Литературы показывает, что несмотря на употребляемую терминологию
фактически теософы работали лишь с витальным планом и практически не были
Разотождествлены с менталом. На это указывал еще Шри Ауробиндо (См.: Шри
Ауробиндо. Беседы с Павитрой. Париж, 1972, стр. 29-30)
Иногда говорится, что лучшая защита от любых нападений - это полное
Прощение противника. Однако за благополучным фасадом концепции всепрощения
Скрывается один из многочисленных теоретических парадоксов биофизического
Мира, незнакомого с ханжеской моралью. Дело в том, что согласно
Приведенной выше теософской интерпретации механики витального нападения,
Абсолютное всепрощение является в тоже время и абсолютной инвольтацией
противника, абсолютным "возвратным ударом ниже пояса", против которого нет
Никакой защиты, - хотя в этом, конечно, агрессору некому винить, кроме
Самого себя. И тем не менее получается, что в вопросах войны и мира нельзя
быть добреньким, великодушно "оставляя мертвым хоронить своих мертвецов":
Это низко и подло. Человек, способный на всепрощение, обязан добиться
Того, чтобы всепрощение стало взаимным.
Пантаджали рекомендует в случае витальных нападений "думать о
противоположном" (Йогасутры, 2.33.). В качестве расширенной формы этой
Защиты можно рассматривать культивирование отношения ко всему живому,
Основанное на чувстве сострадания. Такое отношение становится возможным
Лишь в результате глубокого осознания той пропасти неведения, в которую
Ввергнуты все живые существа, по неведению творящие зло и желающие зла, по
Неведению же и страдающие от себе подобных. В человеке, достигшем
Совершенства в этом осознании, всякая привходящая извне отрицательная
Эмоция автоматически стимулирует эмоциональную реакцию сострадания к
Недоброжелателю, то есть эмоциональную реакцию противоположного свойства,
смягчающую неизбежный "возвратный удар".
Для тех, кто неспособен к состраданию, предлагается другая форма
защиты, называемая "абсорбцией" или поглощением. Это своего рода
"витальное айкидо" (Айкидо - "щадящая" школа японского рукопашного боя. -
Прим. ред.) - здесь используется сила противника. Хитрость заключается в
том, чтобы отделить "количественную составляющую" наведенной эмоции (силу
заряда) от ее "качественной составляющей" (собственно отрицательной
Окраски). Сила при этом поглощается, а отрицательная окраска
Соответственно, отбрасывается и по желанию служит объектом эстетического
Созерцания.
Автор считает, впрочем, что пускаться на подобные хитрости и
Ввязываться во всякого рода витальную возню - это неверный способ
Использования сил противника. Мы вернемся к этому вопросу в 20-й главе.
МЕНТАЛЬНЫЕ НАПАДЕНИЯ И МЕНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Витальным нападениям подвергаются, как правило, те люди, которые
Живут преимущественно эмоциями, отождествленные со своей витальной
"оболочкой"; ментальным же нападениям подвергаются, как правило, те люди,
Которые живут преимущественно интеллектом, отождествленные со своей
Ментальной оболочкой.
Ментальные нападения - явление не частое, поскольку индуктор,
Способный осуществить такое нападение, должен совмещать в себе многие и
Без того редкие качества. При этом нападению подвергается непосредственно
Ментальная оболочка, в обход энергетической и витальной. Нападение такого
типа рассчитано не на то, чтобы вызвать у перципиента "дурные мысли"
("дурные мысли" возникают в результате витального нападения), а на то,
Чтобы сбить его с толку, поколебать столпы его системы верований,
Разрушить стереотипы видения мира, короче говоря, активизировать присущее
Интеллекту свойство во всем сомневаться, - в том числе и в своих
Собственных выводах.
Поскольку же сомневаться действительно можно во всем, то против
Такого нападения способны выстоять лишь те ментальные ориентиры, которые
Упрочены в более глубоких слоях психики. Если же попробовать смотреть
Шире, то ментальное нападение может обернуться благом, - ведь в результате
его сметаются все случайные образования и выставляются все точки над "i".
Ведь то, что "устои" задрожали и исчезли подобно миражу, явив свою
Иллюзорную природу, можно расценивать не только как жизненное фиаско, но и
Как пробуждение ото сна, как залог грядущего бодрствования. Нередко
начальные фазы такого пробуждения и принимаются за "ментальное нападение"
или "психическое расстройство". Пробуждение далеко не всегда бывает
Легким.
Когда "ментальный каркас" старых ориентиров "растворяется" в пустоте,
человек оказывается на так называемой "ничейной земле". Здесь царит
Бездорожье: старые ориентиры исчезли, а новые еще не появились. Такое
Пространство, в котором отсутствует опора, для интеллекта, как правило,
Крайне неуютно; метания интеллекта в поисках опоры неизбежно отражаются на
Эмоциональном состоянии человека, а через него - и на общем