Работа 72. Определение пиковой объемной скорости выдоха

Дата _______

Цель работы: овладеть методикой определения пиковой объемной скорости выдоха; уяснить значение данного показателя в оценке трахеобронхиальной проходимости.

Методика. Пиковая объемная скорость выдоха определяется с помощью портативного флоуметра. Перед определением испытуемый надевает носовой зажим, вставляет в измерительный прибор стерильный мундштук, в прорези рядом со шкалой устанавливает указатель на нулевой уровень, который соответствует метке на шкале, обозначающей ее размерность – L/min. Затем, взяв прибор рукой так, чтобы пальцы не препятствовали движению в прорези указателя и не закрывали отверстия в торце прибора, испытуемый делает максимально глубокий вдох. После этого, удерживая флоуметр в горизонтальном положении, берет в рот мундштук, и, плотно сомкнув губы вокруг него, делает с максимально большой скоростью глубокий выдох. По положению указателя на шкале определяют величину пиковой объемной скорости выдоха. Исследование проводят 3 раза. Полученные данные заносят в таблицу. Максимальную величину из 3 проб считают фактической пиковой объемной скоростью выдоха в L/min, ее пересчитывают в л/сек, сравнивают с нормой и делают вывод.

Пиковая объемная скорость может быть определена и с помощью спирографа СМП–21/01–“Р-Д”(см. работу № 70, тест "Функциональная жизненная емкость легких").

Полученные результаты:


№ пробы Величина пиковой объемной скорости выдоха
л/мин л/сек
   
   
   

Испытуемый ________________________________

фамилия

____________

пол, возраст

ВЫВОД:____

___________________

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. График зависимости объемных скоростей потоков от объема легких в период вдоха и выдоха – «петля поток – объем».

2. Характеристика инспираторной и экспираторной части «петли поток – объем».

3. Характеристика свойств «петли поток – объем»

4. Клиническое значение «петли поток – объем»

5. Пиковая объемная скорость экспираторного потока, её величина и клиническое значение.



Работа 73. АНАЛИЗ ВЫДЫХАЕМОГО И АЛЬВЕОЛЯРНОГО ВОЗДУХА.   Дата______

Цель работы: определить газовый состав вы­дыхаемого и альвеолярного воздуха; овладеть методиками сбора воздуха для анализа.

Методика. Получение выдыхаемого воздуха. Для сбора выдыхаемого воздуха используется мешок Дугласа. К резиновому шлангу мешка присоединяется дыхательный вентиль, имеющий вдыхательный и выдыха­тельный клапаны. На свободный патрубок дыхательного вентиля одевается загубник. Из мешка Дугласа удаляется воздух. Испытуемого усаживают на табурет. С по­мощью специальных лямок вешают за плеча­ми мешок Дугласа. Накладывают на нос за­жим, после чего испытуемый берет в пред­дверье рта загубник, предварительно обтерев его спиртом, и начинает спокойно дышать че­рез вентиль. С этого момента выдыхаемый воздух поступает через выдыхательный кла­пан в мешок. Собирают выдыхаемый воздух в течение 5 минут. Затем к боковому отрост­ку шланга мешка Дугласа с помощью стек­лянной трубочки присоединяют газоприемник и заполняют его выдыхаемым воздухом.

Получение альвеолярного воз­духа. Получение альвеолярного воздуха осуществляется с помощью трубки Пристли. Она представляет собой стеклянную трубку длиной 1,5 м и диаметром 2,5 см, оканчиваю­щуюся мундштуком. В 10 см от мундштука имеется патрубок для присоединения газоприемника. Трубку Пристли укрепляют в штативе на столе так, чтобы мундштук ее находился на уровне рта испытуемого. К патрубку присо­единяют газоприемник с помощью резиновой трубки, на которую накладывают зажим. Про­тирают мундштук спиртом. Испытуемый дела­ет несколько дыхательных движений, а затем в конце обычного вдоха плотно обхватывает мундштук губами, делает глубокий выдох и закрывает отверстие мундштука языком. В результате трубка Пристли заполняется аль­веолярным воздухом. Быстро снимают зажим с резиновой трубки и, расправляя стенки газоприемника, засасывают в него альвеолярный воздух.

Анализ газового состава выды­хаемого и альвеолярного воздуха. Для определения процентного состава газов в выдыхаемом и альвеолярном воздухе исполь­зуются физические или химические газоанали­заторы. В физическом газоанализаторе типа «Спиролит» определение углекислого газа основано на различной теплопроводности газов, а определение кислорода — на его парамагнитных свойствах. Присоединяют газоприемник к аппа­рату и через несколько минут узнают процент­ное содержание кислорода и углекислого газа в исследуемом воздухе. Действие химического газоанализатора (прибор Холдена) основано на избирательной адсорбции углекислого газа раствором щело­чи, а кислорода — щелочными растворами пи­рогаллола. К прибору Холдена присоединяют газоприемник и из него забирают в измери­тельную бюретку строго дозированный объем исследуемого воздуха. Затем поглощают угле­кислый газ и кислород, перемещая пробу исследуемого воздуха сначала в сосуд с рас­твором щелочи, а потом — с раствором пиро­галлола. По уменьшению объема воздуха узнают количество углекислого газа и кисло­рода в нем. Оставшийся объем после погло­щения этих газов составляет азот. Рассчиты­вают процентный состав газов в выдыхаемом и альвеолярном воздухе. Затем, определив по барометру атмосферное давление, рассчиты­вают парциальное давление газов в альвео­лярном воздухе по формуле:

р = а × (Б - 47)

где р — парциальное давление; а — про­цент газа; Б — атмосферное давление; 47 — напряжение водяных паров в мм рт. ст. при температуре 37°С. Полученные результаты за­носят в таблицу, анализируют и делают вы­воды.

Полученные результаты:

Состав воздуха Атмосферный воздух Выдыхаемый воздух Альвеолярный воздух
содержание в процентах содержание в процентах содержание в процентах парциальное давление в мм рт. ст.
Углекислый газ        
Кислород        
Азот        
Вода        

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Газовый состав атмосферного, выдыхаемого и альвеолярного воздуха.

2. Какими способами можно собрать выдыхаемый и альвеолярный воздух?

3. Почему выдыхаемый воздух отличается по составу от альвеолярного воздуха?

4. Анатомическое мертвое пространство, его объем и функции.

5. Значение относительного постоянства газового состава альвеолярного воздуха.

6. Величина парциального давления газов в aльвeoляpнoм воздухе.

7. Величина напряжения газов в венозной и артериальной крови.

8. Аэрогематический барьер, его строение, толщина и площадь.

9. Общие закономерности диффузии газов между альвеолярным воздухом и кровью. Закон Фика.

10. Диффузионная способность легких, ее величина и способы определения. Методы исследования газов.

11. Механизмы транспорта О2 кровью, их количественная характеристика.

12. Кривая диссоциации оксигемоглобина, ее физиологическое значение. Влияние метаболических факторов и температуры на сродство гемоглобина к О2. Эффект Бора.

13. Кислородная емкость крови, коэффициент утилизации О2, их количественная характеристика.

14. Механизмы транспорта СО2 кровью, их количественная характеристика.

15. Бикарбонатная форма транспорта СО2, роль карбоангидразы. Карбаминовые соединения СО2. Эффект Холдена.

Работа 74. ЗАДЕРЖКА ДЫХАНИЯ ДО И ПОСЛЕ ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИИ.   Дата_______

Цель работы: уяснить роль гуморальных фак­торов в регуляции дыхания.

Методика. Пользуясь методикой пневмогра­фии, при медленном движении барабана ки­мографа регистрируют несколько дыхатель­ных циклов. Не останавливая барабан, пред­лагают испытуемому зажать нос и на высо­те обычного вдоха задержать дыхание как можно дольше. После возобновления дыхания продолжают регистрацию до восстановле­ния исходной частоты и амплитуды дыхательных движений. Затем испытуемому предлага­ют сделать 5 глубоких дыхательных циклов и вновь как можно дольше задержать дыхание на высоте обычного вдоха. Регистрацию ды­хания продолжают, как и в первом случае до восстановления исходной частоты и амплиту­ды дыхательных циклов. Под пневмограммой наносят шкалу време­ни. Рассчитывают продолжительность задерж­ки дыхания в первом и во втором случае. Сравнивают полученные данные, делают вы­вод. Пневмограмму вклеивают в тетрадь.

Полученные данные:

Пневмограмма студента_______

(фамилия, пол, возраст)

ВЫВОД:___________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что называется вентиляцией легких?

2. Что называется гипервентиляцией?

3. Как влияет гипервентиляция на содержание углекислого газа в крови?

4. Как влияет задержка дыхания на содержание углекислого газа и кислорода в крови?

5. Механизмы влияния гипокапнии, гиперкапнии и гипоксемии на дыхательный центр.

6. Механизм увеличения продолжительности задержки дыхания после гипервентиляции.

7. Как влияет задержка дыхания на содержание кислорода в крови?

Работа 75. ВЛИЯНИЕ НА ДЫХАНИЕ ПОВЫШЕННОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА ВО ВДЫХАЕМОМ ВОЗДУХЕ.   Дата__

Цель работы: выяснить роль углекислого газа в регуляции дыхания.

Методика. Пользуясь методикой работы 67, испытуемого подготавливают для пневмогра­фии. Затем, пережав носовые ходы специаль­ным зажимом, приступают к регистрации ды­хания при медленном вращении барабана ки­мографа. Одновременно подсчитывают часто­ту пульса и отмечают цвет кожных покровов. Получив исходные данные, испытуемому предлагают дышать ртом через мундштук из рези­нового мешка, наполненного кислородом. На­чало дыхания из мешка отмечают по секундо­меру, продолжая каждую минуту регистриро­вать изучаемые показатели. По пневмограмме рассчитывают частоту и амплитуду (в мм) дыхательных движений. Пневмограмму пере­рисовывают в тетрадь. Полученные данные заносят в таблицу, анализируют и делают вы­вод.

Полученные результаты:

Пневмограмма студента______________________________

(фамилия, пол, возраст)

Влияние повышенной концентрации углекислого газа на дыхание

Изучаемые показатели До опыта В процессе опыта
1 мин. 2 мин. 3 мин. 4 мин. 5 мин. 6 мин. 7 мин. мин. мин. мин.
Амплитуда дыхания в мм                      
Частота дыхания                      
Частота пульса                      
Цвет кожных покровов                      

ВЫВОД:___________________________

_________

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дыхательный центр, его локализация, двигательная и гомеостатическая функции.

2. Классификация дыхательных нейронов по их активности относительно фаз дыхания, мест локализации и проекции аксонов.

3. Функции ядер пневмотаксического центра.

4. Роль углекислого газа и других продуктов метаболизма в регуляции дыхания.

5. Центральные и периферические хеморецепторы, обеспечивающие рефлекторную регуляцию дыхания.

6. Значение кислорода в регуляции дыхания.

7. Функциональная система дыхания, обеспечивающая постоянство газового состава крови.

8. Механизм генерации дыхательного ритма.

9. Рефлекторная регуляция дыхания. Роль медленно и быстро адаптирующихся рецепторов верхних дыхательных путей и других дыхательных структур.

10. Гуморальная регуляция дыхания.

11. Физиологическое влияние сна на параметры дыхания.

12. Синдром сонного апноэ.

Работа 76. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ДЫХАНИЕ.   Дата_______

Цель работы: определить влияние физической нагрузки на частоту и глубину дыхания; уяс­нить его механизм.

Методика. Для выполнения данной работы используется спирограф (см. работу № 70, тест "Минутного объема дыхания"). При проведении теста сначала выполняются 2-3 цикла спокойного вдоха-выдоха, затем предлагают испытуемому сделать 20-30 приседаний, положив на стол датчик спирографа, а после физической нагрузки продолжить дышать, поместив датчик в ротовую полость. Зарисовывают пневмограмму в тетрадь, отмечая частоту и глубину дыхания до и после выполнения физической нагрузки, данные заносят в таблицу, сравни­вают и делают вывод.

Полученные результаты:


Условия регистрации Частота дыхания в мин. Амплитуда дыхательных движений в мм
Покой        
После физической нагрузки        

Пневмограмма

а) до физической нагрузки; б) после физической нагрузки

ВЫВОД:________________________

________________________________

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Влияние физической нагрузки на частоту и глубину дыхательных движений.

2. Фазовай характер изменения дыхания при физической нагрузке. Понятие об анаэробном пороге.

3. Динамика нейрогенных и гуморальных механизмов легочной вентиляции при физической нагрузке.

4. Влияние на дыхание пониженного барометрического давления.

5. Дыхание при повышенном барометрическом давлении. Понятие о кессонной болезни.

Работа 77. ЗАЩИТНЫЙ ДЫХАТЕЛЬНЫЙ РЕФЛЕКС У ЧЕЛОВЕКА.   Дата___

Цель работы: уяснить механизм и значение защитных дыхательных рефлексов

Методика. Для выполнения данной работы используется спирограф СМП–21/01–“Р-Д” (см. работу № 70, тест "Минутного объема дыхания".В этом тесте исследуемый спокойно дышит в датчик спирографа. Осторожно и кратковременно к носу испытуемого подносят вату, смоченную 5% раствором аммиака (нашатырный спирт). Отмечают изменение дыхания. Пневмограмму зарисовывают в тетрадь. Полученные результаты анализируют и делают вывод.

Полученные результаты

Пневмограмма

ВЫВОД:___________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дыхательный центр, его локализация, функциональная характеристика и нейрональная организация.

2. Рефлекторный механизм вдоха и выдоха. Роль блуждающих нервов в регуляции дыхания.

3. Какие дыхательные рефлексы называются защитными?

4. Каково значение защитных дыхательных рефлексов?

5. Механизм кашлевого и чихательного рефлексов.

Работа 78. ФУНКЦИЯ МЕРЦАТЕЛЬНОГО ЭПИТЕЛИЯ У ЛЯГУШКИ.   Дата______

Цель работы: Исследовать функцию мерцательного эпителия у лягушки, определить влияние некоторых факторов на ее характер.

Методика. Обездвиживают лягушку и прикалывают ее к препаровальной дощечке брюшком кверху. Отрезают нижнюю челюсть и вскрывают грудную клетку. Со стороны рта вскрывают пищевод на всем его протяжении. Растягивают пищевод и прикалывают его к препаровальной дощечке. Слизистую оболочку пищевода промывают раствором Рингера для холоднокровных. В начальной части поперек насыпают тонкую полоску графитового порошка (угля, сажи, зерен мака). Засекают время и наблюдают за движением частиц графита. Измеряют расстояние, на которое переместились частицы и рассчитывают скорость движения. Затем промывают слизистую раствором Рингера и обрабатывают ее раствором ацетилхолина (10-5 г/мл) и вновь повторяют опыт с порошком. Описывают полученные результаты и делают вывод.

Полученные результаты:

_________

ВЫВОД:___________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Роль слизистой оболочки дыхательных путей в кондиционировании температуры и влажности.

2. Механическая очистка вдыхаемого воздуха от инородных частиц и микроорганизмов. Роль волосяного фильтра слизистой носа, секретируемой слизи и мерцательного эпителия.

3. Механизмы регуляции секреции слизи и двигательной активности ресничек слизистой оболочки воздухоносных путей.

4. Клеточные и гуморальные механизмы защиты дыхательной системы от инфекционных агентов.

Задание.ДОЛЖНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ДЫХАНИЯ У ЧЕЛОВЕКА.   Дата________________________________  

Цель задания: закрепить и систематизировать знание основных должных величин дыхания.

Задание. Используя материал учебника и лек­ций, внести в таблицу основные должные величины, характеризующие функциональное со­стояние дыхания у человека; уметь объяснить их физиологический смысл и механизм регу­лирования.

Наши рекомендации