Возвращение и явление душ по разлучении их с телом


По Священному Писанию

Ò

ак как продолжение существования души по разлучении ее с

телом и ее бессмертие есть несомненная истина, так как сам

Спаситель утвердил ее против непризнавших ее Саддукеев, то

уже по этому одному возвращение отшедших душ и явление их

живущим на земле людям, по допущению или повелению Бога,

вполне возможны и не представляют ничего невероятного. У Иу-

деев, современных Спасителю, вера в это возвращение и это явление

была всеобщею верою. Иисус Христос предполагал ее уже, как не-

сомненную, и никогда не говорил ничего такого, из чего бы можно

было заключить, что он не одобрял или осуждал эту веру. Он только

учил, что духи, являясь, не имеют ни плоти, ни костей, как имел их

Он по своем воскресении: дух плоти и кости не имать, якоже мене

видите имуща1 . Если Св. Фома усомнился в воскресении своего

Учителя и в действительности Его явления, то усомнился он в этом

единственно потому, что знал, что часто явления духов бывают

только кажущиеся, мнимые, что часто люди, слишком занятые ка-

кими-нибудь мыслями, воображают, что видят и слышат то, чего на

самом деле не бывает; и если бы Иисус Христос явился Своим уче-

никам не в теле, никакой другой образ явления не мог бы доказать

им истинности Его воскресения; дух может являться и тогда, когда

его тело находится в земле, или уже само превратилось бы в землю.

Апостолы не сомневались в возможности явления духов: увидев-

ши Спасителя, идущего к ним по водам озера Геннисаретского, они

думали сначала, что видят духа2 . Евангельский богач, находясь в

адских мучениях, просит Авраама послать на землю Лазаря, чтобы

тот предостерег его братьев от опасности подвергнуться тому ужас-

ному состоянию, в каком он сам мучится3 . Следовательно, он несом-

ненно верил, что души умерших могут возвращаться в мир, являть-

ся людям и говорить с ними.

Во время преображения Иисуса Христа на Фаворе явились Мои-

сей и Илия, умершие несколько столетий тому назад, и вели разговор




со Христом4 . По воскресении Спасителя восстали многие давно умер-

шие лица и явились многим в Иерусалиме5 .



Лук. XXIV, 37-39.

Матф. XIV, 26, Мар. VI, 49.

Лук. XVI, 23, 24.

Лук. IX, 30.

Матф. XVII, 52-53.

51 Возвращение и явление душ по разлучении их с телом - student2.ru



В Ветхом Завете царь Саул обращается к волшебнице Эндорской

и просит ее вызвать дух Самуила1 : Самуил являлся и говорил с Сау-

лом. Мы предвидим те бесчисленные возражения, которые пред-

ставят против этого рассказа. Появлялся ли Самуил или нет, действи-

тельно ли вызывала его волшебница, или же его явление было

только кажущееся, мнимое, во всяком случае из этого события мы

можем заключить, что иудеи верили, что души умерших могут яв-

ляться людям и открывать им сокровенное и будущее.

Блаженный Августин2 писал Симплицию в ответ на его рассуж-

дение об этом предмете: «Каким образом Самуил мог быть вызван

посредством волшебства, понять это так же трудно, как и то, каким

образом диавол может говорить, каким образом он мог искушать

святого мужа Иова, или просить позволения совершить свои казни

против Апостолов, или каким образом он мог Самого Христа пе-

ренесть на кровлю Храма Иерусалимского». «Должно полагать, что

дух Самуила действительно был вызван и объявил Саулу имевшее с

ним случиться не вследствие силы заклинания или власти диавола,

но единственно по воле и допущению Бога».

Августин прибавляет к этому: «Можно даже думать, что не Са-

муил, а только призрак, произведенный обманом и силою демона,

являлся Саулу. Если же Св. Писание называет этот призрак именем

Самуила, то в этом случае оно следует тому свойству обыкновенного

человеческого языка, по которому часто именем действительных

предметов называют то, что на самом деле есть только их образ или

представление».

«Если же спросят, каким образом этот призрак мог открыть бу-

дущее, возвестить Саулу его близкую смерть, то да позволено будет

нам отвечать на это таким вопросом: каким образом диавол мог уз-

нать в Иисусе Христе истинного Бога, или каким способом девушка,

о которой рассказывается в деяниях Апостольских, узнала в Апосто-

лах посланников Бога?»

В заключение Св. Августин говорит, что он не понимает надлежа-

щим образом предмета, о котором идет речь, и потому отказывается

произнести решительное суждение о том, может ли диавол посред-

ством силы заклинания вызывать души умерших, так чтобы они яв-

лялись в телесном образе и способны были говорить и открывать

сокровенное и будущее.

Первосвященник Ония, спустя несколько лет после своей смерти,

являлся Иуде Маккавейскому3 в образе мужа с поднятыми вверх

руками, молящегося за народ Божий. Вместе с ним явился Иуде так

же давно уже умерший пророк Иеремия. Ония при этом сказал

Иуде: вот святой муж, защитник и покровитель своих братьев, неу-

сыпно ходатайствующий за народ Божий и за святой город Иеруса-



I Цар. XXVIII, 12, 13.

Augustin De diversis Quaest. аd Simplicium, Quaest. CXI.

2 Макк. XV, 14-15.

52 Возвращение и явление душ по разлучении их с телом - student2.ru



лим. При этих словах Иеремия обратился к Иуде и, вручая ему зо-

лотой меч, сказал: прими этот меч, как дар Божий; им ты сокру-

шишь врагов моего народа — Израиля.

Во второй книге Маккавейской1 раcсказывается следующее: во

время сражения Иуды Маккавея с Тимофеем, начальником войска

Сирийского, явились вдруг пять мужей; они были на богато убран-

ных лошадях и стали во главе Иудейского войска. Два из этих му-

жей неотступно сопровождали Иуду Маккавея в битве и своим ору-

жием защищали его, а на врагов его метали стрелы и молнии и та-

ким образом ослепляли их и устрашали.

Эти пять вооруженных всадников, которые сражались за Изра-

ильтян, были, очевидно: Маттафия, отец Иуды Маккавея2 и четыре

его сына, все в это время уже умершие; ибо из семи сыновей Мат-

тафии в то время оставались в живых только три: Иуда, Ионафан и

Симон. Можно также принять этих мужей за Ангелов, посланных на

помощь Иуде Маккавею. Достоинство книги и свидетельство цело-

го войска ручаются за подлинность этого явления.

Из всего сказанного очевидно, во-первых, то, что Иудеи не сом-

невались в возможности возвращения на землю душ умерших и ве-

рили, что они действительно являются и открывают людям много

такого, что превышает обыкновенное человеческое разумение; во-

вторых, то, что возможность и действительность этих явлений ут-

верждается Св. Писанием. — Моисей запрещает вопрошать мерт-

вых3 : Да не обрящется в тебе (во Израиле)… вопрошаяй мертвых.

Души усопших, конечно, являются и могут являться на землю не

по своей собственной воле, а не иначе, как только по повелению и

допущению Божию. Бог повелевает и допускает им являться только

для каких-нибудь особенных достойных его целей. Если бы они

могли являться по своему собственному произволу, в таком случае

их явления были бы, конечно, гораздо чаще, чем как есть на самом

деле; в таком случае, конечно, мало нашлось бы между ними таких,

которые бы не стали являться на землю по разным личным побуж-

дениям, из побуждения, напр. родственного чувства; из желания

свидания с своими близкими и пр. — Такое мнение высказывает

Блаженный Августин, говоря о своей матери, Св. Монике4 , которая

его так нежно любила. Евангельский богач непременно бы посетил

своих братьев и родственников, чтобы известить их о той несчаст-

ной участи, которая постигла его в загробной жизни. Но Бог по

своему милосердию и всемогуществу позволяет являться душам

усопших только очень редко. Поэтому ко всему тому, что говорят и

пишут о явлениях усопших, должно относиться с большою осто-

рожностью и осмотрительностью.



2 Макк. X, 29.

I Макк. II, 1.

Второз. XVIII, 11.

Aug. De Cura gerend. pro Mortius, c. XIII.



ГЛАВА IX

Наши рекомендации