Выявление временных линий
1. Пусть клиент выберет какое-то простое действие, которое он совершает автоматически каждый день (чистит зубы, причесывается, принимает душ).
2. Попросите клиента вспомнить, как он делал это (чистил зубы, например) вчера, и представить себе, как он будет делать это завтра. Следите за движениями глаз.
Терапевт: «Вчера вы чистили зубы?»
Клиент: «Да, конечно».
Терапевт: «И вы будете чистить зубы завтра?»
Клиент: «Да».
3. Затем попросите клиента увидеть эти два представления одновременно и определить разницу в местоположении. (Если ему трудно это сделать, сообщите ему результаты вашей калибровки на предыдущем шаге).
Терапевт: «Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили, как вы чистили зубы вчера и одновременно представили себе, как вы будете чистить зубы завтра».
Клиент: «Как я могу думать о том и о другом одновременно?»
Терапевт: «Просто сфокусируйте свой взгляд посередине между этими двумя представлениями и воспользуйтесь своими периферическим зрением».
Клиент: «Я не вижу никаких отличий между тем, как я чистил зубы вчера (показывает рукой налево) и тем, как я буду чистить зубы завтра (указывает рукой направо)».
Терапевт: (Повторяя жесты клиента) «Вы уже заметили, что эти представления находятся в разных местах?»
Клиент: «Да, вчера вот здесь (указывает рукой), а завтра вот здесь (указывает рукой)».
4. Затем пусть клиент подумает о том, как он чистил зубы неделю назад, а потом пусть он подумает, как он будет чистить их через неделю в будущем (нет необходимости вспоминать, как он чистил зубы неделю назад, он может просто подумать об этом). Пусть он определит местоположение этих точек во времени.
Терапевт: «Следующий шаг – это подумать о том, как вы чистили зубы неделю назад и о том, как вы будете чистить зубы через неделю, в будущем. В то время как вы это делаете, я хочу, чтобы вы заметили местоположение этих представлений».
Клиент: «Я не могу вспомнить, как я чистил зубы неделю назад».
Терапевт: «Конечно, вы не можете. Однако, поскольку вы действительно чистили зубы неделю назад, вы можете об этом подумать, хотя вы этого не помните. И, конечно, поскольку вы будете чистить зубы через неделю, вы можете подумать об этом и заметить, чем это отличается от представления неделю назад».
5. Продолжайте исследовать тем же методом, пока клиент не определит местоположение одного дня, одной недели, одного года и пяти лет в прошлом и в будущем. Убедитесь, что содержание всех этих представлений одинаковое (чистка зубов, например), чтобы менялась только одна переменная – время.
6. После того, как клиент определит местоположение всех этих точек во времени, пусть он обратит внимание на другие субмодальные отличия: размер, яркость, цветное или черно-белое, слайд или фильм, ассоциированное или диссоциированное, четкость, прозрачность и т.д.
Терапевт: «Теперь, когда вы знаете форму и местоположение вашей временной линии, вы можете обратить внимание на другие вещи. Становятся ли ваши представления о том, как вы чистили зубы, больше, по мере того, как они уходят все дальше и дальше в прошлое или они становятся меньше? Как насчет представлений о будущем? Представления о ближайшем будущем больше или меньше по сравнению с представлением об отдаленном будущем? Что ярче – прошлое или будущее? Что яснее, четче? Что более цветное?»
Часто бывают дискретные отличия между прошлым и будущим, например, одно может быть черно-белым, а другое – цветным, одно может быть движущимся, а другое – неподвижным. Обычно существуют постепенные аналоговые изменения от ближайшего прошлого к отдаленному или от ближайшего будущего к отдаленному будущему. Поскольку каждый человек уникален, из этого обобщения можно найти исключения. Существует бесконечное количество способов организации восприятия времени.
Однако, существуют некоторые основные закономерности, распространяющиеся на всех. Подсознательные представления, расположенные перед человеком, больше влияют, чем те, что расположены в стороне. Представления, расположенные за спиной влияют меньше всего. Отсюда следует, что, если временная линия прошлого находится прямо перед человеком, он большую часть времени будет погружен в прошлое. Если прямо перед ним находится временная линия будущего, он будет ориентирован в основном на будущее.
Если прямо перед человеком находится настоящее, а временные линии прошлого и будущего в стороне, – он будет жить в настоящем моменте. Другие субмодальности тоже могут влиять на реакции человека (например, размер представления); но местоположение обычно самая влиятельная субмодальность.
Клиенту часто бывает легче менять временные линии, когда терапевт пользуется рамкой «как будто».
Терапевт: «Я на самом деле пока не хочу, чтобы вы меняли временную линию, но просто представьте себе, как бы это было, если бы она уже изменилась. И по мере того, как вы себе это представляете, я хочу, чтобы вы посмотрели и примерили это на себя? Какие ощущения у вас при этом возникают? Если вам это нравится, тогда, конечно, вы можете сохранить этот образ временной линии».
Когда вы меняете временные линии, помните об экологии. Уважайте мудрость возражений, которые могут появиться. Если клиент «неспособен» произвести простое изменение субмодальностей на своей временной линии, для этого могут быть причины. Задача терапевта – помочь клиенту приобрести новые возможности, а не отнять старые. Если временная линия клиента покажется терапевту необычной, он может «примерить» ее на себя, просто в качестве эксперимента.