РНК-содержащие онкогенные вирусы

РНК-содержащие онкогенные вирусы (онкорнавирусы) относятся к одному семейству — Rеtrоviridае. Превращение нормальной клетки в злокачественную под влиянием ДНК-вирусов

рассматривается как результат включения ДНК-вируса в клеточный геном. Включение же РНК-вирусов в ДНК клетки невозможно. Только после открытия фермента обратной транскриптазы, образующей ДНК на матрице РНК, появилась возможпость объяснить механизм действия онкорнавирусов.

К многочисленной группе онкорнавирусов отнесены вирусы со сложным типом симметрии, имеющие диаметр вириона 100 нм. Основу этой группы составляют вирусы саркомно-лейкозного комплекса птиц и мышей, ответственные за естественно встречающиеся саркомы и лейкозы.

К онкорнавирусам относятся вирусы, вызывающие карцино­му молочных желез мышей, крыс и обезьян, вирусы, индуцирующие лейкозы и саркомы у крыс, морских свинок, кошек, обезьян, возможно, человека. Общими свойствами для онкогенных рпро. вирусов являются:

наличие однонитевойРНК, капсида и суперкапсида:

наличие обратной транскриптазы (РНК-зависимая ДНК полимераза);

репликация через стадию образования двунитевого ДНК-провируса;

интеграция ДНК-провируса с клеточным геномом.

Онкорнавирусы подразделяют на три типа: В, С, D.

Вирус типа В имеет диаметр 80—120 нм и отростки, расположенные на наружной поверхности. В настоящее время известно два онкорнавируса типа В. Один из них как в естественных, так и в экспериментальных условиях вызывает рак молочных желез мышей. Электронная микроскопия позволила выявить при раке молочных желез у женщин морфологически сходные вирусные частицы, природа которых изучается. Другой онкорнавирус типа В выявлен у морских свинок и, возможно, связан с лейкозом у этих животных.

Вирус типа С имеет диаметр 60—150 нм, гладкую поверхность, оптически электронно-плотный нуклеоид. Он выделен из опу­холи и нормальных тканей макак-резусов и обезьян саймири, а также из перевиваемых клеток человека и свиньи. Является возбудителем лейкозов, саркомы у птиц, мышей, кошек, обезь­ян и крупного рогатого скота. Предполагают, что участие этого вируса в опухолевых процессах человека обязательно.

Единственным онкорнавирусом, для которого эксперименталь­но доказана ассоциация с некоторыми формами заболеваний че­ловека, является вирус типа D. По некоторым данным, в ассоци­ации с онкорнавирусами С и В обнаруживается вирус типа А. Однако более вероятно то, что самостоятельных вирусов тина Анет и они являются лишь стадией развития вирусов С и В.

НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ВИРУСЫ - ВОЗБУДИТЕЛИ МЕДЛЕННЫХ СПОНГИОЗНЫХ ЭНЦЕФАЛОПАТИЙ

Возбудители хронических прогрессирующих летальных инфекций ЦНС человека и животных обладают особыми атипичными физико-химическими свойствами:

устойчивостью к формальдегиду, глутаральдегиду, хлороформу, спирту, эфиру, фенолу, йоду, перекиси водорода, оксиду этилена, нуклеазам, нагреванию до 80°С, ультрафиолетовому облучению, ионизирующей радиации (γ-лучам), ультразвуку;

полным отсутствием антигенности частично очищенных высокоинфекционных препаратов;

отсутствием морфологически различимых вирионов при электронной микроскопии (сердцевины или оболочки);

наличием в зараженном мозге амилоидоподобных фибрилл, напоминающих агрегированный белок — белок приона.

Появились сообщения о том, что открыты вирусы без нуклеиновой кислоты и белков, отличных по антигенной структуре от белков хозяина. С. Б. Прузинер назвал эти инфекционные белковые частицы прионами. Эти агенты, возможно, способны реплицироваться, используя клеточную генетическую информацию. Они (ываютдва заболевания человека: куру и болезнь Крейцфельдта

— Якоба (БКЯ) и их клинические варианты, а также болезнь скрейпи у овец и коз, губчатые энцефалопатии норок и хроническое истощение у домашних оленей и лосей.

Основной особенностью этих инфекций является поражение ЦНС, не затрагивающее другие органы и ткани. Размножение возбудителей происходит очень медленно, со временем удвоения около пяти дней, поэтому для накопления вируса в высоком титре, при котором происходит нарушение функций и гибель клеток, необходимы месяцы.

На ранней стадии инфекции вызывают амитотическое деле-| клеток, их слияние. Поскольку нервные клетки фиксированы Ими отростками и не делятся, в них возможно накопление этих медленно размножающихся вирусных частиц.

При культивировании вирусов в перевиваемых клеточных культурах не наблюдается их накопления в высоких титрах, поскольку клетки делятся чаще, чем удваивается титр вируса,— в результате этого клеточные культуры самостерилизуются.

Характерными биологическими особенностями данных неканонических вирусов являются: отсутствие воспалительных реакций, болезнь протекает без лихорадки; хроническая прогрессирующая патология — медленная инфекция; отсутствие продукции интерферона; отсутствие вирусной нуклеиновой кислоты, выявляемой по гибридизации или трансфекции; отсутствие антигенности, а также белков, отличных от белков хозяина.

Куру — первое из хронических подострых дегенеративных за­болеваний человека, для которого доказана вирусная этиология. Такие медленно развивающиеся, без воспалительного ответа на медленное разрушение клеток мозга, болезни человека с много­летним инкубационным периодом, ранее не были известны. Бо­лезнь развивается внезапно и условно разделяется на три стадии: ходячую, сидячую и терминальную. Первые признаки — спотыкание и расстройство походки. Некоординированность движений ног, затем, рук, тремор, атаксия. Потом симптомы нарастают, наступает недержание мочи и кала, больной перестает говорить и реагировать на внешний мир.

С самого начала исследований куру, в 1956 году, наблюдали более 2500 случаев, которые все закончились смертью в течение двух лет.

Механизм распространения куру связан с ритуальным канни­бальским обрядом, при котором папуасы Новой Гвинеи употреб­ляли в пищу внутренние органы умерших в знак траура и уваже­ния к ним. Они вскрывали трупы голыми руками, потом их не мыли, вытирали о тело и волосы, расчесывали раны и места уку­сов насекомых, что могло привести к многочисленным внутрикожным инокуляциям.

Вирус регулярно выделяли из тканей мозга больных куру. В пе­чени и селезенке вирус обнаруживается в меньших титрах. Кровь, моча, слюна, лейкоциты, СМЖ, молоко, плацента, оболочки плода больных куру не содержали вируса.

Смертность от куру за последние 25 лет значительно снизи­лась, в настоящее время болезнь не встречается у детей и подрос­тков и по мере прекращения каннибализма исчезает.

Болезнь Крейцфельдта — Якоба (БКЯ) — редкая, спорадичес­ки встречающаяся вирусная деменция, обнаруживаемая по всему миру. Примерно 10 % случаев имеют семейный характер наследо­вания. Клиническая картина включает прогрессирующую общую деменцию, миоклонус, нарушение моторных функций.

Передача от человека была обнаружена у реципиента, полу­чившего роговицу при пересадке от донора, которому ретроспек­тивно поставили диагноз БКЯ. Заболел реципиент через 18 ме­сяцев после трансплантации. Возможность ятрогенной передачи при современных хирургических манипуляциях привела к тому, что из-за чрезвычайно высокой устойчивости неканонических вирусов, вызывающих куру и БКЯ у человека и скрейпи у жи­вотных, в настоящее время для дезинфекции инструментов и за­раженных поверхностей рекомендуется автоклавирование при 6,7 атм. в течение часа и использование 5 %-ного гипохлорита натрия или 0,1 Н NаОН.

Повреждение клеток ЦНС при БКЯ такие же, как при куру. Таким образом, наличие в природе неканонических вирусов —

возбудителей губкообразных энцефалопатий расширяет наши представления о диапазоне существующих в природе вирусных структур.

Наши рекомендации