Практические (семинарские) занятия не предусмотрены
Пояснительная записка
Курс «Физиологические основы валеологии» в блоке специальных
дисциплин по выбору занимает центральное место и является методологической основой современной биологии. «Физиологические основы валеологии» преподается в течение семестра на 4 курсе в 8 семестре.
Учебный процесс по данной дисциплине организуется с учетом использования дисциплинарных модулей (ДМ), что характеризуется следующими особенностями:
- организация учебного процесса не по линейной системе, а по модульному принципу.
- использование модульно-рейтинговых систем (МРС) для оценки усвоения студентами учебной дисциплины.
Методические рекомендации организации учебного процессе по данной дисциплине на основе МРСО представлены в приложении 8.
На изучение курса «Физиологические основы валеологии» отводится 60 часов (из них 28 - лекционных, 2- КСР и 30часов -для самостоятельной работы и заканчивается зачетом.
- Цель и задачи дисциплины
Целью данного курса по выбору «Физиологические основы валеологии»
является вооружение студентов знаниями в области науки о здоровье и влияние абиогенных, биогенных и антропогенных факторов на состояние здоровья жителей .
Задачами данной дисциплины является изучение инфекционных, неинфекционных и паразитарных заболеваний, у разных групп населения с целью их профилактики..
Выпускник подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности, решению типовых профессиональных задач соответствующих его квалификации бакалавр.
Курс «Физиологические основы валеологии» ориентирует студентов на учебно- воспитательный, культурно-просветительский и научно-методический виды профессиональной деятельности.
Требование к уровню освоения содержания дисциплины
После изучения данной дисциплины студент должен:
- иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение биосферы отдельных экосистем и здоровье человека;
- иметь представление о биосфере как целостной системе и непреднамеренных прямых и косвенных антропогенных воздействий на здоровье человека: о гомеостазе и пределах устойчивости экосистем; о путях воздействия своей профессиональной деятельности на природные процессы и уметь планировать мероприятия по снижению заболеваемости населения; о физиологических основах гомеостаза и адаптации человека, о генетическом грузе, основных мишенях и эффектах агрессивного действия среды на организм человека; о демографических и социально-экономических процессах, определяющих глобальные экологические изменения.
знать:
- современное состояние природной среды и здоровья человека в России, экономические аспекты геополитических интересов в России;
- основные законы валеологии, ее методы и подходы, современные глобальные и региональные проблемы взаимоотношений природы и общества;
- основные задачи и подходы к оценке воздействия антропогенных факторов на окружающую среду и здоровье населения;
- причины ухудшения состояния жителей и методы улучшения санитарно- эпидемиологической обстановки.
уметь:
- производить анализ причин функциональных расстройств и заболеваний.
владеть:
- системным подходом к решению задач по снижению экономического риска в профессиональной деятельности;
- навыками ведения дискуссий и принятия решений по обеспечению экологической безопасности здоровья населения;
- навыками научно-исследовательской работы и статистической оценки здоровья у разных групп населения.
Объем дисциплины и виды учебной деятельности
Виды учебной деятельности | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия, в том числе: лекции | ||
Самост. работа Коспектирование Подгот. реферат Подгот. докладов Подгот. сообщ. Подгот. к зачету Виды отчетности по дисциплине: зачет | ||
зачет |
Содержание дисциплины
4.Содержание дисциплины.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
№ раздела | ДМ и разделы дисциплины (название) | Всего часов | Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия |
1 модуль (ДМ 1). Проблемы в формировании образа жизни. | |||||
1. | Проблемы в формировании образа жизни. | ||||
2 модуль (ДМ 2). Анатомо-морфологические основы развития | |||||
2. | Анатомо-морфологические основы развития | ||||
3 модуль (ДМ 3). Болезни и их профилактика | |||||
3. | Болезни и их профилактика | ||||
4 модуль (ДМ 4). Влияние вредных привычек на здоровье детей и подростков. | |||||
4. | Влияние вредных привычек на здоровье детей и подростков. | ||||
5 модуль (ДМ 5). Физиологические основы питания детей и подростков. | |||||
5. | Физиологические основы питания детей и подростков. | ||||
6 модуль (ДМ 6). Медико-биологическая реабилитация учащихся. | |||||
8. | Медико-биологическая реабилитация учащихся. | ||||
7 модуль (ДМ 7). Здоровье населения | |||||
11. | Здоровье населения | - | |||
Всего |
Содержание раздела дисциплины
4.2.1. Лекционный курс*
Семестр | № лекции | Раздел, темы учебного курса, содержание лекций | Кол-во часов |
ОДО | |||
Радел 1. Проблемы в формировании образа жизни. Тема. Образ жизни основной вопрос медицины Понятие «Образ жизни» Здоровье человека. Компоненты здоровья. Признаки здоровья. Тема. Качество жизни- медицинская активность. Валеология образа жизни | |||
Раздел 2.Анатомо-морфологические основы развития Тема.Периоды развития. Возрастная периодизация. Особенности развития и адаптации человека в разные периоды развития. Тема.Инволюция систем организма человека. Инволюция нервной , пищеварительной, сердечно- сосудистой, дыхательной , опорно-двигательной, мочеполовой систем. | |||
Раздел 3.Болезни и их профилактика Тема. Влияние на здоровье человека химических факторов окружающей среды. Влияние на здоровье нитратов, нитритов, пестицидов и других химических веществ. Основные меры профилактики. Тема.Влияние на здоровье человека физических факторов окружающей среды Влияние на здоровье радиационного, электромагнитного и шумового загрязнения. Основные меры профилактики. Тема. Влияние на здоровье человека биологических факторов окружающей среды. Особенности воздействия на организм человека вирусов, бактерий, простейший, грибков. | |||
Раздел 4. Влияние вредных привычек на здоровье детей и подростков. Тема.Особенности влияния на организм вредных привычек. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. Курение. Тема. Профилактика вредных привычек детей и подростков. Профилактика алкоголизма, наркотиков, токсикомании , курения | |||
Раздел 5. Физиологические основы питания детей и подростков. Тема. Суточные нормы питательных веществ для детей и подростков. Теории питания. Белки. Жиры. Углеводы. Макро-микроэлементы. Витамины. Режим питания. Гигиена питания. | |||
Раздел 6. Медико-биологическая реабилитация учащихся. Тема. Методы реабилитации. Аутотренинг. Гипноз. Самомассаж. Закаливание. | |||
Раздел 7. Здоровье населения Тема. Методы диагностики здоровья человека. Диагностика здоровья. Дневник здоровья. Тема. Демографические показатели. Рождаемость. Смертность. Естественный прирост. Средняя продолжительность жизни населения. Демографическая статистика. |
* Содержание лекционного курса приведено в приложении № 1. УМК
Практические (семинарские) занятия не предусмотрены.
4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов *
Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения дисциплины | Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения | Сроки выполнения | Кол-во часов |
Раздел 1.Проблемы в формировании ЗОЖ Тема.Образ жизни основной вопрос медицины | Конспектирование трудов В.П. Петленко «Валеологический семинар» СПб.- 1997 1-5 тома) | Февраль | |
Раздел 2.Анатомо-физиологические основы полового развития. Тема.Периоды полового развития и инволюция половой системы человека | Подготовка доклада на тему «Анатомо-морфологические основы полового развития» | Февраль | |
Раздел 3.Венерические болезни и их профилактика Тема.Профилактика венерических заболеваний | Подготовка сообщений по теме:«Венерические болезни и их профилактика» | Март | |
Раздел 4.Влияние вредных привычек на здоровье детей и подростков. Тема.Влияние вредных привычек на здоровье детей и подростков | Подготовка реферата на тему «Влияние вредных привычек на здоровье детей и подростков» | Март | |
Раздел 5. Физиологические основы питания детей и подростков. Тема. Суточные нормы питательных веществ детей и подростков | Подготовка реферата «Суточные нормы питательных веществ детей и подростков» | Апрель | |
Раздел 6. Медико-биологическая реабилитация учащихся Тема. Методы реабилитации здоровья детей и подростков | Конспектирование трудов Л.Г. Татарниковой, Колбанова В.В., «Валеология подростка» и «Валеология» | Апрель | |
Раздел 7. Здоровье населения г. Тобольска. Тема. Методы диагностики здоровья человека. | Подготовка сообщений по теме: «Методы оценки здоровья человека» | Май |
* Содержание самостоятельных работ студентов и методические указания к их выполнению приведены в приложении № 3 УМК.