Выполните и опишите практическое задание
№1. Рост растений.
Для изучения ростовых процессов широко применяют метод нанесения меток на поверхность органа через одинаковые расстояния. По мере роста органа расстояния между метками увеличиваются и могут быть использованы для характеристики интенсивности роста разных участков растущей зоны органа.
Метки наносят тушью(растирают сухую тушь в 5%-м растворе декстрина или альбумина) или маркировочной жидкостью, полученной из сажи или активированного угля и парафинового масла (сажу или активированный уголь растирают с парафиновым маслом до образования густой жидкости).
Для нанесения меток используют щетинку, привязанную к палочке, тонко заточенную деревянную палочку или нитку, смоченную тушью или маркировочной жидкостью.
Результаты выражают графически, откладывая по оси абсцисс номера отрезков, а по оси ординат — приросты. Делают выводы о характере роста корня.
Побег растет неравномерно. В начале наблюдается медленный рост, затем его скорость увеличивается, достигнув максимума, снова замедляется ,и ,наконец ,рост прекращается. Таким образом ,наблюдается периодичность роста побега, которая характеризуется законом большого периода роста. Периодичность роста проявляется в том, что междоузлия, образующиеся по мере нарастания побега ,имеют неодинаковую длину.
Измеряют линейкой длину междоузлий побега какого-либо древесного растения. Строят графики роста междоузлий и побега. По оси ординат откладывают длину междоузлий и длину побега, по оси абсцисс – номера междоузлий, считая от основания побега. Делают вывод о периодичности роста.
№ 2. Явления корреляции, фототропизм.
Для опытов по фототропизму нужна фототропическая камера, то есть деревянный или картонный ящик, изнутри окрашенный черной краской (примерный размер ящика: длина 25 см, высота 20 см и ширина 15 см). Верхняя крышка ящика должна открываться. На одной вертикальной стенке ящика есть отверстие диаметром 3-4 см, закрывающееся от света подвижной заслонкой или пробкой (рис.1). Таких фототропических камер следует иметь несколько или одну, но более широкую с несколькими отделениями, по числу испытуемых растений, например для вики, горчицы, проса, кукурузы.
Для проведения опытов семена высевают заранее в маленькие цветочные вазоны, наполненные землей, которые помещаются в темное место. Когда появятся этиолированные всходы растений, поставим их в фототропические камеры, отверстия которых направим к свету.
Понаблюдаем за положительным фототропизмом стеблей. Через сколько минут заметны фототропические изгибы стеблей различных растений?
Рис.1. Фототропическая камера на два отделения. Боковая стенка на рисунке показана вскрытой, чтобы были видны фототропические изгибы стеблей растений.
Влияние одних частей растения на скорость и характер роста других называется корреляцией роста. Такое влияние может быть стимулирующим и тормозящим.При коррелятивном торможении один орган подавляет рост другого. При удалении тормозящего органа рост угнетенного организма усиливается. Если удалить цветки, то рост вегетативных частей продлевается, причем весьма значительно. Удаление боковых побегов(пасынков) у томата вызывает усиленный рост плодов.
Для опыта необходимо взять 2 побега сирени и поставить в стакан с водой. Верхнюю почку у одного побега отрезать и оставить побеги на 2 недели в покое. После этого можно заметить, что у того побега, у которого была срезана верхняя почка ,боковые почки быстрее раскрылись, у второго побега этого не наблюдалось. Происходит процесс корреляции.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Алехина, Н. Д. Физиология растений: учеб. для студентов вузов / Н. Д. Алехина,
Ю. В. Балнокин, В. Ф. Гавриленко и др. М.: Издательский центр ≪Академия≫,
2005.
2. Кузнецов, В. В. Физиология растений: учеб. для вузов / В. В. Кузнецов,
Г. А. Дмитриева. М.: Высшая школа, 2005.
3. Медведев, С. С. Физиология растений: учебник / С. С. Медведев. СПб.:
С.-Петерб. университет, 2004.
4. Полевой, В. В. Физиология растений / В. В. Полевой. М.: Высш. шк., 1989.
5. Третьяков, Н. Н. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений:
учебник / Н. Н. Третьяков, Е.И. Кошкин, Н.М. Макрушин и др. М.: Колос, 1998.
6. Юрин, В. М. Физиология растений: учебное пособие / В. М. Юрин. Минск: БГУ,
2010.
7. Якушкина, Н. И. Физиология растений: учеб. для студентов вузов, обучающихся
по спец. ≪Биология≫ / Н. И. Якушкина, Е. Ю. Бахтенко. М.: ВЛАДОС, 2005.
Дополнительная
1. Албертс, Б. Молекулярная биология клетки. Т.5 / Б. Албертс, Д. Брей,
Дж. Льюис, М. Рэфф, К. Робертс, Дж. Уотсон. М.: Мир, 1987.
2. Гавриленко, В. Ф. Избранные главы физиологии растений: учеб. пособие / В.
Ф. Гавриленко и др. М.: МГУ. 1986.
3. Гудвин, Т. Введение в биохимию растений. Т. 1, 2 / Т. Гудвин, Э. Мерсер. М.:
Мир, 1986.
4. Кретович, В. Л. Биохимия растений / В. Л. Кретович. М.: Высшая школа,
1986.
5. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. М.: Высшая
школа, 1998.
6. Терминология роста и развития растений / под ред. М. Х. Чайлахяна. М.:
Наука, 1983.
7. Щербаков, В. Г. Биохимия / В. Г. Щербаков и др. СПб.: ГИОРД, 2003.__
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет естественнонаучного образования
кафедра биологии и биологического образования