Состояние грамматического строя речи
• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).
Года
Стол — столы____
Кот_________ _______________________________
Дом __________________ _______________________________ ___________________________
Кукла____________
Рука________________
Окно____________
Лет____________
Рот — рты_______
Лев______________ ________
Река_________________ ___________________________
Ухо__________________ ___________________________
Кольцо______________ ___________________________
Лет_______
Глаз — глаза_
Лист________________ ___________________________
Стул________________ ___________________________
Дерево__________ .___ ___________________________
Пень ___________________________
Воробей_____________ ___________________________
• Употребление имен существительных в косвенных падежах.
Года
Что есть у мальчика? (мяч)______________________________ ___________________________
Чего нет у мальчика? (мяча)_____________________________ ___________________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке)_______________________ ___________________________
Что ты видишь на картинке? (машину)___________________ ___________________________
Чем рисует девочка? (карандашом)_______________________ ___________________________
О ком думает кошка? (о мышке)_________________________ ___________________________
• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам).
Лет
Шаров_______________ ___________________________
Ключей______________ ___________________________
Берез________________ ___________________________
Ложек________________________________ ,______________ ___________________________
Окон________________ ___________________________
Лет_
Карандашей__________ ___________________________
Листьев______________ ___________________________
Книг________________ ___________________________
Вилок_______________ ___________________________
Ведер____________________
Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).
4 года
Красный мяч_________ ___________________________ _____________________ __________________________
Синяя шапка_______________ _______________
Желтое ведро ________ __________________________
5 лет
Оранжевый апельсин__ __________________________
Голубая бабочка______ __________________________
Белое блюдце_________ __________________________
6 лет
Фиолетовый колокольчик______________________________ __________________________
Серая ворона_________ __________________________
Розовое платье _______ __________________________
• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).
4 года
Где стоит ваза? (на столе)______________________________ __________________________
Где лежат фрукты? (в корзине)__________________________ __________________________
У кого мячик? (у мальчика)_____________________________ __________________________
5 лет
Где сидит снегирь? (на дереве)__________________________ __________________________
Где стоит машина? (в гараже)___________________________ __________________________
У кого кукла? (у девочки)______________________________ __________________________
Где стоит коза? (за забором)_____________________________ __________________________
Где едет машина? (по дороге)___________________________ __________________________
6 лет
Где лежит мяч? (под столом)____________________________ __________________________
Где летает бабочка? (над цветком)_______________________ __________________________
Откуда вылетает птичка? (из клетки)_____________________ __________________________
Откуда прыгает котенок? (с кресла)______________________ __________________________
• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.
4 года
Два кота_____________ _________________________
Пять котов___________ __________________________
Две машины__________ __________________________
Пять машин____________________
5 лет
Два мяча_____________ __________________________
Пять мячей___________ __________________________
Две розы_____________ __________________________
Пять роз _____________ __________________________
Два окна_____________ __________________________
Пять окон____________ __________________________
6 лет
Два пня______________ __________________________
Пять пней____________ __________________________
Два воробья__________ __________________________
Пять воробьев________ __________________________
Две шали____________ __________________________
Пять шалей___________ __________________________
Два ведра____________ __________________________
Пять ведер___________ __________________________
• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).
4 года
Стол — столик________ __________________________
Чашка — чашечка _____ __________________________
Сумка — сумочка_____ __________________________
Ведро —- ведерочко_____ __________________________
5 лет
Забор — заборчик_____ __________________________
Носок — носочек______ __________________________
Лента — ленточка_____ __________________________
Окно — окошечко_____ __________________________
6 лет
Палец — пальчик_____ __________________________
Изба — избушка______ __________________________
Крыльцо — крылечко__ __________________________
Кресло — креслице____ __________________________
• Образование названий детенышей животных.
4 года
У кошки — котенок___ __________________________
У лисы______________
У утки ______________ __________________________
У слонихи ______
5 лет
У зайчихи ______________________ ________________
У волчицы ______
У белки ____
У козы_____ ___
6 лет
У медведицы___
У бобрихи _ ___
У барсучихи____
У собаки ___ ___
У коровы___ ___
• Образование относительных прилагательных. 6 лет
Стол из дерева (какой?) — деревянный___________ ___
Аквариум из стекла (какой?)___________ ___
Крыша из соломы (какая?) ___________________
Стена из кирпича (какая?) ____
Шапка из меха (какая?) ____________________
Носки из шерсти (какие?) ______________________
Сапоги из резины (какие?)____________________ ____
Крепость из снега (какая?)____________________ ____
Лопатка из металла (какая?)___________________ ____
Сок из яблок (какой?)_________________________ ____
• Образование притяжательных прилагательных. 6 лет____
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины____________ ____
Туфли мамы (чьи?) ___________________________ ____
Усы кошки (чьи?)____________________________ ____
Хвост лисы (чей?) ___________________________ ____
Берлога медведя (чья?)______________ ______________
Гребень петуха (чей?)______________________________
Образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам).
6 лет
Мальчик выходит из дома.______________________________ ___________________________
Мальчик отходит от дома.______________________________ ___________________________
Мальчик подходит к магазину.__________________________ ___________________________
Мальчик переходит улицу. _____________________________ ___________________________
Мальчик обходит лужу.________________________________ ___________________________
Мальчик входит в дом. ________________________________ ______________________
• Образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам).
6 лет
Девочка строит домик._ ___________________________
Девочка построила домик.______________________________ ___________________________
Мальчик красит самолет._______________________________ ___________________________
Мальчик покрасил самолет_____________________________ ___________________________
Состояние связной речи.
• Пересказ текста из нескольких предложений.
4 года
Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
________________________________
5 лет
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
________________
_________
Составление рассказа по серии картинок
6 лет_ ______________________________
Исследование фонетической стороны речи.
• Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
4 года
Кот_________________ __________________________
Вода________________ __________________________
Стук________________ __________________________
Мост________________ __________________________
Спина_______________ __________________________
Банка________________ __________________________
Фантик______________ __________________________
Ступенька___________ __________________________
5 лет
Самолет_____________ __________________________
Скворец_____________ __________________________
Фотограф____________ __________________________
Микстура____________ __________________________
Парашютист__________ __________________________
Погремушка__________ __________________________
Сестренка развешивает простыни._______________________ ___________________________
В универсаме продают продукты. ____________________ ___________________________
Парашютисты готовятся к прыжку.______________________ ___________________________
6 лет__________
Тротуар _____________ ___________________________
Градусник____________ ___________________________
Фотоаппарат__________ ___________________________
Экскаватор __________ ___________________________
Виолончелист________ ___________________________
Регулировщик____
___________
___________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр.
________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке
________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой
________________
Состояние звукопроизношения (отсутствие, замени ков, возможные искажения, назализованность ротш неназализованность носовых звуков).
4 года (изолированно, в словах, в предложениях)
________________
Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ____________________________
Согласные [б], [п], [м], [б'], [п'], [м']__________________
________________
[в], [ф], [в'], [ф'1__
[Д], [т], [н], [д'], [T'] [н']_____________________________
[г], [к], [х], [г'], [к'], [х']____________________________
[й]_______________ _______________________________
[с], [з'], [ц], [С], [з']_-______________________________
[ш], [ж]_______ __
[ч], [Щ]________ __
[л], [л']_______ __
[р], [р'1
5 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]
____________________ ___
Согласные [б], [п], [м], [б`],[м`], [п],____
__________________________________
[в'], [ф']_[ в] [ф]________________________________ __
|д|, [т],[н] _|д`|, [т`],[н`]_ __
_____________ __
_____________ __
[Г], [К], [X], [Г'], [К'], [X'] ________________
[Й]_______________
[с], [з], [ц], [С`], [з']________________________________
[ш], [ж] _________
[Ч], [Щ]__________
[л], [л']__________
[р], [р']__________
6 лет (изолированно, в словах, в предложениях)
Гласные [а], [у], [о], [и], [э]
____________________ ___
Согласные [б], [п], [м], [б`],[м`], [п],____
__________________________________
[в'], [ф']_[ в] [ф]________________________________ __
|д|, [т],[н] _|д`|, [т`],[н`]_ __
_____________ __
_____________ __
[Г], [К], [X], [Г'], [К'], [X'] ________________
[Й]_______________
[с], [з], [ц], [С`], [з']________________________________
[ш], [ж] _________
[Ч], [Щ]__________
[л], [л']__________
[р], [р']__________