Использование особенностей познавательной деятельности учащихся в процессе обучения

Предпочтения различных репрезентативных систем в процессе восприятия определяют различия стилей обучения. Приведем пример различных стилей обучения на уроке:

Кинестетик выполняет достаточно адекватно ту часть урока, где необходимы действия, поскольку способен «схватить концепцию», но он теряется, когда читает об этом в учебнике.

Визуальный ученик затрудняется в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника позволяет ему спокойно представить картину эксперимента.

Аудиальный ученик в небольшой группе читающих на последних рядах прекрасно работает, когда достаточно используется фонетический (пошаговый) подход.

Поскольку имеются значительные различия в восприятии информации, в способе мышления и в поведении, необходимо учитывать эти различия в практике общения и обучения.

Люди не только представляют свой опыт средствами различных репрезентативных систем, они и свое общение строят, основываясь на своей репрезентации мира. Для того чтобы между людьми установились хорошие контакты, необходимо использовать в общении общую репрезентативную систему [95].

При использовании различных репрезентативных систем отношения между людьми обычно сумбурны и утомительны. Кинестетики жалуются на собеседников визуалов и аудиалов, обвиняя их в бесчувствии. Визуалы упрекают аудиалов в том, что те не обращают на них внимания, так как в разговоре не смотрят им в глаза. Аудиалы жалуются, что кинестетики не слушают их. Зачастую такое поведение расценивается как недоброжелательное.

Сходство типов ведущих репрезентативных систем способствует взаимопониманию, установлению раппорта (от франц. rapport - связь, отношение), несовпадение ведущих модальностей порождает конфликты и недоразумения. Для эффективного процесса обучения, как считают Бендлер Р. и Гриндер Д., необходимо преподавать в наиболее доступном для учащихся виде, то есть, используя именно ту модальность, на основе которой ученик осуществляет репрезентацию мира. Чтобы расширить возможности учащихся к обучению необходимо, присоединившись к репрезентативной модели учащегося, наложить на нее другую модель [115].

Обучение - это сложный, многомерный процесс. Наиболее распространенная форма обучения - урок. Именно поэтому он оказался в центре нашего внимания. В традиционном понимании, урок состоит из ряда составляющих: объяснение нового материала, закрепление изученного материала и опрос. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, но, тем не менее, все они являются способами взаимодействия учителя и учеников. Для эффективного взаимодействия субъектов обучения необходимо, чтобы способ работы учителя определялся, прежде всего, особенностями перцептивной деятельности подростков. В процессе обучения учителю необходимо ориентироваться на специфику познавательных процессов школьников.

Остановимся на каждом из этапов урока подробнее. Итак, объяснение нового материала. Учителю необходимо иметь в виду, какую умственную деятельность учащегося вызывают используемые им способы и приемы передачи информации. Объясняя новую тему необходимо помнить, что ученики, сидящие в классе совершенно по - разному воспринимают ту информацию, которую Вы им предоставляете. Профессиональный коммуникатор, будь то учитель или продавец или представитель любой другой профессии, в которой предполагается активное взаимодействие с другими людьми, должен предоставлять информацию во всех трех модальностях, чтобы создавать выбор для собеседника. На уроке в этом случае каждому ученику будет предоставлен выбор.

Тренировка в использовании различных стилей предоставления информации требует от учителя значительного усердия и, как показывает практика, представляется учителям довольно сложным занятием. Но, если Вы обретете навык свободного владения всеми модальностями, результат не заставит себя ждать.

При объяснении материала наблюдайте за сидящими перед Вами учениками. Не требуйте, чтобы все смотрели на Вас. Аудиалу вовсе не обязательно смотреть, для него важно слышать. Поэтому не одергивайте его, если он смотрит в окно или на стенд. Это вовсе не означает, что он вас не слушает, чего не скажешь про визуала, для которого просто необходимо видеть источник информации. Кинестетику, как никому другому необходимо движение. Поэтому позвольте ему занять ту позу, в которой ему наиболее комфортно и тогда он будет значительно внимательнее.

При закреплении ранее изученного материала необходимо помнить, что для визуально ориентированных учащихся надо показывать общую концепцию. Для них очень важен обзор темы. При проведении обобщающего урока для аудиала необходимо восстановить этапы изучения темы. Для кинестетиков полезно обращение к эмоциональной сфере, важно передать основную идею.

При выполнении различных заданий на уроке визуалы, аудиалы и кинестетики ведут себя различно.

Способы обучения на уроке.

Кинестетик выполняет лабораторную часть урока достаточно адекватно, поскольку способен физически «схватить» концепцию, но теряется, когда читает об этом в учебнике.

Визуал испытывает затруднения в лабораторном эксперименте, в то время как чтение учебника позволяет ему спокойно представить общую картину эксперимента.

Аудиал прекрасно работает в небольшой группе читающих учеников, вдали от учительского места и при должном использовании фонетического (пошагового) подхода.

В каждом классе всегда есть и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и бимодальные, и полимодальные учащиеся. Как показали результаты исследования, при совпадении основной модальности учителя и ученика последнему значительно проще понять учителя, так как он использует привычные для него предикаты и другие особенности речи. Очевидно, что в лучшем положении находятся полимодальные учащиеся. Они без особого труда воспринимают информацию на всех уровнях, так как все модальности восприятия у них достаточно развиты. Если же у подростка хорошо развита и значительно чаще используется только одна модальность, то на уроке у учителя с другой основной модальностью он будет испытывать значительные трудности. Это связано с тем, что ученик в этом случае вынужден, будет «переводить» информацию в привычную для него форму, как бы на привычный для него язык. На эту процедуру «перевода» информации требуется некоторое время. Учитель же в это же самое время продолжает объяснять материал. И у подростка образуется так называемый «пробел» в потоке воспринимаемой информации. Зачастую это приводит к тому, что ученик не понимает того, что объясняет учитель. Из этого следует, что при объяснении нового материала на уроке необходимо предоставлять ее на различных уровнях.

Одной из психологических причин низкой успеваемости некоторых школьников, наряду с недостатками мотивации к учению, являются недостатки познавательной деятельности учащихся. Они делятся на следующие: неправильное использование ребенком своих качеств, несформированность приемов учебной деятельности, недостатки в развитии мыслительных процессов. В большинстве случаев причиной низкой успеваемости школьников является несовпадение репрезентативной системы учащихся со способами предъявления информации.

Образовательный процесс, как считают психологи НЛП, наряду с различными видами терапии, опытом личностного роста и другими приемами можно отнести к способам внутреннего изменения. В НЛП разработаны высокоэффективные техники повышения грамотности, развития внимания, памяти, мышления и речи, обучения чтению, а так же снятия фобических реакций и другие психокоррекционные техники.

Для эффективного обучения учителю необходима отдельная программа для каждого ученика, широкое использование всего диапазона визуальных, аудиальных и кинестетических стилей и знание того, насколько каждый из них целесообразен для этого ребенка.

Мономодальные учащиеся (трансляторы), предпочитая одну модальность, очень слабы в двух других. Любая информация, идущая через их сенсорную систему, должна «транслироваться» в ведущую единственную модальность памяти. Поэтому, когда содержание информации совпадает с их ведущей модальностью, они справляются прекрасно, но когда возникает необходимости «перевода» ученик вынужден транслировать информацию в свою ведущую модальность. Такая трансляция требует временного «отключения» от реальности, то есть ученик не способен воспринимать информацию, предоставляемую учителем. В результате у него имеется серия пробелов в информации.

Когда мы учим, используя видение и слышание, движение и прикосновение класс в целом получает информацию по одному или нескольким каналам. Такой многосенсорный подход способствует развитию менее развитых сенсорных каналов учеников [60].

Полимодальный подход будет воздействовать на большую часть учеников, что позволит им получить информацию, выбрав входной канал. Более того, многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, усиливает сенсорные каналы. Когда акцент делается на содержание, учитель должен использовать многосенсорные техники так, чтобы учащиеся могли выбирать, на какие представленные аспекты им обратить внимание, решить, могут ли они больше двигаться или больше наблюдать, больше слушать или прикасаться.

С точки зрения НЛП, визуализация представлена в обоих полушариях головного мозга. Левый мозг «видит» символы (буквы, слова и так далее), а правый - специфические конкретные объекты. Исходя из этого, выделяют «левополушарных» учащихся и «правополушарных» учащихся. Последние имеют значительные трудности в традиционном обучении, ориентированном, как правило, на левополушарный способ предоставления информации. В таблице 1.1 приведены сравнительные характеристики «правополушарного» и «левополушарного» учеников.

Склонность школы к левополушарному стилю мышления создает «центрифугу», выбрасывающую правополушарных учеников. С проникновением НЛП в мир образования наметилась тенденция использования психотерапевтических шаблонов для обучения работе с учащимися. Однако такие техники предполагали, как правило, стиль работы «один на один», в отличие от класса с его 30 учащимися. Вследствие этого возникла необходимость такой организации техник и стратегий НЛП, которая соответствовала бы групповым занятиям, культуре и специфике образования. На данное время на русском языке опубликован ряд работ зарубежных и отечественных авторов, в которых рассматривается проблема использования приемов НЛП в образовании [9, 15, 21, 60, 102, 111, 115, 134].

ТАБЛИЦА 1

Наши рекомендации