Упражнение «Календарь настроения»
Ведущий.
Ваш труд требует большой выдержки и самообладания. Сегодня попытаюсь помочь восстановить ваши силы, используя специальные методы и активизировать внутренние ресурсы личности . Может быть, посмотреть друг на друга с другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть. Эпиграфом к сегодняшней нашей встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:Поговорим?
— О чем?
— О разном и о прочем.
О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Много знаете Вы.
А что-то мне известно.
Поговорим?
—Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Деятельность зам. родителей связана с целым рядом напряженных ситуаций. Сталкиваясь с ними, вам приходится испытывать стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми, чья деятельность невозможна без общения.
«Профессиональное «выгорание» - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты».
«Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическими и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки и др.
Синдром профессионального «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.
Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики.
Ваша деятельность относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Напряженные ситуации (трудности взаимодействие, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов родителей. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимыми умениями и навыками. Недовольство своей работой могут сказаться и на личной жизни. Формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Т. о., следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.
Е. Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов "эмоционального сгорания":
1. усталость, утомление, истощение,
2.психосоматические недомогания,
3. бессонница,
4.негативное отношение к клиентам,
5. негативное отношение к самой работе,
6.скудость репертуара рабочих действий,
7.злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками,
8.отсутствие аппетита или, наоборот, переедание,
9. негативная "Я - концепция",
10. агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев),
11. сниженное настроение и связанные с ними эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности.
Если вы обнаружили у себя эти признаки значит пришли не зря!!!
Постановка целей и задач, принятие правил.
Для того чтобы наше общение было эффективным, предлагаем в процессе общения придерживаться таких правил:
· правило поднятой руки;
· быть активным;
· придерживаться временных рамок;
· Обращаться друг к другу по имени.
· Принимать себя и других такими, какие они есть.
· Быть искренними.
· Избегать оценок друг друга.
· Уважение к говорящему.
· Конфиденциальность всего происходящего в группе.
· Общение по принципу «здесь и сейчас».
Упражнение «Календарь настроения»
Цель: диагностика настроения участников.
Проведение: создается календарь настроения. На доске пишутся все имена участников. Участникам предлагаются картинки (солнышко - отличное настроение, тучка — плохое настроение и тучка с солнышком — настроение не очень хорошее).
Участник выбирает картинку, наиболее подходящую его настроению, и прикрепляет ее напротив своего имени. В заключение занятия, также отслеживается настроение участников.