Голосовая почта – система связи, которая оцифровывает произнесенное сообщение, передаёт его по сети и сохраняет на диске, чтобы получатель мог ознакомиться с ним позже.

Факс– система связи, позволяющая передавать печатные документы, содержащие и текст, и графику.

Телеконференция– система передачи информации, позволяющая группе людей одновременно общаться в режиме реального времени с помощью телефона или электронной почты.

Видеоконференция– система передачи информации, позволяющая группе людей одновременно общаться в режиме реального времени и при виде друг друга на экранах мониторов.

Электронный обмен данными– система передачи информации, позволяющая организациям обмениваться стандартными деловыми документами.

Интрасети (внутренние сети)– внутренние организационные системы передачи информации, основанные на Интернет-технологиях. Передаваемые по ним данные доступны только для служащих конкретной организации.

Адресность управленческого решения – характеристика, отвечающая на вопрос, кому решение предназначено.

Аргументированность управленческого решения – характеристика управленческого решения, раскрывающая необходимость, полезность решения, показывающая его своевременность и особенности.

Выбор – интеллектуально-мыслительный или эмоционально-чувственный акт признания доминирования в действиях одной из альтернатив и совершение действий в соответствии с этой доминантой.

Главная цель управления – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы.Качество управленческого решения – степень соответствия свойств управленческого решения реальным ценностям организации и общества.

Критерии – элементы, параметры или средства оценки управленческих решений, которые применяются на различных этапах процесса управления.

Критерии классификации управленческих решений – основания, с помощью которых делят управленческие решения на классы или виды решений.

Метод разработки управленческого решения – способ организации мыслительной деятельности руководителей, менеджеров, приводящий к получению решения.

Методология управленческого решения – логическое основание действий по разработке и принятию управленческих решений. Методология включает: методы, подходы, принципы, приоритеты, ограничения, ориентиры и т.п.

Проблема – ведущее противоречие в несоответствии ситуации и цели управления.

Процесс управления – целенаправленное воздействие, согласующее труд людей в совместной деятельности.

Ситуация – состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели.

Управленческое решение – формула действия исполнителей, разрешение противоречия в несоответствии ситуации и цели, практическое решение проблемы.

Целенаправленность решения – соответствие решения цели управления. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления.

Целеполагание – исходный этап процесса управления. Каждое решение должно быть определенным и понятным относительно цели управления.

Этап процесса управления –часть процесса управления.Существуют четыре основных этапа процесса управления:целеполагание, определение ситуации, определение проблемы, решение.

Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого

Групповая динамика – социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие её формирование, функционирование и развитие.

Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.

Формальные группы – группы, созданные по решению руководства в структуре организации для выполнения определенных задач, их деятельность способствует достижению целей организации. Они функционируют в соответствии с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.

Групповое поведение – совокупность действий и внешних проявлений активности группы как целого и взаимодействующих внутри нее индивидов и малых групп.

Групповое состояние – относительно статичный момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

Групповой процесс – совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности.

Команда – особая разновидность группы, члены которой, обладая взаимодополняющими навыками и умениями, сосредоточены скорее на достижении коллективного, нежели индивидуального результата работы, ответственны друг перед другом, привержены общей цели и, как правило, самоуправляемые.

Малые группы – немногочисленные по составу группы людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении и взаимодействии.

Социальное содействие (социальная фасилитация)– оказание влияния присутствия других членов группы на индивидуальную производительность.Иногда в присутствии других производительность отдельного работника только повышается (когда работа хорошо знакома), а в других случаях в присутствии других людей производительность снижается (когда работа мало знакома).

Социальная леность (коллективная безответственность, эффект «социального лодыря»)– склонность человека при осуществлении какой-либо деятельности совместно с другими людьми прилагать меньше усилий, нежели при выполнении той же работы в одиночку. Социальная леность возникает при выполнении аддитивных заданий (то есть тех, при которых комбинируются индивидуальные усилия каждого работника). В соответствии с этим, чем большее количество человек работает над выполнением задания, тем меньше размер индивидуального вклада каждого члена группы.

Неформальные группы – группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками для удовлетворения социальных потребностей и общения людей.

Нормы– общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Сплоченность– сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.

Роль– набор заранее установленных моделей поведения, предназначенных для человека, который занимает определенную социальную ячейку.

Статус– положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).

Структура группы– схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе. Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Лидерство–ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы

Группа– объединение индивидуумов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников.

Формальная структура– взаимное расположение должностей и связи между ними, заданные извне группы и определенные исходя из связи «руководство – подчинение»

Неформальная структура– принятые в группе взаимосвязи входящих в нее личностей.

Формальный менеджмент– такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия всегда выступают директивно принятые решения.

Неформальный менеджмент – такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся неформальные отношения в группе.

Стиль менеджера– совокупность своеобразных методов, форм и приёмов практической деятельности менеджера по отношению к подчиненным с целью осуществления управленческого

воздействия.

Власть – возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей.

Экспертная власть – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовленности, уровня образования, опыта, таланта, умений и навыков.

Харизма – власть, основанная на силе личных качеств и способностей руководителя.

Традиционная власть – возможность и способность оказывать влияние на подчиненных в силу своего должностного

Власть информации – возможность и способность влиять на поведение людей обеспечивая, или напротив лишая их доступа к важной и нужной для них информации.

Власть принуждения – возможность оказывать влияние на поведение подчиненного посредством наказания: выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п.

Власть вознаграждения – возможность руководителя вознаграждать подчиненного за выполнение желательных действий путем предоставления ему определенных благ: выплаты премий, объявления благодарности, продвижения по службе и др.

Власть над ресурсами – это возможность влиять на подчиненных посредством регулирования их доступа к ресурсам.

Власть связей основывается на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее.

Управляемость– реакция управляемого объекта на воздействия со стороны менеджера или системы управления в целом.

Партнерство –управление, осуществляемое на основе участия членов коллектива или группы в совместной работе, в том числе в разработке и принятии решений.

Управление знаниями– это процесс систематического формирования, обновления и применения знаний с целью максимизации эффективности деятельности предприятий. Вместе с тем – это новый вид управленческой деятельности и одна из конкретных функций управления.

Общие знания – процедурные, декларативные, эпизодические, эвристические и мета – знания.

Процедурные знания– знания, применяемые для совершения действий и отвечающие на вопрос «как действовать?».

Декларативные знания–знания,имеющие дело с описанием и информацией, отвечающей на вопрос «что делать?».

Эпизодические знания –это знания, которые используются исходя из схожести ситуаций, аналогичности тематики предыдущих эпизодов, событий или прецедентов, которые сохраняются, обобщаются и (в случае необходимости) вновь применяются в новой ситуации.

Эвристические знания–знания,относящиеся к практическим правилам, выведенным на основе опыта.

Метазнания–это знания о способах и методах поиска и переработки информации, принятии решений о том, когда необходимо прибегать к тому или иному типу знаний. Метазнания характеризуются более высоким уровнем абстракции по сравнению с эпизодическими, процедурными и декларативными знаниями. Метазнания в социальном отношении указывают, когда применять те или иные типы знаний.

Организационные знания– знания, на которых основаны способности организации к изменениям с целью выживания и развития. Они включают практические, теоретические, стратегические, коммерческие и производственные знания.

Рыночные активы– нематериальные активы, связанные с рыночными операциями (например, марки обслуживания, марки товаров, корпоративные марки, покупательская приверженность торговой марке фирмы, корпоративное имя, портфели заказов, механизмы распределения, деловое сотрудничество, франшизные соглашения, лицензионные соглашения).

Интеллектуальный капитал – совокупность рыночных активов, интеллектуальной собственности как актива, человеческих и инфраструктурных активов.

Интеллектуальная собственность – собственность, которая приобретена как результат умственной деятельности и защищена законодательно.

Человеческие активы– совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков.

Инфраструктурные активы–технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной.

Авторы:

Утверждено на учебно - методическом совете института от ________№

Рассмотрено на заседании учебно-методического совета университета от ________№

Наши рекомендации