ата». Затем (если он совершает хадж таматтуъ) он проходит между ас-Сафой и аль-Марвой, совершая ритуальный бег (в предназначенном для этого участке), о чем также было сказано ранее. Однако это не относится к тем паломникам, которые совершают хадж аль-кыран или хадж аль-ифрад, поскольку для этих двух категорий паломников их первый сай является достаточным, как об этом говорилось ранее)
105- но не совершили ритуальный бег (сай) между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва].
Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщил об этом обобщенно. В отличие от него Айша, да будет доволен ею Аллах, изложила этот вопрос подробно, сказав: "Те, кто вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию (с намерением совершить) умру, совершили обход Дома (Аллаха) и ритуальный бег (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой, а затем вышли из состояния ихрама. (После того, как они снова вошли в состояние ихрама и произнесли тальбию с намерением совершить хадж,) они совершили другой обход Каабы и ритуальный бег (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой, возвратившись из Мины. А что касается тех, кто совместил хадж с умрой (т.е. хадж аль-кыран), то они совершили ритуальный бег (сай) между ас-Сафой и аль-Марвой лишь один раз ". То есть Джабир имел в виду только тех паломников, которые вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, совершали хадж аль-кыран и гнали с собой жертвенных животных, как, например, Абу Бакр, Умар, Тальха, Али и состоятельные мусульмане. Ведь именно они и совершили ритуальный бег (сай) всего лишь один раз. Тем самым Джабир не подразумевал всех сподвижников, поскольку многие из них совершали хадж ат-таматту’!
106- Он совершил полуденный намаз (зухр), (Об этом сказал Джабир, тогда как в обоих «Сахихах» от Ибн Умара передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полуденный намаз (зухр) в Мине. Ученые разошлись во мнениях относительно того, какому из этих хадисов отдать предпочтение. Некоторые ученые склонялись в пользу того, чтобы объединить оба хадиса, однако ни одно из их разъяснений не является убедительным. См. "Шapx Сахих Муслим" ан-Навави, "Заад аль-Ма’ад" (Ибн аль-Каййима) и "Найль аль-Аутар" (аш-Шаукани), в Мекке. (То есть закончил все обряды до зухра. И это указывает на баракат времени пророка.)
107- После этого он подошел к людям племени бану Абд аль-Мутталиб, [а они] распределяли воду (из источника) Зам-Зам (Это означает, что они черпали воду ведрами и заливали ее в баки, чаны и т.п. для общего пользования),
и сказал: “О потомки ‘Абд аль-Мутталиба, черпайте воду! Если бы я не боялся, что люди вытеснят вас отсюда, я бы черпал ее вместе с вами”.
(Это означает следующее: «Если бы я не боялся, что люди примут это за один из обрядов хаджа и станут собираться толпами, вследствие чего они будут досаждать вам и оттеснят вас от поения паломников, то я черпал бы ее вместе с вами, ибо в поении паломников водой Зам-Зам содержится великое благо”. См. ан-Навави. )
108- Они подали ему ведро (из источника Зам-Зам), и он напился из него.
Затем паломник возвращается в Мину и находится в ней в течение дней ат-ташрик, ночуя там. Каждый день сразу после полудня он совершает в Мине ритуальное бросание камешков в три столба.
У имама Бухари передается, что однажды Уабра пришел к ибн Умару и спросил о том, когда бросать камни? На что тот ответил: «Когда бросит правитель, тогда и бросай». Уабра сказал: «Я повторил свой вопрос». Он, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы ждали, когда солнце зайдет в зенит, после чего сразу же бросали». Опираясь на это сообщение, ученые говорят, что лучше совершать зухр после бросания камней. При этом в каждый столб он бросает семь камешков о чем говорилось ранее, когда речь шла о бросании камешков в День Жертвоприношения. Сначала он бросает камешки в первый столб, который ближе всего расположен к мечети аль-Хайф. Завершив бросать в него камешки, он продвигается вперед чуть вправо, становится лицом к кибле и долго так стоит, взывая очень долго (в размер чтения суры Бакара) с мольбами к Аллаху и подняв руки (Поэтому основное время паломник в эти дни проводит на джамаратах). Затем он подходит ко второму столбу и так же бросает в него камешки, после чего проходит налево, становится лицом к кибле и также долго стоит, взывая с мольбами к Аллаху и подняв руки. Затем он подходит к третьему столбу – это большой столб (джамрат аль-акаба) – и так же бросает в него камешки, встав так, чтобы Кааба была слева от него, а Мина – справа. После чего он должен сразу уйти, не задерживаясь около этого столба.
Затем во второй и в третий день ат-ташрика ему следует бросить камешки точно так же.
Если он покинет Мину после бросания камешков во второй день, не оставшись в ней ночевать для бросания камешков в третий день, то это разрешено, поскольку Всевышний сказал:
واذكروا الله في أيام معدودات ، فمن تعجل في يومين فلا إثم عليه ، ومن تأخر فلا إثم عليه لمن اتقى
«Поминайте Аллаха в считанные дни! Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных».
Примечание: «Под словами «Кто торопится и завершает обряд за два дня» подразумевается 11, 12 дни зуль-хиджы, а не 10 и 11, как об этом думают некоторые невежественные люди.
Однако если во второй день он не выйдет из Мины до заката солнца, то он обязан остаться в Мине до следующего дня, как это пришло от ибн Умара в Муатта имама Малика.
Задержаться для бросания камешков (в третий день) лучше, поскольку такова Сунна.
В соответствии с Сунной следует придерживаться той последовательности выполнения обрядов хаджа, которая был приведена выше:
- ритуальное бросание камешков,
- совершение жертвоприношения,
- бритье головы,
- основной обход Каабы (таваф аль-ифада),
- а также прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой тем паломником, кто совершает хадж ат-таммату’.
Однако если паломник выполнит какой-либо обряд раньше или позже другого, то в этом нет проблем, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, говорил: «Нет в том греха, нет в том греха».
Тому, у кого есть уважительная причина, разрешено при выполнении ритуального бросания камешков следующее:
а) не ночевать в Мине, поскольку Ибн ‘Умар передал: «Аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и преветствует, разрешить ему оставаться в Мекке в те ночи (, которые паломники проводят в) Мине, для того, чтобы снабжать их водой, и он разрешил ему это».
б) совместить ритуальное бросание камешков, совершив этот обряд не за два, а за один день, поскольку ‘Асым бин ‘Адийй передал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и преветствует, разрешил пастухам верблюдов, ночующих вместе с ними (за пределами Мины), бросить камешки в День Жертвоприношения, а затем совместить совершение этого обряда после Дня Жертвоприношения и бросить камешки в один из двух дней (за два дня)».
в) совершать ритуальное бросание камешков ночью, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: «Пастух бросает камешки ночью и занимается выпасом (скота) днем».
Согласно Шариату паломник может приходить к Каабе и совершать ее обход в каждую из тех ночей, которые он проводит в Мине, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, так поступал. Если же нет других причин для оставления ночевки в Мина, то это является запретным.
Находясь в эти дни в Мине, паломник должен неуклонно соблюдать пять предписанных намазов, совершая их вместе с другими людьми под руководством имама. Он сокращает молитвы, но не объединяет. Если у него есть возможность, лучше всего молиться в мечети аль-Хайф, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: «Семьдесят пророков молились в мечети аль-Хайф».
Когда паломник завершит ритуальное бросание камешков во второй либо в третий день ат-ташрика, он на том заканчивает совершение обрядов хаджа, возвращается в Мекку и пребывает в ней столько, сколько предначертал ему Аллах. Он должен стремиться совершать намазы вместе с людьми под руководством имама, особенно в Заповедной Мечети, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: «(Один) намаз в моей Мечети (т.е. в Мечети Пророка в Медине – прим. переводчика) превосходит тысячу намазов в любой иной (мечети), кроме Заповедной Мечети, а (один) намаз в Заповедной Мечети превосходит сто тысяч намазов в любой другой (мечети)».
Ему следует почаще совершать обход Каабы (таваф) и молиться в (Заповедной Мечети) в любое время суток, которое он пожелает, поскольку пророк, да благословит его Аллах и преветствует, говоря о двух углах – Черном камне и йеменском угле – сказал: «Прикосновение к ним обоим стирает грехи. А совершающему обход Каабы с (каждым) поднятием и опусканием стопы Аллах записывет одно доброе дело, снимает с него одно прегрешение и записывает ему одну ступень. Тот же, кто ровно семь раз обойдет вокруг Каабы, это будет (для него) подобно освобождению одного раба». Также пророк, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: «О, бану ‘Абд Манаф! Не препятствуйте никому совершать обход этого Дома (Аллаха) и молиться (здесь) в любое время суток, которое он пожелает!»
Когда паломник закончит все свои насущные дела и решит отправиться домой, ему следует попрощаться с Домом (Аллаха), совершив его обход, поскольку Ибн ‘Аббас передал: «Люди стали разъезжаться, и тогда пророк, да благословит его Аллах и преветствует, сказал: “Пусть никто не уезжает, пока последним, что он сделает, не будет обход Дома (Аллаха)”». Если же паломник совершил прощальный таваф и потом у него возникли какие-то дела, из-за которых ему пришлось остаться в Мекке, он обязан перед отъездом заново савершить таваф. Сначала женщине, у которой месячные, было велено ждать, пока она не очистится, чтобы совершить прощальный обход Каабы, однако затем такой женщине было позволено уезжать (из Мекки), не дожидаясь, пока она очистится, о чем также передал Ибн ‘Аббас: «Пророк, да благословит его Аллах и преветствует, позволил женщине, у которой месячные, уезжать (из Мекки) до совершения (прощального) обхода Каабы (при том условии), если она уже совершила основной обход Каабы (таваф аль-ифада)».
Паломник может взять с собой столько воды Зам-Зам, сколько сможет, в надежде снискать от нее благодать. Так, сообщается, что «посланник Аллаха, да благословит его Аллах и преветствует, вез ее с собой в кожаных бурдюках и мехах для воды. Он, да благословит его Аллах и преветствует, поливал (воду Зам-Зам) на больных и поил их (ею)». Более того, «находясь в Медине, до завоевания Мекки, он, да благословит его Аллах и преветствует, направлял Сухайлю бин ‘Амру послания (следующего содержания): «Пришли нам воду Зам-Зам и не бросай (это дело)!», – и тот отправлял ему два огромных бурдюка (с водой Зам-Зам)».
Завершив обход Каабы, следует выйти (из мечети) с левой ноги, сказав:
اللهم صل على محمد وسلم ، اللهم إني أسألك م