Практическая работа №3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ОСЕДАНИЯ ЭРИТРОЦИТОВ (СОЭ)

Ход работы и интерпретация результатов: Капилляр от прибора Панченкова промывают в 5%-м растворе цитрата натрия. Затем набирают цитрат до метки «Р» капилляра и выдувают его на часовое стекло или в тигелек. В тот же капилляр двукратно набирают испытуемую кровь до метки «К». Обе порции крови сме­шивают на часовом стекле или в тигельке с цитратом, Смесь набирают в капилляр до метки «О» и ставят ка­пилляр в штатив. Через I час замеряют высоту столбика в капилляре в миллиметрах.

ПРОТОКОЛ ДАННЫХ ПО ТЕМЕ: «Физиология системы крови. Кровь как средство транспорта и внутренняя среда организма».

Данные пациента:

Ф.И.О.______________

Возраст_____________

Пол: Мужчина/Женщина

Практическая работа № 1

Определение показателя гематокрита (Ht).

Полученные результаты:

Ht________________%

Выводы:____________________________________________________________

Практическая работа № 2

Определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ).

Полученные результаты:

СОЭ ______________мм/ч

Выводы:____________________________________________________________

Перечень практических умений: студент должен научиться определять скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

5.4. Итоговый контроль знаний:

Решение ситуационных задачи по теме:

1. Чему равно осмотическое давление крови, если при ее замораживании точка замерзания оказалась равной -0,4 градусам?

2. Каков уровень кровопотери в процентах, если в результате травмы человек потерял 1,5 л крови? Вес человека 75 кг.

3. В кровь животного введено 5 мл 5% раствора коллоидной краски. Через 5 минут из вены была взята кровь, концентрация краски в плазме которой оказалась 0,02%. Каков объем циркулирующей крови (ОЦК) в организме, если гематокритный показатель равен 45%?

4. В результате кровопотери количество крови у человека снизилось на 20%. Какова концентрация белка в плазме больного, если в качестве кровезаменителя ему было перелито столько полиглюкина, что гематокритный показатель составил 30%? Нормальное количество крови принять за 5 л, гематокрит - 42%.

5.Рассмотрите электрофореграмму крови. Соответствует ли она нормальному содержанию белковых фракций крови?

АЛЬБУМИНЫ - 54,4%

ГЛОБУЛИНЫ - 45,0%

альфа-1 - 5,5%

альфа-2 - 6,5%

бета - 16,0%

гамма - 12,6%

ФИБРИНОГЕН - 0,5%

6. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 0,5%, общий белок 8,5%, минеральных солей 1%. С чем могут быть связаны такие изменения состава крови и почему?

7. При помещении в раствор поваренной соли эритроциты приобрели шарообразный вид. Какова приблизительная концентрация солей в этом растворе? Как называется этот процесс?

8. Рассмотрите представленный анализ крови и дайте свое заключение:

Удельный вес 1,030

Общий белок 7,8%

Сахар 200 мг%

Билирубин 0,5 мг%

Фибриноген 0,4 г%

pH 7,4%

9. Как изменится рН крови, если собаке ввести внутривенно 1 л 5% раствора глюкозы?

10. Какой из приведенных ниже растворов может быть использован для внутривенного введения человеку в качестве кровезаменителя и почему?

раствор А раствор В

NaCl 0,05% 0,7%

KCl 0,02% 0,02%

CaCl2 0,02% 0,02%

NaHCO3 0,1% 0,2%

NaH2CO3 0,02% 0,005%

MgCl2 0,01% 0,01%

Глюкоза 0,1% 0,1%

11. Каков уровень кровопотери в процентах, если в результате травмы человек потерял 1,6 л крови? Вес человека 80 кг.

12. Рассмотрите электрофореграмму крови. Укажите, соответствует ли она нормальному содержанию белковых фракций крови?

АЛЬБУМИНЫ - 59,4%

ГЛОБУЛИНЫ - 35,0%

альфа1 - 4,5%

альфа2 - 7,5%

бета - 10,0%

гамма - 16,6%

ФИБРИНОГЕН - 5 г/л

13. При исследовании крови количество фибриногена оказалось равным 5 г/л, общий белок 85 г/л, минеральных солей 1%. С чем могут быть связаны такие изменения состава крови и почему?

14. Рассмотрите представленный анализ крови и дайте свое заключение:

Удельный вес 1,060

Общий белок 76 г/л

Углеводы 8,7 ммоль/л

Билирубин 0,015 ммоль/л

Фибриноген 4 г/л

pH 7,38

15. Как изменится рН крови, если собаке ввести 300 мл 0,5 ммоль раствор глюкозы?

16. Дайте заключение следующему анализу крови: удельный вес - 1,050; фибриноген - 3,9 г/л; общий белок – 77 г/л; сахар - 9,8 ммоль/л; билирубин - 15 мкмоль/л, рН – 7,4.

17. Постройте кривую осмотической резистентности эритроцитов по следующим показателям:

Концентрация NaCl % разрушенных клеток

0,60 10

0,5 5 40

0,50 80

0,45 100

. 0,40 15

0,35 80

0,30 95

0,25 100

Оцените полученные результаты.

18. Представлена электрофореграмма сыворотки крови. Соответствует ли она нормальному содержанию белковых фракций сыворотки крови?

Альбулины - 64,5 %

Глобулины: альфа 1 - 4,8 %;

альфа 2 - 7,5 %;

бета - 9,0 %;

гамма - 14,6 %.

19. Постройте кривую кислотной резистентности эритроцитов, если в процессе исследования были получены следующие цифры:

За 1мин. разрушилось 4,5% эритроцитов

2 0,6

3 19,8

3,5 22,8

4 17,2

5 8,6

6 3,6

7 0,8

Оцените результат. Соответствуют ли норме временные параметры эритрограммы?

20. Как изменится (увеличится или уменьшится) осмотическое давление плазмы крови, если концентрация ионов Na+ в плазме составит 170 ммоль/л?

6. Домашнее задание для усвоения темы занятия. Ответьте на следующие вопросы:

1. Перечислите основные функции крови.

2. Чему равен удельный вес цельной крови?

3. При какой температуре в норме замерзает кровь?

4. Как называется метод определения осмотического давления крови по температуре ее замерзания?

5. Какие буферные системы крови Вы знаете?

6. Чему равно процентное содержание белков в плазме?

7. Перечислите основные функции белков плазмы крови.

8. Перечислите основные физико-химические свойства крови.

9 При каком физиологическом состоянии у женщин может увеличиваться СОЭ?

11. Что такое гематокритный показатель?

12. Что такое гипертонический раствор?

13. Что такое осмос?

14. Что такое гемолиз?

15. Что такое плазмолиз?

16. 17. Чему в среднем равно осмотическое давление крови?

18. На какие группы делятся вещества, входящие в состав плазмы крови?

19. Чему равна в норме активная реакция крови?

20. Как называется сдвиг рН в щелочную сторону?

21. 22. Сколько граммов белка содержатся в одном литре?

22. Что такое онкотическое давление?

23. Что происходит с эритроцитами в гипертоническом растворе?

24. Что такое компенсированный ацидоз?

25. Чему равно общее количество крови в организме?

26. Какие звенья входят в понятие «система крови»?

1. Тема занятия 10:

«Физиология свертывающей и антисвертывающей систем. Группы крови».

2. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы):

Нарушение целостности ткани приводит и к нарушению целостности сосудистой стенки, кровь начинает выделяться из сосудов - возникает кровотечение, но через некоторое время кровотечение останавливается, так как наступает свёртывание крови. Свертывание крови представляет собой сложный ферментативный биологический процесс, в результате которого в месте повреждения образуется сгусток крови, препятствующий выходу крови из сосуда. Студент должен знать физиологию свертывающей и антисвертывающей систем крови, научиться определять группы крови.

4. Цели обучения: глубокое усвоение студентами физиологии человека, обеспечивающее понимание организации, осуществления и регуляции физиологических функций, а также успешное изучение других дисциплин и применение полученных теоретических знаний в практической деятельности.

Общая цель: студент должен знать физиологию свертывающей и антисвертывающей систем крови, научиться определять группы крови.

Учебная цель: научиться решать ситуационные задачи, связанные с нарушением этих систем, освоить методы оценки их состояния

Психолого – педагогическая цель: необходимо прививать студентам чувство гуманности к людям, доброе, чуткое, щадящее, внимательное отношение к ним, особенно к страдающим различными недугами. Воспитательная цель сводится и к тому, чтобы сформировать у студентов стремление к аккуратности, честности, добросовестному выполнению порученной им работы.

План изучения темы

Наши рекомендации