Критерии способностей к эмоциональному резонированию
Личность способна к эмоциональному резонированию, если:
1.У нее широкий диапазон восприятия эмоций партнеров.Диапазон восприятия зависит от сенсорной системы и интеллекта, поэтому люди по-разному реагируют на вариации эмоциональных проявлений других.
Один человек имеет тонко организованную сенсорную систему и, благодаря хорошему интеллекту, легко улавливает оттенки всяких эмоциональных состояний партнеров.
Другой человек обладает менее совершенной сенсорной и интеллектуальной организацией и потому очень посредственно воспринимает и расшифровывает эмоциональные состояния окружающих.
У некоторых людей диапазон восприятия чужих эмоций очень узок, поэтому они с опозданием реагируют на перемены в состояниях партнера или вовсе не замечают перемен. Они плохо воспринимают полутона, и, чтобы воздействовать на них, приходится говорить громко, утрировать смысловую окраску голоса, пережимать в мимике. Но иногда, в состоянии душевного подъема в окружении приятных знакомых (у некоторых – после приема алкоголя), диапазон восприятия партнеров резко расширяется. Такое наблюдается в состоянии влюбленности. Влюбленный обычно тонко реагирует на перемены, происходящие в душе объекта увлечения. Но когда чувства угасают, резко суживается диапазон эмоционального отражения.
Для тех, кто работает с людьми, необходимым качеством является восприимчивость к эмоциональным состояниям партнера. Особенно важны эмоциональные состояния человека и перемены в них в медицине – как источник информации о пациенте для врача-специалиста любого профиля.
Оригинальную диагностическую методику разработала и запатентовала специалист по детскому церебральному параличу из Санкт-Петербурга Т.И. Серганова (1995). Признаки этого заболевания можно выявить у грудных младенцев по особенностям их плача.
2. Личность способна адекватно расшифровывать эмоциональные состояния партнеров. Здесь важное значение имеет сигнальная функция эмоций, с помощью которой человек выражает свое отношение к тому, что ему не безразлично (беспокоящие внутренние ощущения, интересы и желания, насущные проблемы), как бы «кодирует» свои отношения к происходящему, а партнеры – «декодируют» его эмоции, то есть стараются понять, что же он хотел ими выразить.
Адекватно расшифровать эмоциональный сигнал партнера – уловить в нем именно тот смысл, который в него был вложен.
Условия, от которых зависит умениеадекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров:
а) достаточный гуманистический опыт, (опыт общения с людьми разного возраста, разного психического склада, разной культуры, разных национальностей), тесный контакт человека с домашними животными (при этом органы ощущений настраиваются на такой «диапазон частот», которыми люди между собой не пользуются – сенсорно-интуитивный).
«Вспоминается радиорассказ одного пожилого ненца, сетовавшего на то, что редеет стадо северных оленей и беднеет человеческая личность. Наблюдения показывают, что дети, выросшие в постоянном общении с оленями, мягче характером, чувствительнее, отзывчивее. Исчезает, уничтожается олень – за-глушается канал эмоционально-энергетического отражения живой природы» (В.В. Бойко, 1996);
б) объем оперативной эмоциональной памяти, необходимый для адекватной расшифровки сигналов, по которому можно судить, насколько успешно человек запоминает характер и оттенки эмоций в момент, когда их переживает партнер. Встречаются люди, у которых большой объем памяти на эмоции, непосредственно проявляемые партнерами. Но есть и такие, которые затрудняются запомнить демонстрируемую эмоцию и воспроизвести ее – эмоции партнера не оставляют заметного следа в их памяти;
в) важно не приписывать эмоциям партнера смыслы и оттенки, которых в них вовсе нет. Есть люди, готовые по некоторым причинам находить в эмоциях партнера субъективное содержание. Их декодирующее устройство, очевидно, имеет какой-то дефект, при этом появляется «шум» в виде настроений или привычных эмоций. Иногда случается так, что отношение к партнеру диктует свою волю. Если у личности есть психические отклонения, то они являются причиной искаженной интерпретации эмоций партнеров;
г) опыт профессионального общения играет огромную роль чем больше стаж работы медика с пациентами, учителя с учениками, следователя с преступниками, продавца с покупателями, тем доступнее расшифровка эмоциональных состояний субъектов профессиональной деятельности.
3. Имеются достаточно яркие и сильные эмоции, чтобы их свободно воспринимали и расшифровывали партнеры. Очень важно то, что эмоциональное резонирование возможно при наличии обратных связей: вы откликаетесь на состояния партнера, а он, в свою очередь, воспринимает и оценивает вашу реакцию.
Следовательно,чтобы информационно-энергетический круг замыкался, надо обладать двумя способностями: хорошо декодировать эмоции партнера и отчетливо подавать ему сигналы о своих состояниях.
4. Эмоции достаточно подвижны и легко переключаются на партнеров–когда человек умеет проявлять свои эмоции соответственно ситуациям и по мере надобности направлять их то на себя, то на партнеров, то на деятельность, которой он занят, то на предметы, с которыми действует.
Существует тип людей, эмоции которых находятся на услужении у собственного Я. Это эгоисты, они не способны проявлять эмоционально-энергетическое созвучие с окружающими. Энергетический контур эгоиста замкнут на самого себя, его смысл существования только в занятиях любимым делом; такой человек не может дарить окружающим теплоту, заботиться о них, ему некогда соучаствовать и сопереживать.Эмоциональная черствость становится сопутствующим качеством так же и для тех, кого захватил вещизм. Односторонняя ориентация эмоций обедняет личность.
Безграничный и вездесущий альтруизм тоже сомнительное достояние личности – ведь нельзя глубоко и искренне посвящать эмоции другим, если при этом эмоции не касаются твоего Я.
Для профессионала, работающего с людьми, очень ценным качеством является способность переключать эмоции на партнера: концентрация эмоций на партнере – символ внимания к нему, знак субъективного отношения и проявление воспитанности.
Глава 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ
Патология и эмоции
Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, эти причины носят индивидуальный характер. Есть даже причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян считают такими причинами особые ценности и установки, устанавливаемые в социуме. Они могут создать психологическую предрасположенность к эмоциональным расстройствам, в том числе к переживаниям отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.
К. Хорни, создав социокультурную теорию неврозов, обратила внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те, кто меня окружает). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности.
К патологическим изменениям эмоциональных свойств личности относится аффективная возбудимость, слабость, вязкость, истощаемость.
Аффективная возбудимость – это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Формой проявления аффективной возбудимости является раздражительность.
Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью (гиперестезией) ко всем внешним раздражителям. Разновидностью аффективной слабости является гневливость.
Аффективная вязкость – инертность, ригидность. К ней относится, например, патологическая злопамятность.
Аффективная истощаемость характеризуется кратковре-менностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т.д.), после которых наступают слабость и безразличие. К ней относится садизм, мазохизм, садомазохизм.
Как отмечает В.В. Бойко, различные патологии приводят к многим видам извращения эмоциональных реакций:
1. Эмоциональная неадекватность (эмоциональные реакции становятся неадекватными): аутизм; эмоциональные автоматизмы; эмоциональная парадоксальность; парамимия; паратимия; амбивалентность; эхоламия.
2. Идиосинкразия – болезненное отвращение к определенным раздражителям.
3. Эмоциональная лабильность – неустойчивость эмоционального фона.
4. Эмоциональное огрубление – утрата тонких эмоциональных дифференцировок.
5. Поверхность эмоциональных переживаний – неглубокие переживания.
6. Гипомимия – двигательное угнетение, развивающееся в мимической мускулатуре.
7. Эмоциональная тупость – душевная холодность, бессердечие.
8. Амимия – высшая степень гипомимиии.
9. Гипермимия – не обусловлена переживанием эмоций.
10. Алекситимия – сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний.
Патологические эмоциональные состояния:
1. Патологические аффекты и бредовые идеи.
2. Психические травматические состояния.
3. Страхи (фобии): недифференцированные (беспредметные); ночные; неврозы;
4. Гипертемия (повышенное настроение различных оттенков): благодушие; экзальтированность (восторг, восхищение); эйфория.
5. Гипотимия (сниженное настроение различных оттенков): угнетенно-подавленное; скучное; тревожное; тоскливое; угрюмо-мрачное.
6. Астеническое состояние.
Эмоциональная сфера при различных патологиях:
1. Эмоциональное нарушение у детей с задержкой психического развития и нарушение интеллекта.
При ранних расстройствах шизофренического характера, при выраженном психическом недоразвитии наблюдается эмоциональная незрелость.
При психологическом инфантилизме эмоциональная сфера детализировано находится на более ранней ступени развития. Эмоции яркие и живые.
При задержке психического развития церебрально-органи-
ческого генезиса появляются нарушения в эмоциональной сфере. Отсутствует живость и яркость эмоций, наблюдается склонность к эйфории.
При задержке психического развития соматогенного происхождения наблюдается боязливость, связанная с ощущением своей неполноценности.
При задержке психического развития психогенного происхождения наблюдается боязливость, застенчивость при общении со взрослыми.
2. Эмоциональные особенности детей с невротическими проявлениями.
Штепа отмечал, что для детей характерны тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость.
3. Эмоциональные нарушения при поражении различных отделов мозга.
Для гипофизарно-гипоталамической локализации очага поражения, по Доброхотовой, характерно постепенное обеднение эмоций.
Лурия рассматривал эмоционально-личностные изменения (тупость, эйфория, благодушие) как важнейшие симптомы поражения лобных долей мозга.
4. Эмоциональные нарушения при поражении правого и левого полушария головного мозга.
5. Эмоциональные нарушения у душевнобольных.
6. Эмоциональные особенности больных алкоголизмом.
Глава 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. ФОРМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ