ДНК-содержащие онкогенные вирусы

Папилломавирусы Вирус папилломы человека кожные папилломы (бородавки), остроконечные кандиломы, рак шейки матки. Доброкачественные новообразования кожи и слизистых, карциномы у человека.– ПВЧ16, ПВЧ18. Высокоонкогенный серотип – ПВЧ16
Полиомавирусы JK Вирус у пациентов с иммунодефицитами лейкоэнцефалопатия – медленная инфекция с летальным исходом
Аденовирусы (серотипы 12,18,31) Онкогенная трансформация клеточных культур. Опухолей в естественных условиях не вызывают
Герпесвирусы1. вирус Эпштейн-Барр и HHV-8 2. вирусы папио и пан 3 .вирус саимири, ателес 4 .вирус болезни Марека. а) В-клеточная лимфома Беркитта б) назофарингеальная карцинома и саркома Капоши В-лимфомы обезьян Т-лимфомы обезьян В-лимфомы птиц
Поксвирусы Фиброма Шоупа у кроликов в эксперименте
Гепаднавирусы - вирус гепатита В Первичная гепатоцеллюлярная карцинома у человека
дописать РНК-содержащие онкогенные вирусы
Флавивирусы : вирус гепатита С Рак печени у человека 22% по данным МАИР
Deltaretrovirus Epsilonretrovirus Острый Т –клеточный лейкоз Вирус саркомы кожи

Медленные инфекции — вирусные и прионные инфекции характеризующиеся длительным бессимптомным течением, необратимым поражением ЦНС со смертельным исходом.

Учение о медленных инфекциях основано на многолетних исследованиях Сигурдссона (В. Sigurdsson), опубликовавшего в 1954 г. данные о неизвестных ранее массовых заболеваниях овец - скрепи. Эти заболевания представляли собой самостоятельные нозологические формы, однако имели и ряд общих черт и с этих пор служат критерием для отнесения заболевания к группе медленных инфекций:

1. Необычно продолжительный (месяцы и годы) инкубационный период

2. Медленно прогрессирующий характер течения

3. Необычность поражения органов и тканей

4. Необратимые поражения ЦНС

5. Неизбежность смертельного исхода.

Вирусы, вызывающие медленные инфекции человека

1. вирус кори (сложный Morbillivirus, РНК- сем. Paramyxoviridae) - подострый склерозирующий коревой панэнцефалит – ПСКП)

2. вирус краснухи (сложный РНК+ Rubivirus, сем .Togaviridae) прогрессирующая врожденная краснуха – ПВК, прогрессирующий краснушный панэнцефалит – ПКП;

3. вирус клещевого энцефалита (сложный РНК+Flavivirus, сем. Flaviviridae)- хронический энцефалит;

4. вирус бешенства (сложный РНК - Lyssavirus, сем. Rhabdoviridae) - хроническая рабическая инфекция;

5. вирус герпеса (сложный ДНК вирус γ сем. Herpesviridae)- подострый герпетический энцефалит – ПГЭ, хронический инфекционный мононуклеоз – ХИМ;

6. Вирус JC (простой ДНК Polyomavirus, сем. Polyomaviridae– прогрессирующая многочаговая лейкоэнцефалопатия – ПМЛ при ВИЧ

Прионы

В 1957 году американец югославского происхождения Гайдушек (D.С. Gajdusek) описал неизвестное заболевание папуасов на о. Новая Гвинея получившее название «куру» и характеризовавшееся многолетним инкубационным периодом, медленно прогрессирующей мозжечковой атаксией и дрожанием, дегенеративными изменениями только в ц.н.с., всегда заканчивающееся смертью. Болезнь открыла собой список медленных инфекций человека, пополняющийся до сих пор. Заслуга Д.К. Гайдушека (нобелевкая премия в 1976 г.) в том, что он отметил сходство этого связанного с ритуальным каннибализмом заболевания, с описанным ранее англичанином Сигурдссоном а (В. Sigurdsson 1954 г.), массовым заболевании овец – скрепи. Инфекционный агент не был виден в электронный микроскоп, не вызывал иммунных реакций, не инактивировался факторами, разрушающими нуклеиновые кислоты, хотя имел размеры сопоставимые с размерами вирусов (< 25 нм). Поскольку инфекционный агент инактивировался протеазами предполагали о белковом происхождении «новых» инфекционных частиц. Это предположение подтвердил в 1982 году американец Стенли Прузинер (нобелевская премия в 1997г.), выделив соответствующую протеиновую фракцию. Доказав, что этот белок способен вызывать спонгиформную (губчатую) энцефалопатию он назвал его прионом (сокращ. от протеиновых инфекционных нуклеол). В 1984 году С. Прузинер предположил, что прионы лежат в основе как инфекционных, так и наследственых болезней.

Прио́ны – инфекционные (конформирующие) белки (от англ. proteinaceous infectious particles — белковые заразные частицы) — особый класс чисто белковых инфекционных агентов, не содержащих нуклеиновых кислот, вызывающих тяжёлые заболевания центральной нервной системы у человека и ряда высших животных (т. н. «медленные инфекции»).

Прионы представляют собой модифицированный (β- структура) сиалогликопротеид (β PrP или PrPScrepi=PrPSc) c молекулярной массой 33-35 кД состоящий из 254 аминокислот. Он очень устойчив к физическим и химическим факторам и может быть инактивирован фенолом в 90% концентрации (обычный режим 10%) или автоклавированием при 136°С (2,5 мпА) в течение 20 минут (обычный 132°С (2,2 мпА) 20 минут. Нормальный сиалогликопротеид (α PrP или PrPС) входит в состав наружных клеточных мембран, больше всего его в нейронах.

Молекулярная масса PrPС и PrPSc одинакова и кодируется геном, расположенным на коротком плече 20-хромосомы. Этот ген найден у большинства млекопитающихся и птиц. У PrPС 42% изоформы представлены α спиралями и нет β-тяжей, а у PrPSc 43% это β-тяжи, а нормальных α спиралей только 30%.

Прионный белок, обладающий аномальной трёхмерной структурой, способен прямо катализировать структурное превращение гомологичного ему нормального клеточного белка в себе подобный (прионный), присоединяясь к белку-мишени и изменяя его конформацию. Как правило, прионное состояние белка характеризуется переходом α-спиралей белка в β-слои. Ген, кодирующий прионовый белок, находится не в составе приона, а в клетке. Прионовый белок, попадая в организм, активирует этот ген и вызывает индукцию синтеза аналогичного белка.

PrPSc устойчивы к расщепляющим ферментами ,вследствие чего накапливаются в тканях..формируя различные специфические инеспецифические включения9фибриллы.агрегаты,амилоид), приобретают нейротоксические свойства.

Вместе с тем прионы обладают рядом свойств обычных вирусов . Они проходят через бактериальные фильтры, не размножаются на искусственных питательных средах, репродуцируются до концентраций 105—1011 на 1 г мозговой ткани, адаптируются к новому хозяину, изменяют патогенность и вирулентность, воспроизводят феномен интерференции, обладают штаммовыми различиями, способностью к персистенции в культуре клеток, полученных из органов зараженного организма, могут быть клонированы.

В настоящее известны четыре типа прионов и с ними связывают пять болезням человека: куру, болезнь Крейтцфельдта — Якоба, синдром Герстманна —Штраусслера, фатальную семейную бессонницу и хроническую прогесссирующую энцефалопатию детского возраста – сидром Альперса). Предполагают, что они являются возбудителями болезни АЛЬЦГЕЙМЕРА рассеянного склероза, амиотрофического бокового склероза, болезни Паркинсона и ряда других.

У животных прионными болезнями считают также пять: скрепи, энцефалопатия норок, хронической изнуряющая болезнь находящихся в неволе оленей и лосей, губкообразная энцефалопатия («бешенства») коров).

Возможна как наследственная передача по аутосомнодоминатному типу, так и заражение алиментарным путем, причем при повторном инфицировании существует риск кумулятивного эффекта.

Человек заражается прионами, содержащимися в пище, так как они не разрушаются ферментами пищеварительного тракта. Беспрепятственно проникая через стенку тонкого кишечника в лифоузлы, где в лимфоцитах происходит их первичная репликация, прионы они по нервам достигают ближайших аксонов.гдеактивно реплицируются и со скоростью 1мм в день в конечном итоге попадают в центральную нервную систему. Так переносится новый вариант болезни Крейтцфельдта-Якоба (nvCJD), которой люди заражаются после употребления в пищу говядины, содержащей нервную ткань из голов скота, больных бычьей губчатой энцефалопатией (BSE, коровье бешенство).

Прионы могут проникать в тело и парентеральным путем. Были описаны случаи заражения при внутримышечном введении препаратов, изготовленных из человеческих гипофизов (главным образом гормоны роста для лечения карликовости), а также заражение мозга инструментами при нейрохирургических операциях, поскольку прионы устойчивы к применяемым в настоящее время термическим и химическим методам стерилизации. У пациентов, больных болезнью Крейтцфельдта-Якоба, прионы распространяются в нервной системе, тканях глаза и лимфатических тканям, включая миндалины, селезенку, а также в слепой кишке. Наибольшее количество прионов находится в нервной системе, а наименьшее — в лимфатической ткани.

Изучение прионов связано эпидемией «коровьего бешенства» сначала в 1992—1993 гг, в 2001 а потом в 2007 г охватившей несколько европейских государств и особенно Великобританию, где появилась новая форма заболевания, обозначаемая как «новый вариант болезни Крейтцфельдта-Якоба (nvCJD)». Заболевание связывают с использованием «прионизированной» костной муки в кормах и премиксах, изготовленной из туш павших или заболевших животных, возможно, и не имевших явных признаков заболевания. Выяснилось что прион коровьего бешенства, обладает способностью передаваться от вида к виду.

Одним из первых охарактеризованных прионных белков стал PrP(от англ. protease-resistant protein) массой около 35 кДа. Известно, что PrP может существовать в двух конформациях — «здоровой» — PrPC, которую он имеет в нормальных клетках (C — от англ. cellular — «клеточный»), в которой преобладают альфа-спирали, и «патологической» — PrPSc, собственно прионной (Sc- от scrapie), для которой характерно наличие большого количества бета-тяжей. При попадании в здоровую клетку, PrPSc катализирует переход клеточного PrPC в прионную конформацию. Накопление прионного белка сопровождается его агрегацией, образованием высокоупорядоченных фибрил (амилоидов), что в конце концов приводит к гибели клетки. Высвободившийся прион, по-видимому, оказывается способен проникать в соседние клетки, также вызывая их гибель. Функции белка PrPC в здоровой клетке — поддержание качества миелиновой оболочки, которая в отсутствии этого белка постепенно истончается. В норме белок PrPC ассоциирован с клеточной мембраной, гликозилирован остатком сиаловой кислоты. Он может совершать циклические переходы внутрь клетки и обратно на поверхность в ходе эндо- и экзоцитоза[2]. Один такой цикл длится около часа. В эндоцитозном пузырьке или на поверхности клетки молекула PrPC может разрезаться протеазами на две примерно равные части. До конца механизм спонтанного возникновения прионных инфекций не ясен. Считается (но ещё не полностью доказано), что прионы образуются в результате ошибок в биосинтезе белков. Мутации генов, кодирующих прионный белок (PrP), ошибки трансляции, процессы протеолиза — считаются главными кандидатами на механизм возникновения прионов. Согласно недавно проведённым исследованиям прионы способны к дарвиновской эволюции за счёт действия естественного отбора.

Есть данные, дающее основание считать, что прионы являются не только инфекционными агентами, но и имеют функции в нормальных биопроцессах. Так, например, существует гипотеза, что через прионы осуществляется механизм генетически обусловленного стохастического старения

Эпидемиология М.в.и. имеет ряд особенностей, прежде всего связанных с их географическим распространением. Так, куру эндемична для восточного плоскогорья о. Новая Гвинея, а вилюйский энцефаломиелит — для районов Якутии, главным образом примыкающих к р. Вилюй. Рассеянный склероз не известен на экваторе, хотя заболеваемость в северных широтах (то же для южного полушария) достигает 40—50 на 100 000 чел. При повсеместном относительно равномерном распространении амиотрофического бокового склероза заболеваемость на о. Гуам в 100 раз, а на о. Новая Гвинея в 150 раз выше, чем в других частях света.

При врожденной краснухе, синдроме приобретенного иммунодефицита (см. ВИЧ-инфекция), куру, Крейтцфельдта — Якоба болезни и др. источником инфекции является больной человек. При прогрессирующей многоочаговой лейкоэнцефалопатии, рассеянном склерозе, болезни Паркинсона, вилюйском энцефаломиелите, амиотрофическом боковом склерозе, рассеянном склерозе источник не известен. При М.в.и. животных источником инфекции служат больные животные. При алеутской болезни норок, лимфоцитарном хориоменингите мышей, инфекционной анемии лошадей, скрепи существует риск заражения людей. Механизмы передачи возбудителей разнообразны и включают контактный, аспирационный и фекально-оральный; возможна также передача через плаценту. Особую эпидемиологическую опасность представляет такая форма течения М.в.и. (например, при скрепи, висне и др.), при которой скрытое вирусоносительство и типичные морфологические изменения в организме протекают бессимптомно.

Клиника м.и. возникают и развиваются без температурной реакции организма. Все губкообразные энцефалопатии, прогрессирующая многоочаговая лейкоэнцефалопатия, болезнь Паркинсона, проявляются нарушениями походки и координации движений, позднее к ним присоединяются гемипарезы и параличи. При куру и болезни Паркинсона характерно дрожание конечностей; при висне, прогрессирующей врожденной краснухе — отставание в массе тела и росте. Течение М.в.и., как правило, прогрессирующее, без ремиссий, хотя при рассеянном склерозе и болезни Паркинсона могут наблюдаться ремиссии, увеличивающие продолжительность заболеваний до 10—20 лет.

Отличия PrSc от PrPC

1. инфекционность

2. уникальные физико-химические свойства:

• резистентность к кипячению,

• резистентность к действию паров 70% этанола и 90 % формальдегида;

3. сохранение в фиксированных 10% раствором формальдегида тканях;

4. инертность к действию реагентов, разрушающих нуклеиновые кислоты;

Наши рекомендации