Уровень процесса решения мыслительной задачи

1. условие успешного решения задачи: необходимо сформулировать чётко вопрос и проанализировать условия задачи

2. репрезентация задач (что бы успешно решить задачу надо правильно её репрезентировать)

3. На процесс решения влияет так же эффект обрамления.

4.эмоциональное состояние чел решающего задачу тоже сказывается на процессы решения

5.На процесс решения задач влияют различные познавательно психологические барьеры

Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.

Так же как и все психические процессы мышления характеризуются значительными индивидуальными различиями. Это прежде всего результат развития человека в процессе жизни, особенности высшей нервной деятельности.

  1. Самостоятельность мышления (умение решать задачи без помощи других)
  2. Широта ума (охватывает различные области деятельности)
  3. Глубина ума (умение проникнуть в сущность вопросов)
  4. Гибкость ума (умение переключаться, менять способы деятельности)
  5. Быстрота ума (быстро разобраться)
  6. Критичность ( объективность оценивания)

Понятие об общении. Виды общения. Средства общения (языковые и неязыковые). Условия эффективного общения.

Общение – особый вид деятельности, характеризующееся прежде всего направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта.

Виды общения:

1. Исходя из цели

· Деловое (для совместной работы)

· Воздейственное (побуждение)

· Эмоциональное (для удовольствия)

2. Исходя из адресата

· Социально-ориентированное 9группа людей)

· Предметно-ориентированное (совместная деятельность)

· Личностно-ориетированное (отдельная личность)

3 уровня общения:

ü Конвенциональный (с позиции взрослого)

ü Духовный (эмоциональное удовольствие)

ü Примитивный (с корыстью)

Средства общения: языковые; неязыковые (невербальные) –жесты, мимика

Условия эффективного общения:

1. Разбираться в других и понимать их 9отражение)

2. Адекватно реагировать на их состояние (регуляция)

Понятие о языке и речи. Функции речи. Темпоральные характеристики речи на родном и иностранном языках.

Язык – система знаков, выступающая в качестве средства общения и орудие мысли. Средство общения, общий, различные виды.

Речь – процесс использования языка человека. Это процесс общения, конкретна, различные виды, может разрушаться.

Функции речи: сигнификативная, обобщение, коммуникативная (сообщение, выражение, воздействие)

Виды речи и их характеристика

Уровень процесса решения мыслительной задачи - student2.ru Внешняя – реализуется в письме, чтении, говорении, аудировании.

Внутренняя функционирует как при внешней, так и без нее, когда думаем про себя.

Уровень процесса решения мыслительной задачи - student2.ru Устная – воспринимается на слух.

Письменная – реализуется в форме, доступной для зрительного восприятия.

Уровень процесса решения мыслительной задачи - student2.ru Ситуативная: основа – восприятие, возникает в момент общения.

Контекстная: основа – представление, описание своих мыслей, чувств.

Уровень процесса решения мыслительной задачи - student2.ru Монологическая (контекстная)

Диалогическая (ситуативная)

Внутренняя речь, ее механизмы и связи с внешней речью.

Если внешняя речь связана с процессом общения, то внутренняя с мышлением. Внутренняя речь функционирует как при внешней (отражает ее), так и без нее. 2 фазы внутренней речи:

  1. Расчлененная фаза (внутреннее проговаривание)
  2. Нерасчлененная фаза (собственно внутренняя речь)

Механизмы речи:

Ø Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синт. мех. отражают физиологические характеристики речевого высказывания при работе коры полушария. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонетическими, артикуляционными…)

Ø Механизмы восприятия речи

Ø Механизмы организации речевого ответа

Процессы интериоризации речи (при слушании и чтении внешняя => внутренняя) и экстериоризации речи (говорение и письмо, внутренняя => внешняя)

Образ – знак – эмоции.


25. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека Ощущение – отражение свойств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на наши органы чувств. Теории, объясняющие природу ощущений: 1.Теория отражения (наши ощущения правильно отражают реальный мир) 2.Теория специфической энергии органов (ощущение зависит не от раздражителя, а от спец. эн. Орг. чувств) 3.Субъективный идеализм ( окружающий мир только совокупность ощущений) Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, и имеет рефлекторный характер. Ощущения являются начальным и единственным источником всех наших знаний о реальной действительности. Другого канала поступления информации о внешнем мире в сознании не существует.   29.Понятие о восприятии. Апперцепция. Этапы восприятия. Восприятие – отражение отдельных предметов или явлений, при воздействии на наши ораны чувств. Апперцепция – прошлый опыт, включающий знание, умение, направленность личности, ее установки, которые определяют то, что воспринимает человек (перевернутая свеча). Этапы восприятия: 1.Выдвижение гипотезы 2.Получение информации из окружающей среды 3.Проверка или подтверждение гипотезы. Сила гипотезы зависит от частоты подтверждения в прошлом, от мотивов личности (видим то, что хотим увидеть).   30.Свойства восприятия. Восприятие времени, пространства, движения. Свойства восприятия: 1.Целостность (связь частей и целого) (три точки, воспринимаем как треугольник). Благодаря целостности обеспечивается независимость целого от искажений и замены компонентов, составляющих целое (просят громко не разгоривать). 2.Обобщенность (образ => класс объектов) подчерк 3.Константность (независимость от условий восприятия) 4.Предметность (отделение фигуры от фона) 5.Структурность (восприятие во времени) слушать музыку. Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений или событий влияет: содержание деятельности, установки личности, возраст. Восприятие пространства – восприятие формы, величины, глубины и удаленности Восприятие движения – отражение изменения, положения объектов в пространстве.   31.Взаимодействие восприятий, иллюзии В окружающем мире существуют не отдельные свойства, а предметы, вещи, явления. Их нужно отражать в целом, в совокупности их свойств. В основе восприятия лежат ощущения. Взаимодействие анализаторов – результат воздействия сложного раздражителя одной модальности. Иногда восприятие бывает ошибочным. Иллюзии – неправильное, ошибочное восприятие, бывает в различных анализаторах, но наиболее известны зрительные иллюзии (белый цвет, зеркальная стенка).  
32.Типы и свойства восприятия Типы восприятия: 1.Синтетический (внимание к целому: видит лес) 2.Аналитический (внимание уделяется к частным аспектам: береза, дуб) 3.Аналитико-синтетический (видит главное и не упускает детали: и лес, и деревья) 4.Эмоциональный (воспринимаемое лишь повод для возникновения у воспринимающего для определенных переживаний) 5.Объяснительный тип (пытается еще и объяснить что он видит и слышит) 6.Описательный тип (ограничивается фактической стороной того, что видит, слышит) Свойства восприятия: целостность, обобщенность, константность, предметность, структурность   35.Понятие о памяти. Память и преставление.Память – средство, благодаря которому мы сохраняем прошлый опыт; запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта. Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. С древних времен в психологии предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотелем были выведены принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Чтобы хорошо мыслить, нужна хорошо развитая память. 1.Ассоциация по смежности (образы вызывают представления, которые раньше переживались с этим образом). Школьный друг – учеба в школе. 2.Ассоциация по сходству (образы вызывают представления, сходные по каким-либо признакам). Портрет – человек. 3.Ассоциация по контрасту (образы взывают представления, противоположные им). Черный – белый.Представления – образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств.   36.Виды памяти и их характеристикаВиды памяти: Классификация по содержанию материала, хранящегося в памяти: образы, понятия, эмоции, движения. 1.Образная память (на образы) – зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, эйдетические (один раз услышали и можем воспроизвести слово в слово). 2.Эмоциональная память. Сделает ребенок что-то не так, он видит мамины эмоции. Чем богаче этот опыт, тем больше человек понимает себя и окружающих людей. Эмоциональная память отличается особой прочностью. 3.Словесно-логическая, та которая развивается в ходе различных предметов. 4.Двигательная память (на движение) их состав, их последовательность. Классификация по целям деятельности: 1. Произвольная память, когда мы произвольно, намеренно что-то запоминаем. Произвольная память эффективнее! 2.Непроизвольная память, когда цели запомнить нет, запоминается само по себе. Классификация по способу запоминания: 1. Механическая память (предполагает повторение материала, который обеспечит запоминание). 2.Логическая память (использование мыслительных операций). Классификация, основанная на времени сохранения материала в памяти: 1.Мгновенная память (сенсорные регистры): 2. Зрительная память (где-то полсекунды хранится) 3.Слуховая память (хранится 2-3 секунды) Кратковременная память (задача обработать материал, пример: письменный стол, рядом полки с книжками, сколько возьмем) имеет ограниченный объем 7±2 смысловые единицы. Смысловая единица может представлять собой отдельное слово, фразу, мысль. Кратковременная память слабо защищена от помех.   37.Теории памяти 1.Физиологический подход – теория нейронных моделей. Нейрон – синапс – нейрон. 2.Биохимический подход – 2 стадии запоминания: 3.Обратимая электрохимическая реакция 4.Необратимая биохимическая реакцияДолговременное хранилище – кора головного мозга. Гиппокампы - S – образные формирования внутри полушарий, обрабатывают новую информацию и направляют ее на постоянное хранение. 5.Психологический подход – ассоциативная теория: по сходству, по сложности, по контрасту. 6.Гештальт-теория (материал выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов). 7.Деятельностный подход (эффективность запоминания определяется значимостью материала для деятельностиличности).  

39.Индивидуальные особенности памятиЛюди различаются по быстроте запоминания, по точности запоминания, готовности воспроизведения. По отношению запоминания и забывания: -Быстро запоминают, медленно забывают; -Быстро запоминают, быстро забывают; медленно запоминают, -Медленно забывают; медленно запоминают, быстро забывают; -Медленно запоминают, быстро забывают.У детей механическая память. У взрослых логическая. Лурия «Маленькая книжка большой памяти»   40.Мышление как высшая форма отражения. Связь мышления с процессами сознания.Мышление – опосредственное и обобщенное отражение объективной реальности в ее существенных связях и отношениях. Опосредственное (косвенное суждение о явлении – температура; обобщенное (замеченное раньше других ситуациях).С памятью (знания хранятся в виде понятий и представлений). С речью. Владение иностранным языком требует активной памяти на речевой материал. Длительность сохранения материала в значительной мере зависит от развития речи, особенно наглядно это видно на маленьких детях. Способ хранения материала сказывается на его воспроизведении.   41.Социальная природа мышления человекаМышление каждого человека индивидуально и несет свои отличительные черты. Но несмотря на это мышление человека имеет социальную, то есть общественную природу. Подтверждение: 1.Связь мышления с речью (речь по своей сути социальна, поэтому и мышление социально) 2.Преемственность знаний (фиксация, закрепление, сохранение и передача от одного поколения к другому). Процесс познания мира обусловлен историческим развитием научного знания. Так процесс обучения можно представить как общение человека с человечеством.   42. Основные процессы мышления:.Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций (процессов). Анализ – расчленение предмета или явления на части, выделение отдельных признаков и свойств.Синтез – соединение отдельных элементов в единое целое (слова на буквы, слова в предложении).Сравнение – сопоставление предметов или явлений с целью найти сходство или различие (третье лишнее).Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков, выделение основных особенностей (животное, растение).Конкретизация – переход от общего понятия к частному (животное – кот).Обобщение – выделение чего-то общего (сом, карась, угорь – рыба) Классификация – разделение и объединение объектов по каким-либо основаниям.Систематизация – разделение и объединение групп, классов объектов (разделы знаний в психологии). 43.Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Виды мышления: 1.Предметно-действенное (практическое действие над предметами) 2.Наглядно-образное (восприятие и представление) 3.Абстрактное (мышление понятиями) 4.Эмоциональное мышлениеМышление неразрывно связано с речью. Мы мыслим в речевой форме – вслух или про себя. В речи формулируется, формулируется и закрепляется. Впечатление, что мысль трудно выразить словами – значит она еще не сформулировалась, есть только смутное представление. Однако нельзя полностью отождествлять речь с мышлением, одну мысль можно выразить по-разному. Формы мышления. Знания хранятся в виде понятий и преставлений. Понятие – мысль об общих существенных и специфических признаках предметов или явлений. Понятие (птица) = ядро +прототипы (образы типичных представителей).Преставление – образ конкретного предмета. У разных людей они различаются.Суждение – отражение связей между предметами и явлениями или их свойствами и признаками.Истинные, ложные, общие, частичные, единичные.Умозаключение – связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы извлекаем другое. -Индуктивные – от частного к целому -Дедуктивные – от целого к частному  
44. Мышление в процессе решения задач. Осознаваемое и неосознаваемое в мышлении.Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить. Первое условие – умение видеть непонятное, требующее разъяснений (Павлов, Ньютон). В результате анализа проблемной ситуации формируется задача. Задача предполагает наличие условия (данных) и неизвестного (искомого). Решение мыслительной задачи начинается 1)с анализа данных. Данные сопоставляются с вопросом, соотносятся с опытом человека и 2)выдвигается гипотеза относительного способа решения. Далее идет 3)проверка данного пути решения. Если она оказалась ошибочной, человек выдвигает 4)другую гипотезу. Завершается решение задачи 5)проверкой, сопоставлением результата с исходными данными. Часто для решения задач нужно обращаться к творческому мышлению. Гипфорд, творческое мышление: стремление к новизне, семантическая гибкость, адаптивная гибкость.   45.Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.Так же как и все психические процессы мышления характеризуются значительными индивидуальными различиями. Это прежде всего результат развития человека в процессе жизни, особенности высшей нервной деятельности. 1.Самостоятельность мышления (умение решать задачи без помощи других) 2.Широта ума (охватывает различные области деятельности) 3.Глубина ума (умение проникнуть в сущность вопросов) 4.Гибкость ума (умение переключаться, менять способы деятельности) 5.Быстрота ума (быстро разобраться) 6.Критичность ( объективность оценивания)   46.Понятие об общении. Виды общения. ..Общение – особый вид деятельности, характеризующееся прежде всего направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта.. Виды общения: 1)Исходя из цели -Деловое (для совместной работы) -Воздейственное (побуждение) -Эмоциональное (для удовольствия) 2)Исходя из адресата -Социально-ориентированное 9группа людей) -Предметно-ориентированное (совместная деятельность) -Личностно-ориетированное (отдельная личность)Средства общения: языковые; неязыковые (невербальные) –жесты, мимикаУсловия эффективного общения: 1)Разбираться в других и понимать их 9отражение) 2)Адекватно реагировать на их состояние (регуляция)     48. Виды речи и их характеристика Внешняя – реализуется в письме, чтении, говорении, аудировании. Внутренняя функционирует как при внешней, так и без нее, когда думаем про себя. Устная – воспринимается на слух. Письменная – реализуется в форме, доступной для зрительного восприятия. Ситуативная: основа – восприятие, возникает в момент общения. Контекстная: основа – представление, описание своих мыслей, чувств. Монологическая (контекстная) Диалогическая (ситуативная)  
49.Внутренняя речь, ее механизмы и связи с внешней речью. Если внешняя речь связана с процессом общения, то внутренняя с мышлением. Внутренняя речь функционирует как при внешней (отражает ее), так и без нее. 2 фазы внутренней речи: 1Расчлененная фаза (внутреннее проговаривание) 2.Нерасчлененная фаза (собственно внутренняя речь) Механизмы речи: -Синтагматические и парадигматические механизмы речи. Синт. мех. отражают физиологические характеристики речевого высказывания при работе коры полушария. Парадигматические механизмы отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонетическими, артикуляционными…) -Механизмы восприятия речи -Механизмы организации речевого ответа Процессы интериоризации речи (при слушании и чтении внешняя => внутренняя) и экстериоризации речи (говорение и письмо, внутренняя => внешняя) Образ – знак – эмоции.        
       
       
       

Наши рекомендации