Исторический набросок 13
ческом мире,как ц в неорганическом, происходили в результате закона,
а не вследствие чудесного вмешательства. Ламарк, по-видимому, пришел к своему заключению о градуальном изменении видов главным образом на основании трудностей в различении видов и разновидностей, почти
нечувствительных переходов между формами в определенных группах и
по аналогии с домашними животными и культурными растениями. Что
касается причин модификации, то он приписывал кое-что непосредственному действию физических условий жизни, кое-что — скрещиванию между
существующими уже формами и многое — употреблению и неупотреблению, т. е. результатам привычки. Этому последнему фактору он, по-видимому, приписывал все прекрасные адаптации в природе, как например
длинная шея жирафы, служащая для объедания ветвей деревьев. Но он
верил также в закон прогрессивного развития, а так как все живые существа стремятся при этом к прогрессу, то для объяснения существования
в настоящее время и простейших форм он допускал, что они и сейчас появляются путем спонтанного зарождения.*
Жоффруа Сент-Илер, как сформулировано в его «Life», написанной его
сыном уже в 1795 году, подозревал, что так называемые виды суть только
различные дегенерации (degenarations) одного и того же типа. Но до
1828 года он не высказывал в печати свое убеждение, что формы не были
увековечены с начала происхождения всех вещей. Причину изменения
Жоффруа, по-видимому, усматривал главным образом в условиях существования, или «monde ambiant». Он был осторожен в своих заключениях и не верил в то, что существующие виды и сейчас подвергаются
модификации, и, как добавляет его сын: «C'est done un probleme a reserver
entierement a 1'avenir, suppose тёюе que 1'avenir doive avoir prise sur lui»
(«Итак, эту проблему надо всецело предоставить будущему, если, конечно,
предположить, что в будущем ею пожелают заниматься»).
В 1813 году д-р У. Ч. Уэллз (W. С. Wells) прочел в Королевском обществе «An Account of a Whiate Female, part of whose skin resembles that
of a Negro»; но статья эта не была напечатана до появления в 1818 году его
знаменитых «Two Essays upon Dew and Single Vision»).2 В этой работе он
определенно признает принцип естественного отбора, и это первое кемлибо высказанное признание этого принципа; но Уэллз применяет его
* Я заимствовал дату первой публикации Ламарка у Исидора Жоффруа СентИлера (Hist. Nat. Generale, 1859, t. II, p. 405), в превосходной истории воззрений по
этому вопросу. В этой работе дается полное объяснение заключения Бюффона по
этому предмету. Любопытно, как широко мой дед Эразм Дарвин (Erasmus Darwin)
предвосхитил взгляды и ошибочные мнения Ламарка в своей «Зоономии» (vol. 1,
р. 500—510), которая была опубликована в 1794 году. В соответствии с Исидором
Жоффруа, не подлежит сомнению, что Гёге (Goethe) был крайним приверженцем подобных взглядов, как это видно из введения к труду, написанному в 1794 и 1795 годах, но изданному значительно поздно"; он вполне определенно отметил («Goethe als
Naturforscher» д-ра Карла Мединга (Karl Mcding)), что в будущем натуралиста должен занимать вопрос, например, как приобрел рогатый скот свои рога, а не то, как они
используются. Замечательным примером того, каким образом сходные воззрения возникают в одно и то же время, является тот факт, что Гёте в Германии, д-р Дарвин
в Англии и Жоффруа Септ-Илер (как мы сейчас увидим) во Франции пришли к одинаковому заключению о происхождении видов в течение 1794—1795 годов.
Исторический набросок
только по отношению к человеческим расам и то в применении к некоторым
только признакам. Указав, что негры и мулаты обладают иммунитетом
к некоторым тропическим болезням, он замечает, во-первых, что все животные имеют склонность варьировать в известной степени и, во-вторых,
что сельские хозяева отбором улучшают своих одомашненных животных;
затем он добавляет: то, что в последнем случае достигается «искусством,
по-видимому, с одинаковым успехом, хотя и более медленно, осуществляется природой в процессе образования разновидностей человека, приспособленных к странам, ими обитаемым. Из случайных разновидностей
человека, которые могли встречаться среди первых немногочисленных и
рассеянных обитателей средних областей Африки, одна какая-нибудь,
может быть, была лучше остальных приспособлена к перенесению местных
болезней. Эта раса могла, следовательно, численно увеличиться, между
тем как другие должны были убывать не только вследствие невозможности
противостоять болезни, но вследствие их неспособности конкурировать со
своими более сильными соседями. Цвет этой более сильной расы, на основании сказанного, мог быть черным. Но так как склонность к образованию разновидностей все еще сохраняется, то с течением времени могла
образовываться все более и более темная раса, и так как самая темная могла
оказаться наилучше приспособленной к климатическим условиям, то она
должна была стать со временем преобладающей, если даже не единственной расой в той стране, в которой она возникла». Затем он распространяет
свои воззрения и на белых обитателей более холодных стран. Я обязан
м-ру Роули (Rowley) из Соединенных Штатов тем, что он обратил мое внимание через м-ра Брейса (Brace) на приведенный выше отрывок из сочинения д-ра Уэллза.
Преподобный У. Херберт (W. Herbert), впоследствии Декан манчестерский, в 4-м томе «Horticultural Transactions» за 1822 год и в своем труде
«Amaryllidaceae» (1837, р. 19, 339) утверждает, что «садоводческие опыты
поставили вне всякого сомнения то, что ботанические виды — только
разновидности высшего порядка и более постоянные». Он распространяет
это воззрение и на животных. Декан полагает, что в каждом роде было сотворено по одному виду, отличавшемуся первоначально крайней пластичностью, и уже эти виды, главным образом путем скрещивания, но также и
путем вариации произвели все ныне существующие виды.
В 1826 году проф. Грант (Grant) в заключительном параграфе своей
широко известной работы о Spongilla («Edinbourgh Philosophical Journal»,
vol. XIV, p. 283) вполне определенно декларирует свою веру в то. что
виды происходят от других видов и что они совершенствуются в процессе
модификации. То же воззрение им высказано в его 55-й лекции, напечатанной в «Lancet» за 1834 год.
В 1831 году м-р Патрик Маттью (Patrick Matthew) издал свой труд
«Naval Timber and Arboriculture», где высказывает воззрение на происхождение видов, совершенно сходное с тем (как сейчас увидим), которое
было высказано м-ром Уоллесом (Wallace) и мною в «Linnean Journal»
и подробно развито в настоящем томе. По несчастью, воззрение это было
высказано м-ром Маттью очень кратко, в форме отрывочных замечаний,