В экзаменационный период

В период подготовки к экзаменам учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и сна, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе. После сна 10—15 мин нужно отвести утренней гимнастике. После гимнастики — период врабатывания, т.е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности.

Готовить­ся к экзаменам лучше в утренние и дневные часы, когда работоспособ­ность наиболее высока. Приступать к занятиям следует сразу же после плот­ного завтрака и в те же часы, что и занятия в университете.

Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма подростка. Обычно, рекомендуется начинать занятия с изучения наибо­лее сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухуд­шится) перейти к повторению более легких вопросов.

Готовиться к экзаменам лучше всего на своем привычном рабочем месте. Некоторые учащиеся утверждают, что музыка, шум, разговоры будто бы не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и как бы не замечать его, но отрицательное влияние его сказывается на работо­способности, утомление наступает значительно быстрее.

Для снятия утомления реко­мендуется ополаскивать холодной водой кожу лица, шею и ступни ног. Легкие физические упражнения, ходьба, водные процедуры играют роль своеобразных "физиологических стимуляторов",

Через 2,5-3 ч работы целесообразен более длительный перерыв для приема пиши (второй завтрак), после чего можно возобновить занятия. Затем должен следовать обед и отдых на свежем воздухе (не менее 2 ч). Во второй половине дня можно продолжить занятия еще в течение 2,5- 3 ч. Описанный режим занятий и отдыха при подготовке учащихся к экза­менам поможет обеспечить высокую работоспособность в течение продол­жительного времени. У некоторых подростков при подготовке к экзаме­нам появляется вредная привычка работать поздно вечером и ночью. Между тем известно, что подобные занятия мало эффективны. Кроме того, под­ростки обычно недостаточно отдыхают днем, в результате в организме на­капливается утомление. После одной ночи бодрствования следует несколь­ко дней вялого, малопродуктивного состояния. Тем более вредны регуляр­ные занятия по ночам, изнуряющие нервную систему и приводящие к хро­ническому состоянию сонливости, которое трудно преодолеть. Поэтому учащимся следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и прекращать напряженную умственную работу не менее чем за час до сна.

Нередко подростки для борьбы со сном и для кратковременного 1 подъема работоспособности в период подготовки к экзаменам прибегают ко всевозможным искусственным стимуляторам: пьют крепкий чай или кофе, принимают различные фармакологические средства. Эти стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного положительного эффекта приводят к ослаблению функций коры головного мозга, К тому же вырабатывается устойчивая привычка к стимуляторам, без которых человек не может потом продуктивно работать.

Особо следует отметить отрицательное влияние курения на умственную работоспособность. Как показали результаты многочисленных исследований, курение не только не повышает ее, но и тормозит темп работы, снижает ее качество

Умственная деятельность, работоспособность и качество подготовки к экзаменам в большой мере зависят от того, насколько правильно организовано в этот период питание учащихся.

Начинать подготовку к экзамену учащимся следует с расчета времени, учесть при этом и свою умственную работоспособность, и утомляемость, степень знания разделов курса и многое другое. Надо учесть и посещение консультаций, и время необходимого отдыха, и резервное время. Недопус­тима такая практика, когда учащийся автоматически делит весь материал на количество дней до экзаменов. Надо проанализировать программу эк­замена, сопоставить ее с учебником, конспектами, подобрать необходимую литературу, выписки. Это поможет лучше оценить объем и сложность пред­стоящей работы, создаст соответствующий психологический настрой. Лучше, если будет составлен план работы на каждый день. Определив общий запас времени подготовки, необходимо подсчитать, сколько часов можно выделить на каждую отдельную тему.

Безусловно, «методы» подготовки к экзаменам во многом индивиду­альны, однако наблюдения и опыт позволяют дать ряд полезных советов:

1.) При подготовке к экзаменам требуется тщательное повторение ранее изу­ченного материала, его осмысливание и запоминание. Если позволяет вре­мя, целесообразно составить сжатый конспект всего курса, выделив толь­ко главное, основное.

2.) Особое внимание при повторении следует уделять трудным, ранее непонятным положениям. Постараться сформулировать дополнительные вопросы к этому материалу и ответить на них.

Накануне экзамена нужно вовремя лечь спать и поста­раться хорошо выспаться. Утром рекомендуется проделать все привыч­ные гигиенические процедуры, до начала экзамена погулять на свежем воз­духе, коротко повторить учебный материал.

Наши рекомендации