Мнения Греков и Римлян о гениях или духах
П
одобно восточным народам, древние Греки и Римляне верили
в существование двух родов гениев или духов — добрых, бла-
годетельных и злых, зловредных. Они верили, что каждому
человеку при самом рождении дается богами два гения или духа —
добрый и злой, что добрый гений побуждает человека к добру, злой
совращает его ко злу; первый заботится о его счастье и благополу-
чии, второй вовлекает его в худые дела, соблазняет к безнравствен-
ной жизни и подвергает его несчастьям.
Греки и Римляне верили далее, что не только частные лица, но и
каждый дом, каждый город, каждая провинция имеют своих гениев.
Эти, последнего рода гении, т. е. гении, приставленные к домам, го-
родам, провинциям, считались добрыми, благодетельными, благо-
творными, достойными почитания 1 .
Гениям приносимы были в жертву цветы, фимиам, кушанья и
вино 2 ; именем гениев клялись 3 . Тертуллиан говорит, что у Греков и
Римлян считалось великим преступлением нарушать клятву, дан-
ную во имя гения царского 4 . Часто встречается на Римских монетах
надпись: Genio populi Romani, т. е. гений народа Римского. Когда
Римлянин или Грек приходил в чужую землю, то прежде всего он
непременно приветствовал гения этой страны, обращаясь к нему с
молитвой, и приносил ему жертву. То же самое повторялось и при
удалении из страны, — при этом уходивший из страны почтительно
целовал землю 5 .
Не было ни одного государства, провинции, ни одного города, ни
одних ворот, и ни одного общественного или частного здания, кото-
рые бы не имели своего гения 6 .
Гений дается также богами каждому человеку и руководит его во
всем со дня рождения и до гробовой доски: «Так как, говорит Сене-
ка, наши предки верили, что каждому из них дан богами в руково-
Antiquitée expliquée, T. I; Horat. Lib. I, Epist. 7.94: Quod te per Genium, dextramque
Deosque Penates, / Obsecto et obtestor. Stac. Lib. V, Syl. I, 73: Dum cunctis supplex advolveris
aris, / Ei mitem Genium Domini praesentis adoras.
Perseus. Satyr. II, v. 3: fundo merum Genio.
Senec. Epist. 12: U. Villicus jurat per Genium meum, se omnia fecisse.
Tertull. Apol., c. 23: Citius apud vos per omnes Deos, quam per unicum Genium Caesaris per-
juratur.
Ovid. Methamorph., Lib. XIII, v. 421: Troja vale, rapimur, clamant; dant oscula terrae / Troades.
Prudent., Contra Symmach: Quamquam cur Genium Romae, mihi fingitis unum? / Cum portis,
domibus; thermis, stabulis solentis / Assignare suos Genios.
79
дители гений, то каждый человек, по их мнению, имеет своего ге-
ния» 1 .
«Гений есть бог, говорит другой писатель, — под защитой ко-
торого каждый живет с самого своего рождения… он находится при
человеке до последнего дня его жизни» 2 .
Признавая этих гениев (т. е. охраняющих царства, провинцию,
города, дома и людей) благодетельными, добрыми, Греки и Рим-
ляне оказывали им, как своим домашним богам, суеверное, идоло-
поклонническое почитание; молились им и приносили жертвы, сос-
тоявшие из благовония, пищи, меда, вина и т. п.; не приносили им
только кровавых жертв3 .
Греки и Римляне верили еще, что демоны любят воскурения и
жертвенную кровь, пение и женское общество, что они по временам
тревожат известные места и здания. И потому Греки и Римляне при-
носили жертвы и злым гениям, или демонам, с тем, чтобы задоб-
рить их.
Порфирий, неоплатоник, не задумываясь, утверждает, что демо-
ны страстно желают, чтобы их считали богами, и что их воздухооб-
разным телам весьма нравится запах и дым крови и жира живот-
ных, приносимых им в жертву4 . Так раccуждает об этом и Ямвлих.
Но из этих рассуждений Порфирия и Ямвлиха вовсе не видно, от-
куда известно Порфирию, что тела демонов воздухообразны, что они
любят принесение в жертву животных и пр. Их свидетельство важно
только в том отношении, что доказывает веру Греческой и Римской
массы в гениев. И как масса не имела оснований для утверждения
своих верований и не знала источников, из которых возникло это
верование в гениев, так Ямвлих и Порфирий не могли утвердить
своих мнений о духах на разумном основании. Все гении неоплато-
ников вообще и в частности Порфирия и Ямвлиха — произведение
их собственной жалкой фантазии, мистически настроенной. Все их
произведения о гениях в частности и о религии вообще не иное что,
как жалкое стремление противопоставить свои теософические и теур-
гические тенденции быстро развивающемуся христианству. «Неопла-
тоники, говорит Швеглер, обнаруживали очевидное стремление соз-
дать, как языческое соответствие христианству, такую философию,
которая бы могла быть в тоже время универсальной религией» 5 .
После этого нисколько не удивительно, что неоплатоники и их по-
следователи могли создавать целые миры богов и гениев, чтобы до-
биться только до желаемых результатов.
Senec., Epist. 110.
Censorin. De Die Natali, c. 3.
Censorin. De Die Natali, c. 2: Forsitan quis quaerat, quid causae sit, ut merum fundendum sit
genio, non hostiam faciendam putaverint… Scilicet ut die natali munus annale genio solverent,
manum a coede ac sanguine abstinerent. Vide Taffin de Anno Saecul.
Porphyr, Apud. Euseb. de praepar Euang., Lib. IV, c. 5.
История философии древней, соч. Швеглера, пер. под ред. Юркевича, стр. 156-157.
80
Чтобы определить, что за новосозданные гении или посредники,
составлены были целые генеалогии, подробные описания характера
деятельности гениев, их свойств и явлений, о которых сейчас будем
говорить. Так составилась систематическая вера в гениев у древних
народов язычества.
∆ ∆ ∆
ГЛАВА III