Опыт № 3. Динамометрия
Ход работы.Силу мышц сгибателей кисти определяют ручным динамометром. Испытуемого сажают на стул и просят кистью вытянутой вперед руки постепенно сжимать динамометр до максимума. На измерительной шкале прибора отмечается сила мышц в килограммах. Определение производят троекратно, выбирая наибольшее значение. Для определения силы мышц разгибателей спины (становая сила) пользуются становым- динамометром. Испытуемый наступает на подставку прибора выпрямленными в коленных суставах ногами. Взявшись двумя руками за ручку динамометра, производит максимально возможное выпрямление туловища.
Работа № 7. Утомление и снятие утомления мышцы
Цель работы: изучить развитие процесса утомления и факторы, влияющие на него в изолированном нервно-мышечном препарате.
Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, раствор Рингера, костная клемма, влажная камера, стимулятор, электроды, грузы, кимограф, миограф, растворы адреналина, хлористого кальция.
Ход работы. Приготовить нервно-мышечный препарат. Бедренную кость укрепить в клемме, а нерв уложить во влажную камеру на электроды, соединенные со стимулятором. Мышцу соединить с миографом .и отяготить ее грузом в 5—10 г. Подобрать силу тока, дающую хорошие сокращения. Нанося одиночные раздражения с частотой 30—35 в мин., записать миограммы. Наблюдать изменение миограмм (до полного утомления не доводить!). После 3—5 минутного отдыха снова записывать миограммы до утомления. Не прерывая раздражений, обмыть мышцу раствором Рингера, снова утомить, подействовать раствором хлористого кальция, опять утомить, обмыть раствором адреналина и после наступления утомления перенести электроды с нерва на мышцу, Убедиться в способности мышцы хорошо сокращаться. Записатьрезультаты. Выводы.
Работа№8. Спинальный шок. Спинномозговые рефлексы.
Анализ рефлекторной дуги
Цель работы: изучить на лягушках спинальный шок, рефлекторную деятельность спиного мозга, проанализировать рефлекторную дугу.
Для работы необходимы: лягушка, препаровальный набор, штатив с крючком, стимулятор, электроды, 0,5% и 1% растворы серной кислоты, фильтровальная бумага, стакан.
Опыт № 1. Спинальный шок
Ход работы. Произвести декапитацию лягушки, точно заметив время ее. Подвесить лягушку за нижнюю челюсть на крючок и через каждые 20-30 секунд наносить на одну из лапок механическое или электрическое раздражение. Наблюдать отсутствие рефлекторной деятельности (спинальный шок) и восстановление ее. Отметить время спинального шока. Зарисовать схему опыта. Дать определение спинального шока, описать причины возникновения его.
Опыт № 2. Рефлексы спинного мозга
Ход работы
Накладывая кусочек фильтровальной бумаги, смоченной в растворе серной кислоты, на кончики пальцев или голень лягушки, наблюдать защитный рефлекс сгибания. Раздражая тыльную поверхность стопы, наблюдать разведение пальцев или защитный рефлекс разгибания. Раздражая кожу спинки, бедра, брюшка, вокруг анального отверстия, наблюдать защитный потирательный рефлекс. После каждого раздражения следует обмыть лягушку в стакане воды. Зарисовать схему рецептивных полей изученных рефлексов. Дать определение рефлекса, рецептивного поля рефлекса, отметить характер спинномозговых рефлексов. Сделать результаты. Выводы.
Опыт № 3. Анализ рефлекторной дуги
Ход работы
Обратить внимание на одинаковую длину задних лапок висящей на крючке лягушки (нормальный тонус мышц). Провести круговой разрез кожи ниже коленного сустава и снять кожу с одной лапки. Приложить к ней кусочек фильтровальной бумаги, смоченной 0,5 % раствором серной кислоты. Рефлекс не возникает. Аналогичное раздражение другой лапки вызывает ее сокращение. На неповрежденной лапке обнажить и перерезать седалищный нерв. Обратить внимание на удлинение конечности после перерезки. Наблюдать отсутствие рефлекса в ответ на раздражение. Раздражать кожу между передними лапками. Наблюдать сгибание обеих передних и одной задней (с целым нервом) лапок. Разрушить зондом спинной мозг. Раздражать любые рецептивные поля. Наблюдать полное отсутствие рефлекторной деятельности. Зарисовать схему рефлекторной дуги. Дать определение рефлекторной дуги и ее звеньев. Отметить значение их для осуществления рефлекса. Описать зависимость тонуса мышц от связи с центральной нервной системой.
Работа №9. Изучение клинически важных рефлексов у человека
Цель работы: ознакомиться с клиническим методом исследования рефлекторной деятельности спинного мозга человека.
Для работы необходимы: испытуемый, неврологический молоточек.
Ход работы
Поза испытуемого должна быть удобной, без напряжения мышц. Его внимание должно быть отвлечено от процесса исследования. Раздражая молоточом рецептивное поле, вызывают соответствующий рефлекс. Результаты исследования занесите в таблицу:
Рецептивное поле | Поза испытуемого | Ответная реакция | Афферентный нерв | Сегмент спинного мозга | Эфферентный нерв | Рабочий орган |
Сухожилие 4-главой | Сидя, положив ногу на ногу | Разгибание голени | ||||
Ахиллово сухожилие | Стоя на коленях, стопы отвисают | Подошвенное сгибание | ||||
Сухожилие продольной мышцы стопы (провести рукояткой) | То же | Сгибание пальцев | ||||
Сухожилие 2-главой мышцы плеча | Рука пассивно согнута в локте | Сгибание в локтевом суставе | ||||
Сухожилие 3-главой мышцы плеча | Рука в положении между пронацией и супинацией | Разгибание руки в локтевом суставе | ||||
Головка луча | Рука согнута в локтевом суставе и лучезапяст-ном суставах. Мышцы расслаблены. (держать за пальцы). | Сгибание кисти | ||||
Кожа живота вдоль края ребер | Лежа на спине | Сокращение брюшных мышц | ||||
Кожа живота на уровне пупка | То же | Сокращение брюшных мышц | ||||
Кожа живота параллельно паховой складке | То же | Сокращение брюшных мышц |
Запишите названия и рефлекторные дуги исследованных рефлексов. Отметьте значимость их для клиники.
Работа № 10