Использование «слепых» следов в процессе обучения
В настоящее время среди специалистов розыскного собаководства различных ведомств (органов внутренних дел, пограничных войск и Советской Армии) нет единого мнения по вопросам о сроках перехода к проработке «слепых», т. е. неизвестных для кинолога, следов и соотношения количества известных (контрольных) и «слепых» следов на разных этапах обучения. Практика дрессировки собак и проведенные лабораторией исследования показывают, что прохождение всего комплекса усложнений, необходимых для работы в условиях города, должно осуществляться с использованием только контрольных следов. Когда прием «следовая работа» будет доведен до навыка, вводятся полуконтрольные следы, т. е. следы, прокладку которых кинолог контролирует лишь до какого-то места, направление и конфигурация второй части следа ему неизвестна. Постепенно длина «слепых» отрезков следа увеличивается и через несколько занятий вводятся полностью «слепые» следы.
Ввод «слепых» следов не означает, однако, что с контрольными следами уже покончено навсегда. В последующем необходимо чередовать пуски по «слепым» и контрольным следам, всякий раз отдавая предпочтение тому варианту работы, который в данный момент по тем или иным причинам более целесообразен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указанные методические рекомендации не дают и не могут дать исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся дрессировки собак в условиях города.
В этом и нет необходимости, поскольку большинство затруднений в работе связаны лишь с тем, что собаки с самого начала не были приучены к тщательному принюхиванию и спокойному передвижению при отыскании запаховой дорожки. Именно поэтому начальному этапу дрессировки в настоящих рекомендациях уделено основное внимание.
Очень важно правильно понять сущность процессов перестроек в организме собак, связанных с вводом усложнений. Можно с большой уверенностью сказать, что во время обучения собак следовой работе (или любой другой работе по чутью) чувствительность обонятельного анализатора и способность к дифференциации запахов у них существенно не улучшается. Эти свойства являются врожденными, их параметры относительно постоянны на протяжении всей жизни животного. Многие кинологи могут привести примеры, когда собака, только начавшая обучение, вдруг показывала удивительно высокие результаты. Однако, если такой собаке предлагали выполнить аналогичное задание еще несколько раз, то животное теряло интерес к работе и надолго выходило из строя. В чем же дело? Почему собака не может постоянно реализовать уже заложенные в ней возможности? Вероятнее всего, потому, что сложные задания требуют большой затраты нервной энергии, а животное, не готовое к значительным нервно-психическим перегрузкам, «срывается». Процесс дрессировки нужно рассматривать, как постепенное приучение нервной системы к нагрузкам, к длительной мобилизации возможностей мозга по анализу обонятельных ощущений. Собака с каждым занятием все больше и больше может использовать ранее недоступные резервы организма, а, следовательно, все лучше и лучше бороться с усталостью. Не следует поэтому думать, что собака, еще вчера без видимого напряжения справлявшаяся со сложным для нее заданием, способна уже на следующий день выполнить еще более трудные упражнения. Процесс дрессировки не может быть постоянным восхождением от простого к сложному. Чем сложнее ставящиеся задачи, тем чаще нужно чередовать их с легкой работой, чтобы дать собаке возможность снять накопившееся напряжение, обрести уверенность в своих силах и отдохнуть.
Длительность обучения собак поиску человека по следу в условиях города должна устанавливаться строго индивидуально для каждой собаки. Эксперименты показали, что менее чем за 3–4 месяца справиться с данной работой практически невозможно. Однако это не значит, что собаки, вплоть до конца обучения, не могут использоваться на реальных местах происшествий. При разумном подходе такие применения принесут пользу кинологу и собаке. Кинолог получит богатую «пищу» для размышлений, он вынужден будет искать те приемы работы с животным, которые помогут ему восстановить психическое равновесие собаки после во многом непривычных для нее поисков. Кроме того, в результате постепенного привлечения кинолога с собакой к поискам с мест происшествий облегчится процесс привыкания животного к изменению характера работы.
ПОДГОТОВКА СОБАК ДЛЯ ВЫБОРКИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАПАХАМ С ВЕЩЕЙ И КОНСЕРВИРОВАННЫМ ЗАПАХАМ, ИЗЪЯТЫМ С МЕСТ ПРОИСШЕСТВИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Приучение собак к выполнению приема «выборка человека» может вестись на основе заинтересованности животных в трепке одежды помощника (активно-оборонительная реакция), в поиске и подноске апортировочного предмета (апортировочная реакция), в получении лакомства (пищевая реакция). Какой же способ построения приема наиболее оптимален? Каждый из перечисленных вариантов, взятый в отдельности, имеет и свои преимущества, и недостатки. Так, например, желание наброситься на «обидчика» не только чрезвычайно активизирует животное, но и в то же время вызывает у него состояние перевозбуждения и, как следствие — излишнюю поспешность и суетливость в работе. Применяя в качестве побудительного стимула пищу или апортировочный предмет, сравнительно легко приучить собаку к спокойному и тщательному выполнению работы, однако в этих случаях мы не получим достаточно мощной и стабильной заинтересованности животного в достижении конечного результата. При использовании всех трех способов в комплексе, где каждый из них занимает определенное место в целостной системе воздействий на собаку и имеет тот или иной удельный вес в зависимости от индивидуальных особенностей животного, можно добиться проявления положительных и сглаживания отрицательных сторон вышеприведенных методов.