Имитация: голосовая, 0-1 год

Раздел 7. Речь

Этот раздел содержит ряд упражнений,которыеиспользуются при стимулировании экспрессивных языковых способностей аутичных детей. Мы выбрали для каждого уровня развития речи несколько упражнений, чтобы продемонстрировать многообразие возможных учебных целей и методов. Так как каждая программа стимулирования речи должна быть определена специфическим дефицитом и способностями ребенка, а также его коммуникативными интересами, следующие упражнения не представляют собой общепринятой программы. Упражнения проводились родителями или воспитателями (учителями) сначала во время структурированного занятия. Как только ребенок начал приобретать новые навыки, мы предложили, как можно больше стимулировать ребенка перенести эти навыки в повседневную жизнь. К учебным целям относятся: произносить простые звуки, говорить односложные предложения, формулировать короткие предложения, ставить вопросы, описывать действия, делать сообщения и беседовать с кем-то. Каждое отдельное задание выбиралось так, чтобы оно соответствовало коммуникативным потребностям отдельного ребенка. Так, первыми словами, которым обучали ребенка, были такие, которые могли выражать его желание. Для одного ребенка это было слово "царапать", для другого "автомобиль" или "кекс". Слова выбирались так, чтобы они что-то значили для ребенка, были полезны и соответствовали его уровню развития. Методические приемы также приспосабливались к интересам ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети охотно поют, другие охотнее двигаются, третьи охотно рассматривают картинки или головоломки. Внимание и концентрация ребенка или развитие речи повышаются, если упражнения содержат материал, который для него интересен. Мы попытались проиллюстрировать все эти вариации примерами, чтобы читатель имел целую палитру всевозможных приемов. Упражнения тесно связаны с упражнениями раздела 1 (Имитация) и 6 (Познавательная деятельность). Языковые навыки приобретаются, прежде всего, через подражание; ребенок слышит слово и повторяет его. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда понимается повторяемое слово. Ребенок может, как попугай, повторить целый ряд слов, но общаться с помощью этих слов он сможет только лишь тогда, когда поймет их значение. Поэтому в каждую программу по совершенствованию речи вводятся упражнения, которые стимулируют имитацию и развитие речи. У детей, которые еще не разговаривают, в начальных упражнениях речь комбинируют с жестами. Читатель найдет в следующих упражнениях указания по использованию жестов и других знаков. Специальные упражнения по приобретению навыков жестикуляции по местным причинам не проводились.

Упражнение 191. Первые звуки

Речь: звуки, 0-1 год

Имитация: голосовая, 0-1 год

Учебная цель: произносить значащие звуки

Задание: произносить различимый звук при лопании мыльного пузыря

Материал: банка с мыльным раствором

Сядьте за стол напротив Димы. В центр поставьте банку с мыльными пузырями. Выдуйте или пусть он сам выдует мыльный пузырь. При лопании каждого пузыря произносите четко звук (например, "хлоп!"). Обратите внимание на то, проявляет ли Дима интерес к пузырям и шуму. Если он смотрит охотно, то продолжайте делать пузыри, возьмите его палец, чтобы проколоть им пузырь и чтобы он лопнул. Подражайте каждому звуку, который производит Дима, и возвращайтесь к вашему звуку ("хлоп!"). Если он не пытается подражать Вам, то привлеките его внимание к Вашему рту, показывая ему, как Вы производите звук. Затем помогите ему так сложить губы, чтобы получился аналогичный звук. Выдувайте пузыри дальше и повторяйте это действие, пока он не начнет сам производить звук, Поощряйте его сразу же, как только ему это удается.

Упражнение 192. Произносить согласные

Речь: звуки, 0-1 год

Имитация: голосовая, 0-1 год

Учебная цель: подражать простым согласным звукам

Задание: ознакомиться с определенными согласными и повторять их во время пения

Материал: картинки с изображением кур, гусей, коров; мелодиядетской песенки

Сядьте с Сергеем в уютный уголок комнаты и спойте песенку. Когда перейдете к картинкам с животными, повысьте голос при их наименовании, покажите соответствующую картинку, привлеките к ней его внимание, переведите его взгляд к Вашему рту, подражая голосам животных. Пойте, например, "Прибежали две курочки", проследите, чтобы он смотрел на соответствующую картинку, которую Вы ему показываете. Затем опять привлеките его внимание к своему рту, в то время когда поете: "Она делает тук-тук". Подчеркните опять "Т", открывая при этом широко губы, чтобы привлечь его внимание к своему языку. Когда переходите к строфе о коровах и говорите "му", повторяйте "М", сжимая губы Сергея большим и указательным пальцами. Когда поете строфу с гусями "Га-га-га", подчеркивайте начальную букву "Г", нажимая легонько пальцем под его подбородком. Постарайтесь постепенно подвести его к тому, чтобы он приблизительно произносил звуки животных. Хвалите его сначала за каждое подобно звучащее слово. Когда он подучится, заставьте его четче произносить звуки и выговаривать целые слова. Пусть поет с Вами припев.

Наши рекомендации