Мнения Греков и Римлян о гениях или духах


П

одобно восточным народам, древние Греки и Римляне верили

в существование двух родов гениев или духов — добрых, бла-

годетельных и злых, зловредных. Они верили, что каждому

человеку при самом рождении дается богами два гения или духа —

добрый и злой, что добрый гений побуждает человека к добру, злой

совращает его ко злу; первый заботится о его счастье и благополу-

чии, второй вовлекает его в худые дела, соблазняет к безнравствен-

ной жизни и подвергает его несчастьям.

Греки и Римляне верили далее, что не только частные лица, но и

каждый дом, каждый город, каждая провинция имеют своих гениев.

Эти, последнего рода гении, т. е. гении, приставленные к домам, го-

родам, провинциям, считались добрыми, благодетельными, благо-

творными, достойными почитания 1 .

Гениям приносимы были в жертву цветы, фимиам, кушанья и

вино 2 ; именем гениев клялись 3 . Тертуллиан говорит, что у Греков и

Римлян считалось великим преступлением нарушать клятву, дан-

ную во имя гения царского 4 . Часто встречается на Римских монетах

надпись: Genio populi Romani, т. е. гений народа Римского. Когда

Римлянин или Грек приходил в чужую землю, то прежде всего он

непременно приветствовал гения этой страны, обращаясь к нему с

молитвой, и приносил ему жертву. То же самое повторялось и при

удалении из страны, — при этом уходивший из страны почтительно

целовал землю 5 .

Не было ни одного государства, провинции, ни одного города, ни

одних ворот, и ни одного общественного или частного здания, кото-

рые бы не имели своего гения 6 .

Гений дается также богами каждому человеку и руководит его во

всем со дня рождения и до гробовой доски: «Так как, говорит Сене-

ка, наши предки верили, что каждому из них дан богами в руково-



Antiquitée expliquée, T. I; Horat. Lib. I, Epist. 7.94: Quod te per Genium, dextramque

Deosque Penates, / Obsecto et obtestor. Stac. Lib. V, Syl. I, 73: Dum cunctis supplex advolveris

aris, / Ei mitem Genium Domini praesentis adoras.



Perseus. Satyr. II, v. 3: fundo merum Genio.

Senec. Epist. 12: U. Villicus jurat per Genium meum, se omnia fecisse.

Tertull. Apol., c. 23: Citius apud vos per omnes Deos, quam per unicum Genium Caesaris per-




juratur.



Ovid. Methamorph., Lib. XIII, v. 421: Troja vale, rapimur, clamant; dant oscula terrae / Troades.

Prudent., Contra Symmach: Quamquam cur Genium Romae, mihi fingitis unum? / Cum portis,

domibus; thermis, stabulis solentis / Assignare suos Genios.

79 Мнения Греков и Римлян о гениях или духах - student2.ru



дители гений, то каждый человек, по их мнению, имеет своего ге-

ния» 1 .

«Гений есть бог, говорит другой писатель, — под защитой ко-

торого каждый живет с самого своего рождения… он находится при

человеке до последнего дня его жизни» 2 .

Признавая этих гениев (т. е. охраняющих царства, провинцию,

города, дома и людей) благодетельными, добрыми, Греки и Рим-

ляне оказывали им, как своим домашним богам, суеверное, идоло-

поклонническое почитание; молились им и приносили жертвы, сос-

тоявшие из благовония, пищи, меда, вина и т. п.; не приносили им

только кровавых жертв3 .

Греки и Римляне верили еще, что демоны любят воскурения и

жертвенную кровь, пение и женское общество, что они по временам

тревожат известные места и здания. И потому Греки и Римляне при-

носили жертвы и злым гениям, или демонам, с тем, чтобы задоб-

рить их.

Порфирий, неоплатоник, не задумываясь, утверждает, что демо-

ны страстно желают, чтобы их считали богами, и что их воздухооб-

разным телам весьма нравится запах и дым крови и жира живот-

ных, приносимых им в жертву4 . Так раccуждает об этом и Ямвлих.

Но из этих рассуждений Порфирия и Ямвлиха вовсе не видно, от-

куда известно Порфирию, что тела демонов воздухообразны, что они

любят принесение в жертву животных и пр. Их свидетельство важно

только в том отношении, что доказывает веру Греческой и Римской

массы в гениев. И как масса не имела оснований для утверждения

своих верований и не знала источников, из которых возникло это

верование в гениев, так Ямвлих и Порфирий не могли утвердить

своих мнений о духах на разумном основании. Все гении неоплато-

ников вообще и в частности Порфирия и Ямвлиха — произведение

их собственной жалкой фантазии, мистически настроенной. Все их

произведения о гениях в частности и о религии вообще не иное что,

как жалкое стремление противопоставить свои теософические и теур-

гические тенденции быстро развивающемуся христианству. «Неопла-

тоники, говорит Швеглер, обнаруживали очевидное стремление соз-

дать, как языческое соответствие христианству, такую философию,

которая бы могла быть в тоже время универсальной религией» 5 .

После этого нисколько не удивительно, что неоплатоники и их по-

следователи могли создавать целые миры богов и гениев, чтобы до-

биться только до желаемых результатов.



Senec., Epist. 110.

Censorin. De Die Natali, c. 3.

Censorin. De Die Natali, c. 2: Forsitan quis quaerat, quid causae sit, ut merum fundendum sit

genio, non hostiam faciendam putaverint… Scilicet ut die natali munus annale genio solverent,

manum a coede ac sanguine abstinerent. Vide Taffin de Anno Saecul.



Porphyr, Apud. Euseb. de praepar Euang., Lib. IV, c. 5.

История философии древней, соч. Швеглера, пер. под ред. Юркевича, стр. 156-157.

80 Мнения Греков и Римлян о гениях или духах - student2.ru



Чтобы определить, что за новосозданные гении или посредники,

составлены были целые генеалогии, подробные описания характера

деятельности гениев, их свойств и явлений, о которых сейчас будем

говорить. Так составилась систематическая вера в гениев у древних

народов язычества.

∆ ∆ ∆



ГЛАВА III

Наши рекомендации