Что помнит новорожденный
Чтобы понять, какова роль пеленки в уходе за новорожденным, надо вернуться к самому началу. Еше на третьем месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются скоординированные движения рук и головы. Благодаря этому малыш может найти свой рот и начинает сосать палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он относительно свободно двигается в околоплодных водах и наталкивается на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 28-й неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться — тельце значительно подросшего малыша попадает в тесные объятия матки. Периодически стенки матки сокращаются
и дают малышу опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью его воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства. Теперь они плотно прижаты к телу, и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.
После рождения младенец оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него
Физиологическое пеленание с ручками: шаг за шагом
уход за новорожденным ребенком
нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие некоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называют «вскидываниями». Вскидывания могут вызывать у ребенка тревогу и даже панику — ведь он привык упираться в стенки матки, а теперь его руки и ноги лишены опоры. Если понаблюдать за новорожденным, хорошо видно, что он пугается при всяком движении своих рук и ног, и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки и ножки своей рукой. Именно поэтому на малыша так благотворно действуют тесные материнские объятия и пеленание, которое помогает ему вернуть привычный внутриматочный комфорт и ощущение собственного тела. Как только новорожденного спеленыва-ют, придав ему внутриутробную позу, он успокаивается, чувствуя привычный ограниченный объем. В свое время пеленание младенцев было изобретено именно как средство для смягчения перехода из одного пространственного объема в другой.
Пеленание и осязание
Помимо того, что после появления на свет малыш нуждается в привычной внутриутробной позе и тесных объятиях, он также нуждается и в развитии своих органов чувств, в частности, осязания. После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, для ребенка развивающее значение имеют прикосновения ко всей поверхности его тела, и особенно к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития его осязания является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и их движения не ограничены тесными объятиями мамы или пеленки, то он будет «вскидываться», переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются доминирующей реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличии ничем не ограниченной свободы и частых «вскидываниях» развитие осязания существенно замедляется. Таким образом, для того, чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы его руки и ноги постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.
У пеленания нет цели связать ребенка. Это всего лишь средство для возвращения комфортного внутриутробного состояния. Именно потому, что новорожденный привык к внутриутробной тесноте, пеленание с руками, когда ему придают привычную, физиологически обусловленную внутриутробную позу, успокаивает его. Если спеленатый с руками ребенок подтянул ручки к лицу и положил их под щечку — это не означает, что он выбирается из пеленки, это означает, что он принял наиболее удобную эмбриональную позу. Кроме того, физиологически обоснованное пеленание способствует адаптации младенца к новому пространственному объему и позволяет ему приобрести чувство опоры.
уход за новорожденным ребенком