Исследование состояния импрессивной речи
Пассивный словарь.
• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
4 года_ _________
5 лет_ ______________________
6 лет_ ______________________
• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда_ ______________________
5 лет(игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)______________________________
__________________
лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)_____________ Понимание действий (показать по предложенным картинкам):
4 года(девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет,читает, рисует) ________________
________________
5 лет(птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет) ________________
________________
6 лет(строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) ________________
________________
Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года(большая чашка, маленькая чашка; красный шар,синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт) ________________
________________
5 лет(круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье) ________________
________________
6 лет(прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом) ________________
________________
________________
________________
Понимание различных форм словоизменения.
• Дифференциация единственного и множественного числа
существительных (показать по картинкам):
4 года(дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра___________
_______________
5 лет(глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно —окна)
________________
________________
________________
6 лет(рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо —перья, ухо — уши)
________________
________________
Понимание предложно-падежных конструкций с предло
гами:
4 года(в, на, у). ________________
________________
5 лет(в, на, у, под, за, по _________
________________
6 лет(в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под
________________
________________
• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко
________________
________________
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко
________________
________________
б лет(нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — оде
яльце) ________________
________________ ________________
• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут) ______________
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут) ________________
6 лет(мальчик читает — мальчики читают, девочка ест —девочки едят) ________________
• Дифференциация глаголов с различными приставками
(показать по предложенным картинкам):
4 года(девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки) ________________
________________
5 лет(птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)
________________
________________
6 лет(мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому)
________________
________________
Понимание отдельных предложений и связной речи.
• Понимание предложений (показать по предложенным картинкам): 4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.) ________________
________________________________
________________
5 лет(Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.) ________________
________________________________
________________
6 лет(Бабочка сидит на цветке, который уже распустился.
Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)_____________________ ________________
________________
• Понимание текста: 4 года(сказка «Репка») ______________________
__________________
5 лет(сказка «Колобок»)
________________
________________________________
________________
6 лет(сказка «Теремок») ________________
____
__________________
Состояние фонематического восприятия.
• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): 4 года
кот — кит____________ _____________________________
дом — дым___________ _____________________________
уточка — удочка____
киска — миска__ _________________ ________________________________
Лет
мышка — мишка_
почка — бочка___
катушка — кадушка___ __________________________
корка — горка________ __________________________
6 лет
мышка — мошка______ __________________________
пашня — башня_______ __________________________
сова — софа__________ __________________________
крот — грот__________ __________________________
• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в
произношении (показать по картинкам):
4 года
коса — коза__________ __________________________
мишка — миска_______ __________________________
кочка — кошка_______ __________________________
малина — Марина_____ __________________________
5 лет
речка — редька_______ __________________________
цвет — свет__________ __________________________
челка — щелка________ __________________________
рейка — лейка _______ __________________________
6 лет
лук — люк___________ __________________________
марка — майка_______ __________________________
ель — гель___________ __________________________
плач — плащ_________ __________________________
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года_ ______________________
__________________
5 лет_ ______________________
__________________
6 лет__ ______________________
__________________
Активный словарь.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным
логопедом темам.
4 года
Игрушки:____________ __________________________
Посуда: _____________ __________________________
Одежда:______________ __________________________
Обувь: _______________ __________________________
5 лет
Мебель: _____________ __________________________
Овощи:______________ __________________________
Фрукты:_____________ __________________________
Птицы:______________ __________________________
6 лет
Ягоды:_______________ __________________________
Насекомые:___________ __________________________
Животные:___________ __________________________
Транспорт:___________ __________________________
• Назвать части тела и части предметов (по картинкам).
4 года
Ноги__________ спинка стула__________________________ __________________________
руки__________ сиденье стула__________________________ __________________________
голова__________ ножки стула_________________________ __________________________
глаза__________ кузов машины_________________________ __________________________
уши__________ колеса машины_________________________ __________________________
5 лет
Нос________________ рукав____________________________ __________________________
рот________________ воротник__________________________ __________________________
шея________________ пуговица_________________________ __________________________
живот________________ кабина машины_________________ __________________________
грудь________________ руль____________________________ __________________________
Б лет
Локоть______________ манжета _________________________ __________________________
ладонь______________ петля для пуговицы__________________________
затылок_____________ фары__________________________
висок_______________ мотор__________________________
• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.
Года
Мяч, кукла, машинка______________________________
Рубашка, платье, шорты____________________________
Тапки, туфли, ботинки_____________________________
Лет
Стул, стол, шкаф______________ __________________
Огурец, помидор, морковь ________________________
Яблоко, банан, апельсин __________________________
Воробей, голубь, сова_____________________________
Лет___
Клубника, смородина, черника__________________________ ___________________________
Муха, комар, бабочка__________ _______________ ___
Кошка, собака, корова_____________________________
Самолет, автобус, машина__________________________
• Подобрать антонимы (слова «наоборот»). __________
Лет
ДРУГ_______________ добро_____________________________
Горе_______________ горячий__________________
Легкий________________ длинный______________
Давать________________ поднимать_______________
ГЛАГОЛЫ.
4 года (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (ест) _______________________
Что делает девочка? (спит) ______________________
Что делают дети? (играют) ______________________
Что делает птица? (летит) _______________________
Что делают рыбки? (плавают) ___________________
Что делают машины? (едут) _____________________
5 лет(ответить на вопросы логопеда):
Как передвигаются птицы? (летают) ______________
Как передвигаются рыбы? (плавают) __________
Как передвигается змея? (ползает)__________________ ______________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___________
Как передвигается человек? (ходит) __________
Кошка мяукает. А собака что делает? (лает)_________
А как подает голос корова? (мычит)_________________ _______________________________
А как подает голос петух? (кукарекает)______________ _______________________________
6 лет(ответить на вопросы логопеда): Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует)________
А как подает голос волк? (воет)____________________ ________________________________
А как подает голос лошадь? (ржет)__________________ ________________________________
А как подает голос овца? (блеет)___________________ ________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (учит)____________ ________________________________
А что делает продавец? (продает)___________________ ________________________________
А что делает маляр? (красит)_______________________ ________________________________
А что делает швея? (шьет)_________________________ ________________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. • Назвать предъявленные цвета.
Года
Красный _______ ________________________________
Синий__________ ________________________________
Зеленый________ ________________________________
Желтый________ ________________________________
Белый__________ ________________________________
Черный_________ ________________________________
Лет
Красный _______ ________________________________
Оранжевый_____ ________________________________
Желтый________ ________________________________
Зеленый________ ________________________________
Голубой ________ ________________________________
Синий _________ ________________________________
Белый__________ ________________________________
Черный_________
Лет
Красный _______ ________________________________
Оранжевый_____ ________________________________
Желтый________ ________________________________
Зеленый________ ____ ___________________________
Голубой ________________________________ ________
Синий ________________________________ ________
Фиолетовый___ __
Розовый ________________________________ ________
Белый ________________________________ __________
Черный ________________________________ _________
Серый_______________ ___________________________
Коричневый__________
• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).
Года
Мяч какой? (круглый)____________________________ _______ ____________________
Платок какой? (квадратный)_______________________ ________________________________
Лет
Солнце какое? (круглое)_______________________________ ___________________________
Печенье какое? (квадратно_________________________
Косынка какая? (треугольная) __________________________ ___________________________
Огурец какой? (овальный)______________________________ ___________________________
Лет______
Руль какой? (круглый) _ ___________________________
Окно какое? (квадратное)______________________________ ___________________________
Флажок какой? (треугольный)______________________
Слива какая? (овальная)________________________________ ___________________________
Одеяло какое? (прямоугольное)__________________________ ___________________________